В прошлый раз я рассказала о том, как устроен буддистский храм внутри, и как следует себя в нем вести. Не менее важно следовать установленным правилам и на прихрамовой территории. Напоминаю, что вначале следует сделать гороо – обход территории дацана по кругу, слева направо. И если, например, территория петербургского дацана исторически в силу разных причин небольшая и такой обход получается быстрым, то в Бурятии этоот обряд может занять немало времени, там храмовые территории весьма обширные. Барабаны (хурдэ), которые находятся по периметру монастырского комплекса, бывают разных размеров и формы (от больших, в два-три человеческих роста многогранных деревянных – до небольших металлических круглых). Здесь же встречаются и буддистские ступы (подробный рассказ об этих буддистских архитектурных сооружениях читайте здесь).
На территории Иволгинского дацана (главного дацана Буддистской традиционной Сангхи России, где расположена резиденция главы буддистов России) в специальной оранжерее растет дерево бодхи. Это – священное для буддистов дерево, поскольку именно под ним достиг просветления Будда Шакьямуни. Вообще дерево бодхи растет только в Индии, в Бодхгайе, считается, что оно - ровесник Будды. Согласно легенде, когда-то жена короля Ашоки приказала уничтожить бодхи, потому что ей надоело смотреть, как ее муж, верный последователь учения Будды, ежедневно ходит к этому дереву молиться. Когда Ашока узнал о случившемся, то упал в обморок, а очнувшись, приказал огородить бодхи заборчиком и поливать коровьим молоком (корова – священное для Индии животное, а молоко (белая пища) – одно из главных подношений каждого буддиста при посещении храма). Вскоре от корней старого дерева выросло новое, которое потом возрождалось не раз. Однако это бодхи считается единственным в мире деревом со знаменитой родословной. Ученые предполагают, что в легенде речь идет о вполне реальном дереве, относящееся к виду Ficus religiosa.
В Иволгинский дацан небольшой отросток дерева бодхи привез в 1960-е годы Хамбо Лама Жамбал Доржи Гомбоев, дерево поместили в специально построенную оранжерею, где постоянно поддерживаются необходимые климатические условия, близкие к тем, в которых бодхи растет на родине. Ламы утверждают: в зависимости от того, как выглядит и как чувствует себя это дерево (оно, конечно, заметно выросло), можно судить о состоянии общества в целом. Был период, когда дерево сбросило много листьев, оставшиеся пожелтели, ветки стали сохнуть. Теперь же (а я была в Иволгинском дацане в середине лета) дерево с одной стороны засыхает, а с другой оно – зеленое и достаточно пышное.
В следующий раз я продолжу рассказ о том, что еще таит в себе простой обход храмовой территории и познакомлю вас с хранителями дацанов – как с духовными, так и выполненными из камня или дерева.
На территории Иволгинского дацана (главного дацана Буддистской традиционной Сангхи России, где расположена резиденция главы буддистов России) в специальной оранжерее растет дерево бодхи. Это – священное для буддистов дерево, поскольку именно под ним достиг просветления Будда Шакьямуни. Вообще дерево бодхи растет только в Индии, в Бодхгайе, считается, что оно - ровесник Будды. Согласно легенде, когда-то жена короля Ашоки приказала уничтожить бодхи, потому что ей надоело смотреть, как ее муж, верный последователь учения Будды, ежедневно ходит к этому дереву молиться. Когда Ашока узнал о случившемся, то упал в обморок, а очнувшись, приказал огородить бодхи заборчиком и поливать коровьим молоком (корова – священное для Индии животное, а молоко (белая пища) – одно из главных подношений каждого буддиста при посещении храма). Вскоре от корней старого дерева выросло новое, которое потом возрождалось не раз. Однако это бодхи считается единственным в мире деревом со знаменитой родословной. Ученые предполагают, что в легенде речь идет о вполне реальном дереве, относящееся к виду Ficus religiosa.
В Иволгинский дацан небольшой отросток дерева бодхи привез в 1960-е годы Хамбо Лама Жамбал Доржи Гомбоев, дерево поместили в специально построенную оранжерею, где постоянно поддерживаются необходимые климатические условия, близкие к тем, в которых бодхи растет на родине. Ламы утверждают: в зависимости от того, как выглядит и как чувствует себя это дерево (оно, конечно, заметно выросло), можно судить о состоянии общества в целом. Был период, когда дерево сбросило много листьев, оставшиеся пожелтели, ветки стали сохнуть. Теперь же (а я была в Иволгинском дацане в середине лета) дерево с одной стороны засыхает, а с другой оно – зеленое и достаточно пышное.
В следующий раз я продолжу рассказ о том, что еще таит в себе простой обход храмовой территории и познакомлю вас с хранителями дацанов – как с духовными, так и выполненными из камня или дерева.