Ссылки для упрощенного доступа

Максим Шевченко не пересек красную линию


Максим Шевченко своими высказываниями создал скандальную ситуацию.
Максим Шевченко своими высказываниями создал скандальную ситуацию.
Российский еврейский конгресс призвал российские СМИ отказаться от сотрудничества с журналистом Максимом Шевченко, допустившим шовинистическое высказывание. Главный редактор "Эха Москвы" настаивает на продолжении сотрудничества с Шевченко.

Созвать внеочередное заседание Общественной палаты. Приостановить сотрудничество Первого канала и "Эха Москвы" с публицистом Максимом Шевченко. С таким призывом выступил Российский еврейский конгресс (РЕК) в письмах к руководству Общественной палаты и указанных СМИ. Письма появились после того, как Максим Шевченко, комментируя теракты в Норвегии для одного из интернет-ресурсов, определил Андерса Брейвика как "крайнего любителя политики Израиля (он расстреливал людей, которые собрались в лагере в поддержку палестинского сопротивления)". Развивая свою мысль, Шевченко подчеркнул: "Политика государства Израиль по отношению к палестинцам… напоминает во многом нацистскую политику в Германии по отношению к евреям".

"Откровенно шовинистское, разжигающее антиизраильские настроения высказывание Максима Шевченко - далеко не первое, но на этот раз вышедшее за рамки понимания, - вступает в безусловное противоречие с базовыми принципами работы Общественной палаты РФ, и особенно - с деятельностью комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, в которой он состоит", говорится в обращении Российского еврейского конгресса.

Высказывания Максима Шевченко по национальному вопросу время от времени вызывают нарекания не только со стороны еврейских организаций. В начале лета 2011 года он в эфире "Эха Москвы" не вполне осторожно оценил некоторые особенности внутринациональных отношений в Северной и Южной Осетии. В результате Максиму Шевченко пришлось "принести огромные извинения, если оскорбил осетинский народ" и "благодарность Общественной палате Северной Осетии за критику. Я понял, что не надо говорить о вещах сгоряча и без подготовки", заявил журналист.

Официальный представитель Российского еврейского конгресса Михаил Савин в разговоре с корреспондентом Радио Свобода отметил, что официальных ответов на письма по поводу "казуса Шевченко" РЕК пока не получил. Михаил Савин призвал "действовать по мере поступления" дальнейшей информации и напомнил, что по российскому законодательству на официальный ответ требуется до 30 дней. При этом Савин подчеркнул: РЕК рассчитывает на "более оперативную" реакцию "уважаемых СМИ и Общественной палаты".

Своего рода предварительный ответ ОП на призыв созвать внеочередное заседание был обнародован в эфире Русской службы новостей. Сотрудник пресс-службы Общественной палаты напомнил, что "у нас 126 членов, и каждый имеет свою точку зрения. В прессе мы где-то встречали сообщения о том, что, возможно, будет обсуждение в Общественной палате, но пока такой информации мы не получали". Первый канал пока что воздерживается от комментариев по поводу сотрудничества с Максимом Шевченко - ведущим ток-шоу "Судите сами".

Главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов изложил свою точку зрения на письмо РЕК в интервью Радио Свобода:

– Первое. Мы не будем приостанавливать сотрудничество радиостанции "Эхо Москвы" с Максимом Шевченко в связи с его, как написано, крайне провокационными и оскорбительными высказываниями по отношению к Израилю. Мы считаем, что свобода слова важнее, нежели оскорбительные и провокационные заявления по отношению к любому государству – включая РФ, гражданами которой мы являемся.

Второе. В письме упрекают в том, что господин Шевченко не вполне корректно по форме высказывался в отношении РЕКа, – но это выступление господина Шевченко. Мы не можем указывать гостям на форму их выступления. Мы не считаем это правильным.

Третье. Мы, безусловно, предоставим господину Бенни Брискину (исполнительному директору Российского еврейского конгресса. – РС) возможность объяснить суть претензий к господину Шевченко в эфире нашей радиостанции – когда господин Брискин сможет это сделать, раз он этого просит…

Напомним, что в 2008 году от эфира "Эха Москвы" была отстранена Валерия Новодворская. В эфире программы "Особое мнение" (в таком же формате на "Эхе Москвы" выступает и Максим Шевченко) Новодворская назвала Шамиля Басаева "нормальным человеком" и "демократом" – имея в виду период до начала террористической деятельности Басаева. Решением Алексея Венедиктова стенограмма и запись программы с участием Новодворской были сняты с сайта "Эха". Свое решение главный редактор радиостанции в сентябре 2008 года прокомментировал так: "...Я не допущу, чтобы в эфире "Эхо Москвы" или на сайте "Эхо Москвы" пели хвалу Шамилю Басаеву, человеку, который организовал, по его собственному признанию, захват школы в Беслане".

– Госпожа Новодворская в своем эфире назвала террориста, признавшего, что он убил массу людей, в том числе и детей, демократом, что не является правдой, – говорит Алексей Венедиктов в июле 2011 года. – Мое решение как главного редактора до изменения или корректировки ее позиции было отстранение ее от эфира – несмотря на то, что госпожа Новодворская гость, а не сотрудник (так же, как господин Шевченко). Как только госпожа Новодворская скорректировала свою позицию, у нее появилась возможность появляться в эфире "Эхо Москвы".

– Позиция Максима Шевченко, на ваш взгляд, в корректировке не нуждается?

– Позиция любого гостя нуждается в корректировке, с моей точки зрения. Но позиция госпожи Новодворской была гораздо радикальнее господина Шевченко. Потому что господин Шевченко высказывался по отношению к зарубежному государству, а госпожа Новодворская высказывалась по отношению к российской действительности... В соответствии с законами РФ, уставом "Эха Москвы", редакционную политику определяет главный редактор. Таким образом, и красную линию, где она проходит, тоже определяет главный редактор. Каждый раз решение принимается индивидуально, – подчеркнул Алексей Венедиктов.
XS
SM
MD
LG