В Выборге в 19-й раз проходит фестиваль российского кино "Окно в Европу". В этом году в основном конкурсе фестиваля 14 фильмов, шесть из них снято режиссерами-дебютантами. Из более известных имен: Владимир Мирзоев (он представляет картину "Борис Годунов"), Сергей Говорухин с лентой "Земля людей" и Ахим фон Борис (автор фильма "Гуд бай Ленин" сделал новый фильм "Четыре дня в мае" в копродукции с Россией и Украиной). Председатель жюри – Михаил Агранович.
Второй конкурс называется "Выборгский счет", в нем показывают ленты, прежде награжденные другими кинофорумами, а судят его зрители. В его афишу вошло семь лент, в том числе: "Елена" Андрея Звягинцева, "Охотник" Бакура Бакурадзе, "Баги" Андрея Богатырева, "Безразличие" Олега Флянгольца, "Око за око" Геннадия Полоки, "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова, "Два дня" Авдотьи Смирновой. На закрытии фестиваля покажут картину ее отца – актера, режиссера, сценариста Андрея Смирнова "Жила-была одна баба".
Как всегда, будет и программа неигрового кино (председатель жюри – Виталий Манский) и анимации (жюри возглавит Мария Муат). Раньше документальные и мультипликационные фильмы показывали в очень неудобном для просмотра и вовсе невентилируемом шатре, теперь все показы перенесены на большой экран кинотеатра "Выборг Палас". Еще одно новшество: ночные показы под открытым небом на прекрасной рыночной площади Выборга. Причем, люди смогут посмотреть не только блокбастеры, как это обыкновенно делается, но и фильмы из конкурсных программ.
Президент фестиваля Армен Медведев говорит, что живет уже будущим годом – юбилейным, двадцатым фестивалем – и слухи о смерти российского кино он считает преувеличенными:
– Лет 20 я слышу разговоры о смерти российского кино – столько не умирают. При всех сложностях, которые оно испытывает, российское кино. как и кино вообще, никогда не умрет. Оно будет меняться (появится 3D, 4D, 12D и так далее), но жить останется, – уверен Армен Медведев.
Геворг Нерсисян, генеральный продюсер фестиваля продолжает эту мысль:
– Нет такого деления: российское кино и зарубежное. Есть хорошее кино и плохое. Для хорошего российского кино всегда найдется зритель, то же самое касается и зарубежного кино. На плохих зарубежных фильмах зрителей нет, на хороших – сколько хотите, – подчеркнул Геворг Нерсисян.
Армен Медведев выделяет одну тенденцию – наконец-то обнаружившее себя желание кинематографистов найти контакт со зрителями:
– Была такая картина с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен "Вчера, сегодня, завтра". Одна из его новелл построена на том, что в Неаполе не судят беременных, поэтому спекулянтка, торговка сигаретами все время беременеет. Очень много детей, постоянный шум в доме, а заканчивается история признанием героя: "Желание-то у меня есть, сил нет". Так вот, желание найти контакт со зрителями, привлечь его в залы, безусловно, присутствует. Силы не всегда есть, но сама тенденция обнадеживает, – считает Армен Медведев.
Главный отборщик фестиваля Татьяна Сергиенко соглашается с Арменом Медведевым:
– Мне кажется, что это вообще мировая тенденция. Почти все картины выдающихся режиссеров, которые были показаны в этом году на Каннском фестивале, тоже обращены в сторону зрителя. Многие режиссеры говорят, что им не интересно мнение зрителей, но они будут счастливы, если их фильмы увидит широкий зритель. Все снимают кино для того, чтобы его увидели. Программа, которую мы собрали, повернута лицом не просто к зрителю, но к человеку. В ней нет абсолютно депрессивных или жестоких фильмов. Есть попытки найти путь к свету, найти какую-то гармонию. В этом году даже в абсолютно жанровом кино есть попытка рассказать о реальных людях и полюбить их. Наш современник, просто живет, утром встает, пьет кофе, идет на работу, мучается, страдает, влюбляется – это нормальная жизнь обычного человека. Иногда он попадает в тяжелые обстоятельства, иногда падает на самое дно, но у него всегда есть возможность подняться. И, как мне кажется, современно кино эту попытку подняться поддерживает. оно не втаптывает человека в грязь, а дает ему возможность увидеть небо.
Второй конкурс называется "Выборгский счет", в нем показывают ленты, прежде награжденные другими кинофорумами, а судят его зрители. В его афишу вошло семь лент, в том числе: "Елена" Андрея Звягинцева, "Охотник" Бакура Бакурадзе, "Баги" Андрея Богатырева, "Безразличие" Олега Флянгольца, "Око за око" Геннадия Полоки, "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова, "Два дня" Авдотьи Смирновой. На закрытии фестиваля покажут картину ее отца – актера, режиссера, сценариста Андрея Смирнова "Жила-была одна баба".
Как всегда, будет и программа неигрового кино (председатель жюри – Виталий Манский) и анимации (жюри возглавит Мария Муат). Раньше документальные и мультипликационные фильмы показывали в очень неудобном для просмотра и вовсе невентилируемом шатре, теперь все показы перенесены на большой экран кинотеатра "Выборг Палас". Еще одно новшество: ночные показы под открытым небом на прекрасной рыночной площади Выборга. Причем, люди смогут посмотреть не только блокбастеры, как это обыкновенно делается, но и фильмы из конкурсных программ.
Президент фестиваля Армен Медведев говорит, что живет уже будущим годом – юбилейным, двадцатым фестивалем – и слухи о смерти российского кино он считает преувеличенными:
– Лет 20 я слышу разговоры о смерти российского кино – столько не умирают. При всех сложностях, которые оно испытывает, российское кино. как и кино вообще, никогда не умрет. Оно будет меняться (появится 3D, 4D, 12D и так далее), но жить останется, – уверен Армен Медведев.
Геворг Нерсисян, генеральный продюсер фестиваля продолжает эту мысль:
– Нет такого деления: российское кино и зарубежное. Есть хорошее кино и плохое. Для хорошего российского кино всегда найдется зритель, то же самое касается и зарубежного кино. На плохих зарубежных фильмах зрителей нет, на хороших – сколько хотите, – подчеркнул Геворг Нерсисян.
Программа, которую мы собрали, повернута лицом не просто к зрителю, но к человеку. В ней нет абсолютно депрессивных или жестоких фильмов. Есть попытки найти путь к свету, найти какую-то гармонию
Армен Медведев выделяет одну тенденцию – наконец-то обнаружившее себя желание кинематографистов найти контакт со зрителями:
– Была такая картина с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен "Вчера, сегодня, завтра". Одна из его новелл построена на том, что в Неаполе не судят беременных, поэтому спекулянтка, торговка сигаретами все время беременеет. Очень много детей, постоянный шум в доме, а заканчивается история признанием героя: "Желание-то у меня есть, сил нет". Так вот, желание найти контакт со зрителями, привлечь его в залы, безусловно, присутствует. Силы не всегда есть, но сама тенденция обнадеживает, – считает Армен Медведев.
Главный отборщик фестиваля Татьяна Сергиенко соглашается с Арменом Медведевым:
– Мне кажется, что это вообще мировая тенденция. Почти все картины выдающихся режиссеров, которые были показаны в этом году на Каннском фестивале, тоже обращены в сторону зрителя. Многие режиссеры говорят, что им не интересно мнение зрителей, но они будут счастливы, если их фильмы увидит широкий зритель. Все снимают кино для того, чтобы его увидели. Программа, которую мы собрали, повернута лицом не просто к зрителю, но к человеку. В ней нет абсолютно депрессивных или жестоких фильмов. Есть попытки найти путь к свету, найти какую-то гармонию. В этом году даже в абсолютно жанровом кино есть попытка рассказать о реальных людях и полюбить их. Наш современник, просто живет, утром встает, пьет кофе, идет на работу, мучается, страдает, влюбляется – это нормальная жизнь обычного человека. Иногда он попадает в тяжелые обстоятельства, иногда падает на самое дно, но у него всегда есть возможность подняться. И, как мне кажется, современно кино эту попытку подняться поддерживает. оно не втаптывает человека в грязь, а дает ему возможность увидеть небо.