Вслед за театром на Малой Бронной, открыл сезон театр "Школа современной пьесы". В его ближайших планах – премьера спектакля по пьесе Дмитрия Быкова "Медведь".
Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз сбор труппы начал на тревожной ноте:
– Вот уже двадцать третий раз мы начинаем сезон. Начинаем с достаточно тревожным настроением. Мы не живем в безвоздушном пространстве: все, что происходит здесь, внутри, формируется тем, что происходит снаружи. Меня уже несколько человек спросили, войдет ли наш театр в "Народный фронт". Я сказал, что пока с коллективом не советовался, что я пока не готов, потому что нужно иметь очень серьезное моральное и материальное право туда войти…
Один из ведущих актеров труппы, Владимир Качан переспросил: "А что такое "Народный фронт"?" Райхельгауз ответил:
– Этого мы обсуждать не будем. Мы будем обсуждать наши профессиональные проблемы. Действительно, с каждым годом все сложнее работать русскому репертуарному драматическому театру, каким мы пока, слава Богу, являемся. Все меньше денег, все больше призывов "кормите себя сами", все больше изнашивается оборудование и ветшает наш дом. Очередное радостное сообщение: среди многих закрытых московских строек, мы – на бумаге – открыты. Принято постановление правительства Москвы, что наше новое здание будет построено за счет бюджета города. Правда, не указаны сроки. Будет – спасибо, не будет – надеяться не на кого. Что касается реальных рабочих планов. Я бы очень хотел, чтобы мы как можно быстрее сделали "Медведя". Это произведение с каждым днем становится все актуальнее. Все меня спрашивают: "Не боитесь ли вы? Вас уволят, театр разгонят". Я думаю, что лучше умереть красиво, чем жить на коленях...
Ирина Алферова с ужасом выдыхает :"Нет". Райхельгауз смеется:
– Хорошо, Ирочка. Валерий Золотухин уже стал руководителем, значит, у нас станет Ирина Ивановна Алферова, она возглавит творческий коллектив…
Кроме шуток, в театре установили кондиционеры, да еще завезли три огромные морозильные камеры. На мой вопрос, зачем, Иосиф Райхельгауз отвечает: для спектакля "Медведь":
– Наш главный художник Алексей Трегубов придумал для спектакля невозможную, невероятную декорацию. Мы не верили, что это можно сделать, но в результате сделали. Декорация представляет собой квартиру в современном доме: стол, стул, шкаф, люстра. А когда по ходу пьесы происходит мировой финансовый кризис, который захватывает и нашу страну, эта декорация на глазах зрителя расползается и превращается в черную нефть. Мы специально разрабатывали технологию, на нас работало несколько очень серьезных научных сотрудников. Это лед особого состава – черный лед, который тает, скукоживается и исчезает. Для него мы и закупили морозильные камеры, – объясняет Иосиф Райхельгауз.
Следующий вопрос радио "Свобода" связан с самой пьесой. Дмитрий Быков, работая над проектом "Поэт и гражданин", использует классические, всем известные стихотворения и наполняет их новым содержанием. Значит ли это, что теперь – в прозаической форме – он играет с пьесой Чехова "Медведь"?
– Быковский "Медведь" не имеет отношения к чеховскому, это разные "Медведи". "Медведь" Быкова, скорее, имеет отношение к символу одной из наших политических партий. Начинается действие в квартире обычного горожанина (его играет Альберт Филозов, а его жену - Ирина Алферова). Их сын идет утром в ванную, а там обнаруживается маленький медведь. Ну что делать в таких случаях? Родители вызывают сотрудников МЧС и те понимают, что это не просто медведь, а зарождение национального государственного символа. Вслед за полковником МЧС приезжает зоолог, ученые из Академии наук, священники, в конце концов, представитель администрации, телевидение... Медведь растет, но потом случается кризис – и он начинает худеть. Понятно, что медведь вскормлен нефтью, как и всё вокруг. Запад требует медведя расстрелять. Запад много чего требует, но нам он никогда не был указом. А наш обычный человек уже привык к медведю, научился с ним жить. Значит, эта пьеса – политическая сатира, – говорит Иосиф Райхельгауз.
Владимир Качан играет роль Идеолога. Про "Народный фронт" он действительно ничего не знает, а про пьесу говорит так:
– Я ценю юмор. Остро, зло и точно Быков написал про все наши государственные примочки. И мне очень понравилась моя роль, которую можно выполнить ярко и очень сочно…
А сбор труппы Иосиф Райхельгауз завершил призывом "наброситься на "Медведя" – то есть приступить к репетициям.
Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз сбор труппы начал на тревожной ноте:
– Вот уже двадцать третий раз мы начинаем сезон. Начинаем с достаточно тревожным настроением. Мы не живем в безвоздушном пространстве: все, что происходит здесь, внутри, формируется тем, что происходит снаружи. Меня уже несколько человек спросили, войдет ли наш театр в "Народный фронт". Я сказал, что пока с коллективом не советовался, что я пока не готов, потому что нужно иметь очень серьезное моральное и материальное право туда войти…
Один из ведущих актеров труппы, Владимир Качан переспросил: "А что такое "Народный фронт"?" Райхельгауз ответил:
– Этого мы обсуждать не будем. Мы будем обсуждать наши профессиональные проблемы. Действительно, с каждым годом все сложнее работать русскому репертуарному драматическому театру, каким мы пока, слава Богу, являемся. Все меньше денег, все больше призывов "кормите себя сами", все больше изнашивается оборудование и ветшает наш дом. Очередное радостное сообщение: среди многих закрытых московских строек, мы – на бумаге – открыты. Принято постановление правительства Москвы, что наше новое здание будет построено за счет бюджета города. Правда, не указаны сроки. Будет – спасибо, не будет – надеяться не на кого. Что касается реальных рабочих планов. Я бы очень хотел, чтобы мы как можно быстрее сделали "Медведя". Это произведение с каждым днем становится все актуальнее. Все меня спрашивают: "Не боитесь ли вы? Вас уволят, театр разгонят". Я думаю, что лучше умереть красиво, чем жить на коленях...
Ирина Алферова с ужасом выдыхает :"Нет". Райхельгауз смеется:
– Хорошо, Ирочка. Валерий Золотухин уже стал руководителем, значит, у нас станет Ирина Ивановна Алферова, она возглавит творческий коллектив…
Кроме шуток, в театре установили кондиционеры, да еще завезли три огромные морозильные камеры. На мой вопрос, зачем, Иосиф Райхельгауз отвечает: для спектакля "Медведь":
– Наш главный художник Алексей Трегубов придумал для спектакля невозможную, невероятную декорацию. Мы не верили, что это можно сделать, но в результате сделали. Декорация представляет собой квартиру в современном доме: стол, стул, шкаф, люстра. А когда по ходу пьесы происходит мировой финансовый кризис, который захватывает и нашу страну, эта декорация на глазах зрителя расползается и превращается в черную нефть. Мы специально разрабатывали технологию, на нас работало несколько очень серьезных научных сотрудников. Это лед особого состава – черный лед, который тает, скукоживается и исчезает. Для него мы и закупили морозильные камеры, – объясняет Иосиф Райхельгауз.
Следующий вопрос радио "Свобода" связан с самой пьесой. Дмитрий Быков, работая над проектом "Поэт и гражданин", использует классические, всем известные стихотворения и наполняет их новым содержанием. Значит ли это, что теперь – в прозаической форме – он играет с пьесой Чехова "Медведь"?
– Быковский "Медведь" не имеет отношения к чеховскому, это разные "Медведи". "Медведь" Быкова, скорее, имеет отношение к символу одной из наших политических партий. Начинается действие в квартире обычного горожанина (его играет Альберт Филозов, а его жену - Ирина Алферова). Их сын идет утром в ванную, а там обнаруживается маленький медведь. Ну что делать в таких случаях? Родители вызывают сотрудников МЧС и те понимают, что это не просто медведь, а зарождение национального государственного символа. Вслед за полковником МЧС приезжает зоолог, ученые из Академии наук, священники, в конце концов, представитель администрации, телевидение... Медведь растет, но потом случается кризис – и он начинает худеть. Понятно, что медведь вскормлен нефтью, как и всё вокруг. Запад требует медведя расстрелять. Запад много чего требует, но нам он никогда не был указом. А наш обычный человек уже привык к медведю, научился с ним жить. Значит, эта пьеса – политическая сатира, – говорит Иосиф Райхельгауз.
Владимир Качан играет роль Идеолога. Про "Народный фронт" он действительно ничего не знает, а про пьесу говорит так:
– Я ценю юмор. Остро, зло и точно Быков написал про все наши государственные примочки. И мне очень понравилась моя роль, которую можно выполнить ярко и очень сочно…
А сбор труппы Иосиф Райхельгауз завершил призывом "наброситься на "Медведя" – то есть приступить к репетициям.