Московские фоторепортеры провели пикет в поддержку коллег, задержанных в Грузии по обвинению в шпионаже. Около 50 человек собрались в Малом Ржевском переулке, у Секции интересов Грузии посольства Швейцарии в Москве. Фотографы, сменяя друг друга, держали плакаты, гласящие: "Я фотограф, а не шпион", "Без фотографий нет демократии".
Напомним, что в Грузии с 7 июля под стражей по обвинению в шпионаже находятся Зураб Курцикидзе (представитель "Европейского пресс-фото-агентства" в Грузии), Ираклий Геденидзе (личный фотограф президента Грузии) и Георгий Абдаладзе (фотограф "Алия Холдинга" и МИД Грузии). Следствие ведется в обстановки строгой секретности, адвокатам обвиняемых запрещено давать комментарии о ходе расследования прессе, при этом 18 мая прокуратура распространила признательные показания Георгия Абдаладзе и Зураба Курцикидзе.
Присутствовавший на пикете в Москве шеф-фотограф Московского бюро "Европейского пресс-фото-агентства" (EPA) Сергей Чириков, заявил, что абсолютно убежден в невиновности задержанных фотографов, и предположил, что их покаяние было выбором "меньшего зла" по сравнению с тем физическим воздействием, которое к ним, возможно, применялось:
– Этот абсурд рассчитан на людей, которые не представляют себе как работает фотожурналист. Сразу после ареста им предъявили запись переговоров нашего фотографа Зураба Курцикидзе с Ираклием Геденидзе и Георгием Абдаладзе: он просил их сообщить номера счетов для перечисления гонораров. Но это мы (EPA) попросили Зураба, чтобы он передал Геденидзе и Абдаладзе нашу просьбу прислать банковские реквизиты для перечисления гонорара за предоставленные ими фотографии, в том числе и с разгона акции оппозиции. Предоставленный Геденидзе номер банковского счета мы приложили к гонорарной ведомости и отправили во Франкфурт – это обычная практика оплаты фотографий. Ну, допустим, это могло вызвать подозрения. Задержали людей, получили объяснения, выяснили, что произошло недоразумение, – так отпустите людей! Нет! Они начинают свое недоразумение развивать, вынуждать людей на какие-то абсурдные признания еще дальше углубляясь в неправду...
Я свое время работал в "Известиях", и у нас были собкоры в Америке, которые выдавали огромное количество материала, а были собкоры, которые выдавали одну статью в месяц – о них можно было предположить, что это люди, работающие под журналистским прикрытием. О Зурабе (Курцикидзе) этого никак нельзя было сказать – он все свое время заполнял фотожурналистикой: снимал огромное количество национальных праздников, религиозных обычаев и т.д. Человек очень стеснительный, робкий, очень чистый нравственно человек. Жил абсолютно по средствам в маленькой квартире на окраине Тбилиси со своей мамой-пенсионеркой, – рассказал Сергей Чириков корреспонденту Радио Свобода.
О странности признаний говорили все участники пикета, в том числе его организатор, фотограф агентства "Франс-пресс" Василий Максимов:
– Когда они говорят, что было задание фотографировать демонстрации и митинги, эмоции людей и передавать эти фотографии, – это не доказательства шпионской деятельности, а доказательства нормальной работы фоторепортера. Зачем спецслужбам фотографии с общественных акций, когда можно подписаться на фотоленту любого агентства?! – недоумевает Максимов.