Недавно отвечая на вопрос, кто и когда может стать буддистом, поймала себя на мысли: действительно, с какого момента можно считать себя приверженцем этой религии? Есть мнение, что дети буддистских народов получают буддизм как бы в «наследство» – они становятся буддистами по факту рождения (буряты, калмыки, тувинцы и часть алтайцев). Другая точка зрения: для того, чтобы стать буддистом, нужно обязательно принять прибежище – пройти специальный обряд посвящения (аналог крещения в христианстве). Но при этом есть и люди, и их достаточно много, которые считают себя буддистами по убеждениям, но они никогда не принимали никаких посвящений, не давали обетов и так далее.
Настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев, к которому я обратилась за разъяснениями, сказал, что действительно, большинство прихожан – это обычные светские люди, миряне. К этой группе также относятся те, кто интересуется буддизмом и сочувствующие. Эти люди могут практиковать учение или же просто посещать храм по мере необходимости и желания. Но к обряду прибежища они приходят только если осознают, что действительно являются буддистами по убеждениям и воззрениям, и собственного осознания этого им уже недостаточно. В таком случае верующие обращаются к учителю, который бы подтвердил их мировоззрение: я, учитель, буддист, и ты, ученик, тоже буддист.
Обычно к обряду принятия прибежища человек готовится серьезно и долго. В Петербургском дацане, например, выделен один день для этого обряда – 15-е лунные сутки (более подробно о значениях лунных суток для буддистов я писала здесь. Желающий принять прибежище приходит с подношением к Будде (обычно это белая пища – молоко или молочные продукты, печенье, конфеты). Считается, что если у человека нет средств для того, чтобы сделать такое подношение, он все равно не должен приходить с пустыми руками – пусть его подношением станет чаша с чистой водой.
Я несколько раз была свидетелем, как учитель (обычно это бывают настоятели дацанов или другие большие ламы) дает прибежище. Смысл обряда состоит в том, чтобы принять Будду, Дхарму (Учение) и Сангху (Общину) как своего учителя, свой путь и своих собратьев по практике пути, а затем дать обещание рассматривать их как плод, который ты обретешь. Поэтому принятие прибежища означает обещание или признание. При этом Будду, Дхарму и Сангху признают как поддержку, прибежище и защитника или спасителя, чтобы они освободили от великого страха страданий и омрачений. Свое прибежище находят в тех, кто сам свободен от страдания и у кого есть сила защитить обычного человека. Считается, что Будда – существо, полностью проснувшееся от сна неведенья, очистившее все, что затемняет нашу истинную природу и развившее все превосходные качества просветления, может дать полную защиту. Для того чтобы достичь этого состояния, человеку необходимы поучения, данные историческим Буддой, – Дхарма. Эти поучения содержат в себе все методы, необходимые для достижения состояния Будд. Кроме того, принявшему прибежище нужны друзья и помощники – те, кто может передать поучения и вести по пути до тех пор, пока он сам не достигнем конечной цели. Термин «сангха» означает: группа или сообщество практикующих, еще один перевод этого слова «не падающие». Последнее относится к высокому уровню стабильности, достигнутой представителями этой группы. Не важно, с какого рода помехой они сталкивались, они не были затронуты ею до такой степени, чтобы упасть или бросить свою практику.
Отмечу, что просто так, на словах или как дань моде, принимать прибежище не стоит. Это равнозначно пустому бормотанию. Тогда ничего не будет означать ни ритуал срезания учителем пряди волос новообращенного, ни присвоение ему буддистского имени. Подумайте, прежде чем играть с этими вещами, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Человек, должен действительно созреть, дорасти до того, чтобы принять прибежище.
Что касается народов, исторически исповедующих буддизм, то в Бурятии, например, есть обычай отмечать «милан» – праздник, когда ребенку исполняется год. Одна из особенностей этого праздника – обрезание волос ребенка. Это можно считать фактом принятия прибежища (возможно, поэтому и говорят, что каждый бурят становится буддистом при рождении). Но все-таки когда ребенок вырастет и начнет практиковать буддизм, он уже осознанно может выбрать, принимать ли ему прибежище. Ведь одновременно с прохождением этого обряда, он берет на себя и большие, сильные обязательства – пять обетов буддиста-мирянина: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не говорить неправду, не принимать веществ, омрачающих сознание (алкоголь, наркотики).
Настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев, к которому я обратилась за разъяснениями, сказал, что действительно, большинство прихожан – это обычные светские люди, миряне. К этой группе также относятся те, кто интересуется буддизмом и сочувствующие. Эти люди могут практиковать учение или же просто посещать храм по мере необходимости и желания. Но к обряду прибежища они приходят только если осознают, что действительно являются буддистами по убеждениям и воззрениям, и собственного осознания этого им уже недостаточно. В таком случае верующие обращаются к учителю, который бы подтвердил их мировоззрение: я, учитель, буддист, и ты, ученик, тоже буддист.
Обычно к обряду принятия прибежища человек готовится серьезно и долго. В Петербургском дацане, например, выделен один день для этого обряда – 15-е лунные сутки (более подробно о значениях лунных суток для буддистов я писала здесь. Желающий принять прибежище приходит с подношением к Будде (обычно это белая пища – молоко или молочные продукты, печенье, конфеты). Считается, что если у человека нет средств для того, чтобы сделать такое подношение, он все равно не должен приходить с пустыми руками – пусть его подношением станет чаша с чистой водой.
Я несколько раз была свидетелем, как учитель (обычно это бывают настоятели дацанов или другие большие ламы) дает прибежище. Смысл обряда состоит в том, чтобы принять Будду, Дхарму (Учение) и Сангху (Общину) как своего учителя, свой путь и своих собратьев по практике пути, а затем дать обещание рассматривать их как плод, который ты обретешь. Поэтому принятие прибежища означает обещание или признание. При этом Будду, Дхарму и Сангху признают как поддержку, прибежище и защитника или спасителя, чтобы они освободили от великого страха страданий и омрачений. Свое прибежище находят в тех, кто сам свободен от страдания и у кого есть сила защитить обычного человека. Считается, что Будда – существо, полностью проснувшееся от сна неведенья, очистившее все, что затемняет нашу истинную природу и развившее все превосходные качества просветления, может дать полную защиту. Для того чтобы достичь этого состояния, человеку необходимы поучения, данные историческим Буддой, – Дхарма. Эти поучения содержат в себе все методы, необходимые для достижения состояния Будд. Кроме того, принявшему прибежище нужны друзья и помощники – те, кто может передать поучения и вести по пути до тех пор, пока он сам не достигнем конечной цели. Термин «сангха» означает: группа или сообщество практикующих, еще один перевод этого слова «не падающие». Последнее относится к высокому уровню стабильности, достигнутой представителями этой группы. Не важно, с какого рода помехой они сталкивались, они не были затронуты ею до такой степени, чтобы упасть или бросить свою практику.
Отмечу, что просто так, на словах или как дань моде, принимать прибежище не стоит. Это равнозначно пустому бормотанию. Тогда ничего не будет означать ни ритуал срезания учителем пряди волос новообращенного, ни присвоение ему буддистского имени. Подумайте, прежде чем играть с этими вещами, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Человек, должен действительно созреть, дорасти до того, чтобы принять прибежище.
Что касается народов, исторически исповедующих буддизм, то в Бурятии, например, есть обычай отмечать «милан» – праздник, когда ребенку исполняется год. Одна из особенностей этого праздника – обрезание волос ребенка. Это можно считать фактом принятия прибежища (возможно, поэтому и говорят, что каждый бурят становится буддистом при рождении). Но все-таки когда ребенок вырастет и начнет практиковать буддизм, он уже осознанно может выбрать, принимать ли ему прибежище. Ведь одновременно с прохождением этого обряда, он берет на себя и большие, сильные обязательства – пять обетов буддиста-мирянина: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не говорить неправду, не принимать веществ, омрачающих сознание (алкоголь, наркотики).