Балетмейстер и танцовщик Андрис Лиепа готовит в Театре Елисейских полей в Париже постановку балета "Клеопатра" из репертуара труппы Сергея Дягилева.
Лиепа уже много лет занимается восстановлением репертуара "Русских сезонов" и поставил 11 спектаклей, которые в начале XX века – в исполнении труппы Дягилева – производили фурор во многих странах Европы. Балеты антрепренера Дягилева в ту пору ставили хореографы Михаил Фокин и Джордж Баланчин на музыку Стравинского, Бородина, Глазунова, Чайковского, а декорации для них создавали Бакст, Бенуа, Пикассо и другие художники. В 2009 году весь мир широко отметил столетие "Русских сезонов". О проекте Андриса Лиепы, который намеревается в ближайшее время поставить еще несколько "забытых шедевров", Радио Свобода рассказала журналист газеты "Коммерсант" Татьяна Кузнецова:
– Суть замысла Лиепы – типично коммерческая. Причем это стало понятным задолго до столетнего юбилея "Русских сезонов", которые театральный мир отметил в 2009 году. Андрис делал первые свои балеты, еще в 90-х годах, и уже тогда их подлинность можно было подвергнуть сомнению, в частности, "Петрушки". Целые фрагменты были заимствованы из репертуара ансамбля Моисеева. Тогда это не очень скрывалось, поскольку эти работы помогал ставить Николай Андросов, солист ансамбля Моисеева. Но те вещи все-таки были похожи на подлинники. А потом Андрис Лиепа стал делать спектакли, которые в оригинале история не сохранила, например, "Синий бог". Но их качество и хореография противоречат всему, что мы знаем, тут даже о стилизации говорить невозможно.
Меня абсолютно не волнует, как Лиепа и компания зарабатывают деньги. Тем более что находится достаточно зрителей, которые хотят потреблять эту продукцию. И я знаю, что в Париже, например, эти спектакли прошли хорошо, а в Лондоне, где критики тонко знают наследие Дягилева, они были в оценках довольно жестки. Можно заниматься коммерческим проектом, просто не надо, мне кажется, при этом настаивать, что хранитель русской культуры – это он, Андрис Лиепа. Да и пропагандировать Сергея Дягилева специально не нужно. Это во всем мире личность настолько известная, настолько фундаментальная, что в пропаганде не нуждается.
Мариинский театр в 2012 году покажет в Вашингтоне свои "Русские сезоны" – "Шопениану", "Шахерезаду" и "Жар-птицу". И это, конечно,серьезнее. Во-первых, "Шопениана" – единственный балет хореографа Фокина, который сохранялся в СССР и не терялся. В отличие от других балетов, он при жизни Фокина был поставлен в Мариинском театре. "Шахерезада" – та версия, которая там и сейчас и идет. Так что я уверена, что в Мариинском театре все будет гораздо серьезнее – считает Татьяна Кузнецова.
Говорит обозреватель Радио Свобода, историк культуры Иван Толстой:
– Многие пытаются восстанавливать дягилевские балеты, это происходит во всем мире. И началось это сразу после смерти Сергея Павловича, и продолжается до сих пор. Хорошо ли это делает Андрис Лиепа, – есть разные точки зрения. Я не настолько хорошо знаком с деятельностью Андриса Лиепы как постановщика, чтобы выносить какие-то суждения. Но общее представление о том, что эта тенденция правильная, у меня есть. И я ее, безусловно, одобряю. А представить себе достоверность, подлинность дягилевских балетов весьма трудно, потому что Дягилев запрещал съемку. При жизни Дягилева сохранилась только одна, кинопиратская, съемка 29-го года. В Лондоне Сергей Лифарь, его первый и любимый ученик, поставил один из балетов, фрагмент из которого был выложен недавно в интернет BBС: это небольшой фрагмент, снятый откуда-то с галерки.
При этом многое известно о том, что происходило на сцене при антрепренерстве Сергея Дягилева. Его балеты стояли на трех китах: танец, музыка, декорации и костюмы. Декорации и костюмы сохранились, если не живьем, то в виде огромного количества эскизов, фотографий, воспоминаний и описаний людей. Сохранилась музыка, которую можно воспроизвести. Дальше, конечно, балет как великое синтетическое искусство, должен представить в первую очередь танец. Какими будут танцовщики и танцовщицы, мы не знаем. Что в итоге получается у Андриса Лиепы, должны, безусловно, судить эксперты и зрители-знатоки. Но мне кажется, что само направление поиска , восстановление в синтетическом виде всех этих трех элементов – танец, музыка и декорации с костюмами, – путь к восстановлению в интегрированном виде культуры в целом. Дягилев завещал нам, что культура едина и целостна. Тот путь, по которому идут восстановители дягилевского наследия, я могу только приветствовать как зритель.
Этот и дугие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Лиепа уже много лет занимается восстановлением репертуара "Русских сезонов" и поставил 11 спектаклей, которые в начале XX века – в исполнении труппы Дягилева – производили фурор во многих странах Европы. Балеты антрепренера Дягилева в ту пору ставили хореографы Михаил Фокин и Джордж Баланчин на музыку Стравинского, Бородина, Глазунова, Чайковского, а декорации для них создавали Бакст, Бенуа, Пикассо и другие художники. В 2009 году весь мир широко отметил столетие "Русских сезонов". О проекте Андриса Лиепы, который намеревается в ближайшее время поставить еще несколько "забытых шедевров", Радио Свобода рассказала журналист газеты "Коммерсант" Татьяна Кузнецова:
– Суть замысла Лиепы – типично коммерческая. Причем это стало понятным задолго до столетнего юбилея "Русских сезонов", которые театральный мир отметил в 2009 году. Андрис делал первые свои балеты, еще в 90-х годах, и уже тогда их подлинность можно было подвергнуть сомнению, в частности, "Петрушки". Целые фрагменты были заимствованы из репертуара ансамбля Моисеева. Тогда это не очень скрывалось, поскольку эти работы помогал ставить Николай Андросов, солист ансамбля Моисеева. Но те вещи все-таки были похожи на подлинники. А потом Андрис Лиепа стал делать спектакли, которые в оригинале история не сохранила, например, "Синий бог". Но их качество и хореография противоречат всему, что мы знаем, тут даже о стилизации говорить невозможно.
Меня абсолютно не волнует, как Лиепа и компания зарабатывают деньги. Тем более что находится достаточно зрителей, которые хотят потреблять эту продукцию. И я знаю, что в Париже, например, эти спектакли прошли хорошо, а в Лондоне, где критики тонко знают наследие Дягилева, они были в оценках довольно жестки. Можно заниматься коммерческим проектом, просто не надо, мне кажется, при этом настаивать, что хранитель русской культуры – это он, Андрис Лиепа. Да и пропагандировать Сергея Дягилева специально не нужно. Это во всем мире личность настолько известная, настолько фундаментальная, что в пропаганде не нуждается.
Мариинский театр в 2012 году покажет в Вашингтоне свои "Русские сезоны" – "Шопениану", "Шахерезаду" и "Жар-птицу". И это, конечно,серьезнее. Во-первых, "Шопениана" – единственный балет хореографа Фокина, который сохранялся в СССР и не терялся. В отличие от других балетов, он при жизни Фокина был поставлен в Мариинском театре. "Шахерезада" – та версия, которая там и сейчас и идет. Так что я уверена, что в Мариинском театре все будет гораздо серьезнее – считает Татьяна Кузнецова.
Говорит обозреватель Радио Свобода, историк культуры Иван Толстой:
– Многие пытаются восстанавливать дягилевские балеты, это происходит во всем мире. И началось это сразу после смерти Сергея Павловича, и продолжается до сих пор. Хорошо ли это делает Андрис Лиепа, – есть разные точки зрения. Я не настолько хорошо знаком с деятельностью Андриса Лиепы как постановщика, чтобы выносить какие-то суждения. Но общее представление о том, что эта тенденция правильная, у меня есть. И я ее, безусловно, одобряю. А представить себе достоверность, подлинность дягилевских балетов весьма трудно, потому что Дягилев запрещал съемку. При жизни Дягилева сохранилась только одна, кинопиратская, съемка 29-го года. В Лондоне Сергей Лифарь, его первый и любимый ученик, поставил один из балетов, фрагмент из которого был выложен недавно в интернет BBС: это небольшой фрагмент, снятый откуда-то с галерки.
При этом многое известно о том, что происходило на сцене при антрепренерстве Сергея Дягилева. Его балеты стояли на трех китах: танец, музыка, декорации и костюмы. Декорации и костюмы сохранились, если не живьем, то в виде огромного количества эскизов, фотографий, воспоминаний и описаний людей. Сохранилась музыка, которую можно воспроизвести. Дальше, конечно, балет как великое синтетическое искусство, должен представить в первую очередь танец. Какими будут танцовщики и танцовщицы, мы не знаем. Что в итоге получается у Андриса Лиепы, должны, безусловно, судить эксперты и зрители-знатоки. Но мне кажется, что само направление поиска , восстановление в синтетическом виде всех этих трех элементов – танец, музыка и декорации с костюмами, – путь к восстановлению в интегрированном виде культуры в целом. Дягилев завещал нам, что культура едина и целостна. Тот путь, по которому идут восстановители дягилевского наследия, я могу только приветствовать как зритель.
Этот и дугие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"