Ссылки для упрощенного доступа

Аркадий Белинков


Алфавит инакомыслия. Аркадий Белинков
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:01 0:00

Алфавит инакомыслия. Аркадий Белинков

Человек, восстановивший против себя не только идеологический аппарат государства (что, в общем-то, дело нехитрое), но и советскую интеллигенцию, и, что гораздо непривычнее, либеральные круги Запада.


Всё началось с болезни сердца, от которой Белинков страдал от рождения. Вот почему он получил во время войны белый билет и остался студентом Литературного института. В 1944-м за дипломную работу - роман «Черновик чувств» - его арестовали и приговорили к 8 годам лагеря. Он и там умудрялся писать, за что получил новый срок – на этот раз 25 лет.

Амнистирован в 56-м. Быстро написал блестящую книгу о Юрии Тынянове. В 65-м она вышла вторым изданием и сделала имя автора легендарным. Все поражались, как можно писать о грибоедовском времени так, чтобы получалось сплошное обличение советской власти! Проза Белинкова стал символом эзопового языка.

В 68-м после публикации отрывков из новой книге – на этот раз о Юрии Олеше, - Белинков с женой, воспользовавшись поездкой в Чехословакию, бегут дальше на Запад. Они оседают в Соединенных Штатах. Аркадий Викторович, собрав единомышленников, готовит сборник публицистики под характерным заглавием «Новый Колокол». Он не успевает его выпустить: в мае 70-го на операционном столе в американской клике он умирает все от той же болезни сердца. Ему было 48 лет.

«Новый Колокол» появляется двумя годами позже стараниями вдовы Натальи. Еще через четыре года она выпускает громадный, но незаконченный труд Белинкова о Юрии Олеше.

В новые времена книга эта появляется и в России. Ее заглавие – «Сдача и гибель советского интеллигента». На примере Олеши Белинков показывает, как, шаг за шагом, сдавая позиции, талантливый и обаятельный писатель перестает писать. Художественный дар Белинков ставил в прямую зависимость от гражданской позиции. Советская интеллигенция приняла белинковские обвинения на свой счет, что как раз и входило в прямые планы автора.

В 90-е годы из архивов госбезопасности удалось извлечь и рукопись того самого «Черновика чувство», с которого все началось. Наталья Белинкова рассказала о жизни писателя в большой биографической книге «Распря с веком».

Читать и слушать полностью
XS
SM
MD
LG