Марина Тимашева: В рамках Второго Петербургского международного кинофорума был создан молодежный Киногород ''Метрополис'' - киношкола для молодых независимых кинематографистов. О его работе рассказывает Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: ''Метрополис'' - это имя и Киногорода, и кинофестиваля для молодых независимых авторов, чьи работы давно уже составляют целый пласт альтернативной культуры в Интернете. Киногород расположился в одном из красивейших пригородов Петербурга, в Репино. Участники ''Метрополиса'' съехались из 31 российского 17 зарубежных городов. На конкурс было прислано 500 игровых фильмов, из них члены жюри - Александр Сокуров, Любовь Аркус, Авдотья Смирнова, Игорь Толстунов, Федор Лясс, Сергей Лозница - отобрали около 200 фильмов для внеконкурсного показа, 15 картин составили шорт-лист фестиваля.
Поскольку Киногород - это школа, в ней были образовательные программы: ретроспектива независимого малобюджетного кино - фильмы независимых кинемоторафистов, получивших признание на крупнейших артхаус кинофестивалях мира, и программа ''Шедевры мирового кинематографа''. За неделю прошло 18 семинаров - для продюсеров, сценаристов, режиссеров и операторов. Семинары сценаристов вела Авдотья Смирнова, режиссерские семинары - Александр Расторгуев, будущие операторы ходили к Федору
Ляссу, а тайнами продюсерской профессии делились сразу несколько
мэтров, в их числе - знаменитый руководитель английской Национальной школы Кино и телевидения в Беконсфилде Ник Пауэл. Его лекция, которую он прочел населению ''Метрополиса'', называлась ''30 уроков продюсерского мастерства''. Говорит президент Киногорода Александр Сокуров.
Александр Сокуров: Отборочная комиссия через Интернет обратилась ко всей молодой интернетовской аудитории с просьбой прислать свои работы. Целая группа людей отсматривала эти работы. Условие, которое поставил наш маленький фестиваль — человек не должен иметь законченного высшего кинематографического образования (не более третьего курса), человек должен иметь какое-то среднее образование, и он должен прислать игровую картину, желательно короткого метража. В результате большой отборочной работы появилась эта стопка — 15 картин, которые выбраны из большого перечня. Я рад, что здесь представлены самые разные города, выбор проходил достаточно независимо, от меня независимо точно, потому что есть работы, которые я включил бы в этот список, а они не вошли. Я полагаю, что опыт ''Метрополиса'' - беспрецедентный опыт, в буквальном смысле: в таком объеме и с таким содержанием ничего подобного в мире, как нам кажется, нет. Проводя такую киношколу мы, конечно, не только протягиваем руку помощи, но, главным образом, мы даем шанс, мы говорим нашим соотечественникам (для меня, в первую очередь, конечно, нашим соотечественникам), что они не одни, что кинематографическая среда - не пустое пространство, что она занята не только выяснением взаимоотношений внутри каких-то кланов или внутри групп, она не только борется и участвует в процессах гражданского сопротивления, но мы еще принципиально основательно очень готовы заниматься будущим наших молодых людей. Нам они нужны. Нужны ли мы им - время покажет. Они нам, нашему Отечеству и нашей культуре абсолютно нужны, потому что нужно выращивать силу сопротивления . Моя задача, моя цель участия в этом, чтобы появились люди, способные сопротивляться. Это очень важно для того поколения, которое сопротивляться не способно - они должны уметь отстаивать свою точку зрения, понимать, что есть эволюция в культуре, эволюция в кинематографе, что нельзя ничего в культуре начинать в нуля, можно только продолжать, можно всегда оглядываться по сторонам, всегда смотреть, что у тебя было за спиной. А нам, в России, стыдиться кинематографа нашего не пристало.
Татьяна Вольтская: Говоря об отобранных фильмах, Александр Сокуров сожалел, что в них преобладает социальная тематика, вот и художественный руководитель ''Метрополиса'' Михаил Баркан считает, что вопросы мировоззрения, внутреннего мира человека гораздо важнее. По его мнению, отсутствие таких глубоких тем - это не вина молодых людей, но их беда, и поэтому особенно важно, что в Киногороде они могут встретиться с мэтрами кинематографии.
Михаил Баркан: Понятно, что за одну лекцию много не узнаешь, но с точки зрения постановки мозгов на место и, вообще, провокации желания что-то узнавать дальше... Кто-то приедет, книжки начнет читать, кино смотреть, и так далее. Туда же я отношу внутренние просмотры, которые связаны с шедеврами независимого кино, которые, для самоощущения молодых ребят очень важны, потому что показывают фильмы, которые снимались также любителями за три копейки, а стали событиями мирового кино. Это как бы сокращает дистанцию в рассуждениях какого-то человека, живущего в Набережных Челнах: где я, где мировой кинематограф. Да, в общем, не так далеко. ''Метрополис'' - очень хороший толчок к такому пониманию, что профессиональная среда не определяется наличием у тебя диплома. Очень много работ пришло из ВГИКа и из КИТа, и ничего мы там интересного не нашли. Они сделаны профессионально, они сделаны правильно, но смотреть их скучно, ничего там не трогает. Кино это все-таки немножко другое, кино очень тесно связано с тем, что у человека в голове, в сердце. Этому институт не учит, но, к сожалению, он и не будит ничего в них.
Татьяна Вольтская: А, может быть, наоборот, закатывает под асфальт ''мастерства'' какие-то ростки?
Михаил Баркан: Закатывают авторское кино, настоящее кино. Оно пробивается благодаря усилиям каких-то энтузиастов, тому, что кто-то из продюсеров о душе решил подумать в какой-то момент, типа: ''Давайте с наших дивидендов выделим этим ребятам''.
Снимают под Голливуд, снимают плохо. Мое глубокое убеждение - на этой поляне нам делать нечего, мы эту историю проиграли еще в 70-х. Когда вышли ''Звездные войны'', все стало понятно, а сильные стороны советского кино лежали в совершенно другой плоскости. Очень странно, что наше профессиональное образование пошло не по пути возрождения того, что составляло славу. Причем, если мы придем в любой вуз, везде разбирают Тарковского, Паражданова, но при этом все равно, разбирая Тарковского, все про себя думают: как бы мне заказик на сериальчик для Первого канала отхватить? Он приходит туда, продюсер ему говорит: ''Ну что, снимать умеешь?''. А он: ''А вы знаете, я вот тут захотел наплыв на третьем плане...''. На что продюсер говорит: ''Слушай, давай без этих глупостей. Людям это не надо''. И думают: ''Я когда-нибудь потом сниму фильм ''Зеркало''. Проблема только в том, что не снимешь ты его потом, ты всю жизнь будешь вот это снимать — единицы, кто вырвался.
Татьяна Вольтская: Один из участников внеконкурсной программы - Гуж Татевосян, приехал из Армении. Его фильм ''Дед Маркар'' - о старике, попавшем в странную ситуацию.
Гуж Татевосян: О дедушке, который в одно утро просыпается (он живет в деревне) и обнаруживает, что дом разделен на два государства - дом находится в одном государстве, а туалет - в другом государстве. Так сложилось, что границу поменяли и дом оказался на границе. Он начинает копать окоп, сражаться за туалет. Ну, в конце он побеждает. Фильм о человеке, который борется за свою землю, за свою честь.
Татьяна Вольтская: Конечно, и этот фильм, и все остальные надо смотреть. И фильм ''Красная коробка'', получивший приз за лучшую режиссуру, чьего автора, Андрея Загидуллина из Челябинска члены жюри называют последователем Чаплина. И получивший гран-при фильм ''Режим ограниченной функциональности'' московских авторов Сергея Овчинникова и Степана Девонина - о человеке, работающем ''боксерской грушей'' - его бьют, калечат, а потом увольняют, но он рвется назад. И фильмы, отмеченные в других номинациях, и, конечно, картину о наркотиках в школьной среде ''Над пропастью'' 16-летнего Димы Рогозина, которого Александр Сокуров
наградил своей личной премией ''Моя надежда''. Дима говорит, что не
поверил своим ушам, когда ему в Омск позвонил Сокуров.
Дима Рогозин: Я там бегал, кричал, что мне позвонил Александр Николаевич, я хожу на семинар великих людей, перенимаю какой-то опыт. Вообще эта неделя прошла быстро, но она как-то поменяла мои взгляды на многое.
Татьяна Вольтская: Все призеры, отмеченные в основных номинациях, получили специальный знак - скульптурный отпечаток руки Александра Сокурова.