Ссылки для упрощенного доступа

Останется ли горный массив Шиханы памятником природы


Горы Шиханы
Горы Шиханы
Ирина Лагунина: В Башкирии хотят лишить статуса памятника природы горный массив Шиханы – его планируют использовать в качестве сырьевой базы для ОАО «Сода». Российские экологи отмечают, что это не единственный случай, когда финансовые и хозяйственные интересы ставятся выше природоохранных – такова российская государственная политика. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Башкирский памятник природы – Шиханы - в ближайшее время может лишиться своего статуса. Крупнейшее в республике предприятие «Сода» собирается добывать там сырье для производства своей продукции. Подробнее о ситуации рассказывает корреспондент РС в Башкирии Артур Асафьев…

Артур Асафьев: Компания «Башкирская химия» пытается добиться от республиканского правительства снятия статуса памятников природы с гор Торатау и Юрактау, которые входят в состав Шихан. Промышленники намерены добывать в горах известняк, чтобы обеспечить сырьем ряд предприятий в городе Стерлитамак.
Башкирские Шиханы считаются уникальным геологическим памятником, едва ли не единственным в своем роде на планете. Примерный возраст этих гор – 260 миллионов лет. В древности Шиханы были коралловыми рифами в Пермском море, и по сей день на поверхности гор сохранились отпечатки моллюсков и морских растений. В скоплении окаменелостей можно найти остатки кораллов, губок и водорослей. По словам ученых, Шиханы для геологов – это гигантский музей, в котором можно наглядно изучать историю формирования планеты, для биологов же – это уникальный резерват редких растений.
В двадцатом веке Шиханы получили статус памятника природы, что, впрочем, не спасло одну из гор, Шахтау от уничтожения. За 60 лет промышленных разработок Шахтау была срыта до основания. Теперь промышленники нацелились на другие шиханы, мотивируя свой интерес тем, что без сырья остановятся крупнейшие градообразующие предприятия города Стерлитамак.
Вот что, например, заявил в интервью телеканалу «Вести» генеральный директор стерлитамакского предприятия «Сода» Сергей Лобастов.

Сергей Лобастов: На сегодняшний день уже часы пошли, как говорится в минус, и поэтому говорить о том, что если мы не решим в ближайшее время этот вопрос, предприятие будет в любом случае либо разгружено, либо встанет в каком-то конечном периоде.

Артур Асафьев: Председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов так прокомментировал аргументы и намерения промышленников.

Александр Веселов: Мне, честно говоря, не совсем понятна позиция «Соды», которая, имея по нашим данным около 8-10 миллиардов рублей прибыли ежегодно, не вкладывает деньги в развитие своей материальной базы и в перспективные источники сырья. Это парадоксальная ситуация, когда думают – а, все равно, мы республиканская собственность, здесь никто не будет возражать, все равно пробьем. Подойдет срок, и они пробьют этот вопрос, и им на блюдечке с золотой каемочкой преподнесут сначала один шихан, потом другой шихан и так далее.

Артур Асафьев: В настоящее время местные наблюдатели характеризуют ситуацию, сложившуюся в республиканском правительстве насчет Шихан, как своего рода раскол. Против снятия охранного статуса с гор пока что выступает целый ряд ведомств – республиканские министерства экологии, спорта и молодежной политики, управление по недропользованию и госкомитет по предпринимательству и туризму. Руководитель управления по недропользованию Расих Хамитов подчеркивает, что в 75 километрах от Стерлитамака есть альтернативные месторождения известняка и управление готово выставить их на аукцион. В министерстве экологии и природопользования напоминают, что снятие охранного статуса потребует проведения государственной экологической экспертизы и общественных слушаний.
Тем не менее, в начале августа в интернет попал уже готовый проект постановления республиканского правительства о снятии охранного статуса с Шихан. Представители кабинета министров никак не прокомментировали эту утечку.
Гораздо единодушнее в этом вопросе общественное мнение республики. В защиту Шихан выступают научные и экологические организации, местные жители, а также многие башкирские общественные организации, для которых Шиханы являются одной из национальных святынь. Общественники сумели организовать широкое движение в защиту гор, открыли свой сайт в Интернете - http://www.save-shihan.ru/ - и активно собирают подписи под обращениями в республиканские и федеральные органы власти.
Говорит житель города Стерлитамак, общественный деятель Дамир Гарифуллин.

Дамир Гарифуллин: С кем вот я общаюсь из горожан – все против разработки горы. Весь высший менеджмент «Соды» находится в Москве, и откровенно скажу – плевать они хотели на мнение горожан, на мнение жителей республики. Они хотят там, где дешевле. Лично я вот как житель Стерлитамака – если наступит разработка этой горы, я выйду на митинг, если надо буду и жить около этой горы.

Артур Асафьев: На фоне таких жарких столкновений многим кажется весьма странной позиция президента республики Рустэма Хамитова. Еще десять месяцев назад, президент, находясь так сказать, в медовом месяце своих взаимоотношений с общественностью, написал в своем блоге следующее: «Надо искать альтернативные варианты. Пока пытаются меня убедить в том, что Тратау - единственный и неизбежный вариант поставки известняка. Я не согласен, хотя бы потому, что не видел расчетов. Одни эмоции. Так что, остаюсь при своем мнении, Тратау - не трогать!» - http://blog-rkhamitov.livejournal.com/13638.html. Но когда нынешним летом ситуация вокруг Шихан обострилась, президент не произнес ни слова. 9 августа Рустэм Хамитов ушел в очередной отпуск, так и не вынеся своего вердикта. Некоторые наблюдатели полагают, что вопрос с Шиханами вполне может разрешиться в его отсутствие, причем не в пользу защитников гор.
Говорит председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов.

Александр Веселов: В принципе это в течение одного дня можно оформить – как дали статус памятника природы, так могут и отобрать. И я очень боюсь, что правительство республики – поскольку президент в отпуске – примет такое решение.

Артур Асафьев: А пока что кампания в защиту башкирских Шихан набирает обороты. На днях стало известно, что в начале осени у подножия горы Торатау состоится концерт, в котором примет участие известный российский музыкант Борис Гребенщиков. По словам организаторов, приглашение спеть в защиту Шихан направлено и Юрию Шевчуку.

Любовь Чижова: В программе «Время и мир» мы не раз рассказывали о Хибинах – уникальных горах на Кольском полуострове. Для сохранения Хибин экологи хотят придать горному массиву статус Национального парка. Власти пообещали это сделать через несколько лет, но при этом Северо-Западная фосфорная компания планирует строить на территории Хибин рудник. О перспективах создания Национального парка в Хибинах я поговорила с Михаилом Рыжовым из Кольского экологического центра.

Михаил Рыжов: Сейчас по-прежнему создание Национального парка Хибины запланировано Министерством природных ресурсов на 16-18 годы. Этот Национальный парк вошел в схему создания охраняемых природных территорий. Пока не видим какого-то энтузиазма со стороны МПР для того, чтобы Национальный парк создать как можно быстрее. Это действительно нужно, потому что рекреационная нагрузка на Хибины растет. Этим летом мы еще раз убедились, что горы становятся проходным двором. Очень много людей приезжает, надо с этим что-то делать.

Любовь Чижова: Северо-Западная фосфорная компания собиралась строить в Хибинах рудник. На какой стадии находится этот проект? Отменен ли он или по-прежнему там собираются добывать фосфор?

Михаил Рыжов: Там вялотекущая стадия. Мы предложили Северо-Западной фосфорной компании такой вариант, что они временно хотя бы не трогают месторождение в северной части Хибин, если оно будет построено, то просто горы окажутся разрезанными на части, фрагментированы дорогами, коммуникациями. Пока, судя по всему, Северо-Западная фосфорная компания сама не знает, что делать с этим месторождением. Потому что руда, как неоднократно говорилось, специалисты говорили, что руда там очень бедная, а транспортировка на строящийся блок, на горно-обогатительный комплекс очень далекая и очень дорогая. В прошлом году Северо-Западная фосфорная компания начала проектно-изыскательские работы. В этом году их там не было. Что-то они там думают, решают. Если начнутся разработки месторождения, то территория Национального парка будет фрагментирована, разрезана дорогами и коммуникациями. Естественно, что в этих условиях вряд ли имеет смысл создавать охраняемую уникальную территорию, поскольку в таких условиях экосистема просто погибнет. Это уникальная территория, это очень компактный горный массив за Полярным кругом. Там множество редких растений, занесенных в Красную книгу разных уровней, очень интересный рельеф, который интересен как геологам и туристов там очень много в горах. Поэтому, несомненно, эта территория нуждается в охране. Если оставить все, как есть, то очень скоро эти горы просто погибнут.

Любовь Чижова: Говорил Михаил Рыжов из Кольского экологического центра. И ситуация в Башкирии, где хотят лишить статуса памятника природы Шиханы, и положение с горным массивом Хибины, которому никак не могут придать статус Национального парка, но собираются строить там рудник, очень похожи: по словам представителя Гринпис в России Евгения Усова, то, что хозяйственные и финансовые интересы ставятся в России выше природоохранных – это осознанная политика российских властей…

Евгений Усов: Сейчас превалирует такое очень неумное, непрофессиональное дилетантское рассуждение о том, что экология – это забава для богатых стран, а для России нужно сначала заработать денег, как можно больше, а потом, когда все будут купаться в роскоши, будем думать о чистом воздухе, о деревьях, о кустах, о животных и так далее. И это происходит практически везде. Если говорить о разработке минеральных ресурсов, каких-то природных ископаемых, то на слуху, например, многолетняя история с добычей золота на территории Национального парка Юга-2, который входит в объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, это республика Коми. Понятно, что у всех на слуху примерно такие же проблемы на Кавказе. Это связано в первую очередь с олимпийскими объектами и некоторыми другими объектами, которые строятся там, где это запрещено, в том числе международным законодательством. Такая же ситуация на Байкале в городе Байкальске. Она связана, естественно, с Байкальским ЦБК. На Байкале кроме того и других проблем хватает, связанных с туризмом и прочими вещами. Эта же проблема периодически возникала на Камчатке, где тоже золотодобыча угрожала территориям Всемирного природного наследия. На Дальнем Востоке – это связано прежде всего с уничтожением лесов. То есть это в принципе везде.
Сейчас разворачивается скандал, он все ближе и ближе, связанный со строительством газопровода через зону покоя плато Укок на Алтае. То есть газопровод в Китай должен пройти через охраняемую природную территорию, которая тоже входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И "Газпром" и правительство наше абсолютно не волнует то, что в данном случае и во многих других случаях Россия совершенно грубо и цинично нарушает природоохранное законодательство международное, нарушает свои международные обязательства и выступает в роли таких своеобразных талибов, которые в свое время расстреливали статую Будды, которая тоже была памятником всемирного наследия. То есть это нормальная политика.

Любовь Чижова: В последнее время российские власти все чаще говорят о том, что экологические законы не должны нарушаться, что экология – это важнейшая часть существования российского общества. Проводятся Госсоветы с участием президента, экологов, посвященные проблемам экологии.

Евгений Усов: Сколько ни говори "халва", сладко во рту не станет. Нужно смотреть на дела. Возьмем пример Байкала. В свое время Владимир Владимирович прославился взмахом фломастера, которым перенес нефтепровод. И все закричали: вот оно, проявление экологичности, проявление современности, особого отношения к гражданскому обществу, к закону и так далее. Но он же точно так же через пару лет открыл Байкальский ЦБК со сбросом ядовитых веществ в озеро. Тоже абсолютно незаконно, это все противоречит международным, российским законам. И ничего. Один шаг вперед, другой назад. Постоянно это шатание, конечно, выглядит совершенно позорно.

Любовь Чижова: Экологи выступают с какими-нибудь политическими требованиями или их требования только экологические?

Евгений Усов: Смотря, какие экологи. Есть, например, в "Яблоке" подразделение "зеленых", они, конечно, как партийная структура выдвигают политические требования. Многие общественные организации, наверное, связанные с политическим процессом. Мне сложно привести пример, потому что Гринпис аполитичны принципиально. Нас по большому счету никакая политика не затрагивает и не касается. Мы, собственно, не имеем права заниматься политикой. Но, конечно, на бытовом уровне понятно, что если мы не имеем нормальных путей влияния на власть, то, естественно, мы не можем ни экологические проблемы нормально решать, ни экономические, никакие. А это связано с политикой.

Любовь Чижова: О природоохранной политике российской власти говорил представитель организации «Гринпис в России» Евгений Усов.
XS
SM
MD
LG