В конце августа - год с момента публикации моего первого поста на сайте РС. Благодарю всех, кто посещает эту страничку, читает и комментирует мои тексты. Уверяю, что ни один ваш комментарий не остается без моего внимания, будь то критика, вопросы или положительные отзывы.
Сегодня продолжу рассказ о том, что представляет собой территория дацана, которую мы начали виртуально «обходить» по периметру две недели назад. Кстати, именно таким образом обходя территорию любого дацана мы, собственно, совершаем обход мандалы. Это сложное сакральное явление, которое вмещает в себя всю буддистскую вселенную и считается обителью богов.
Я уже рассказывала о буддистском обряде строительства песочной мандалы. Также существует ритуал, называемый «подношение мандалы», когда ламы читают молебен, посвященный подношению Будде или большому учителю всей вселенной, одновременно с этим обычно производится ритуальное действо – возводится «модель вселенной». Те, кто бывал в дацане, узнают это многоярусное сооружение из круглых предметов (серебряных или медных), по форме они напоминают перевернутые тарелки.
Обычно мандала возводится на «подушке» из крупы (рис, перловка, гречка), часто – смешанной с монетами. Вот и сам храмовый комплекс (если смотреть на него сверху) напоминает мандалу, так как именно религиозно-философская концепция мандалы лежит в основе архитектурной планировки любого монастырского комплекса или даже каждого отдельного дацана.
В больших храмовых комплексах обычно располагаются несколько дуганов – молельных помещений, каждое их которых имеет свое назначение. Центральный соборный храм любого дацана – Согчен дуган (иногда встречается написание Цогчен дуган). Здесь проходят все основные молебны.
Вторым по значимости храмом обычно называют Деважин дуган. Его легко узнать по макету Деважина (Сукхавати, санскрит) – так называемой «чистой земли Будды Амитабхи». Эта «счастливая страна», «чистая земля», сотворенная Буддой Амитабхой, в специальной литературе часто называется буддистским раем, явно по аналогии с христианской мифологией.
Сукхавати находится на огромном – в мириады миров – расстоянии от нашего мира, там прекрасный климат, дворцы из золота, серебра, кораллов, драгоценных камней. В этой стране живут только бодхисаттвы, достигающие нирваны, и люди, удостоившиеся высокой чести переродиться после смерти в буддистском раю за то, что в своей земной жизни преуспели на пути личного совершенствования. Живут в Сукхавати «неизмеримо долго», испытывая «беспредельное счастье».
В таких терминах описывают Деважин буддистские тексты II–III веков нашей эры. Напомню, что в Государственном музее истории религии с Санкт-Петербурге находится уникальный, специально выполненный бурятскими ламами более ста лет назад по заказу князя Ухтомского, макет буддистского рая, о чем подробно я рассказывала здесь.
Слева от главного храма по традиции строят Сахюусан дуган. Сахюусанами в буддизме называют защитников и хранителей. У каждого храма – свои защитники. Так, Иволгинский дацан, к примеру, находится под покровительством двух сахюусанов – Жамсарана и Балдан Лхамо. Кстати, утренний молебен в храмах обычно посвящен защитникам, он так и называется – Сахюусан хурал. Более подробно про защитников дацанов шла речь здесь.
Первым храмом Иволгинского дацана, возведенным в 1946 году, стал Чойра дуган «Тойсам Щаддублин», что буквально переводится как «крепость учения Будды». Дуган до 1960-х годов являлся основным храмом Иволгинского дацана. После постройки Согчен дугана он выполнял функции Сахюусан дугана. С 1994 года, после начала обучения в Буддистском университете по предмету «чойра» (буддистская философия), это здание было преобразовано в аудиторию для занятий по данному предмету. Манба дуган (вариант – Мамба дуган) – посвящен богу врачевания, обычно здесь проходят занятия для хувараков, обучающихся буддистской медицине.
На территории больших храмовых комплексов могут находиться дуганы и сумэ (храмы небольшого размера), посвященные различным божествам. Например, Майдари дуган – посвящен Будде будущего Майтреи (по-бурятски Майдари), дуган Зеленой Тары в Иволгинском дацане возведен именно в честь этой богини-скоропомощницы (подробнее о ней – здесь). Кроме этого, обычно в резиденции главы буддистов России обязательно находился Жуд дацан (другое написание – Джуд), где проводят молебны ламы-тантристы.
К тантрическим дацанам также относят и храмы Калачакры (Дуйнхор дацаны). В Бурятии такой дацан находится в одном из районов Улан-Удэ, в Верхней Березовке, в честь этого божества освящен и Санкт-Петербургский дацан. Интересно, что один из тантрических дуганов – Гунриг дуган – возводят обычно за пределами огороженной территории храмового комплекса. Сейчас такое строительство идет рядом с Иволгинским дацаном. В этом дугане будут проводиться молебны, имеющие огромную очистительную силу, избавляющий от дурных перерождений.
Сегодня продолжу рассказ о том, что представляет собой территория дацана, которую мы начали виртуально «обходить» по периметру две недели назад. Кстати, именно таким образом обходя территорию любого дацана мы, собственно, совершаем обход мандалы. Это сложное сакральное явление, которое вмещает в себя всю буддистскую вселенную и считается обителью богов.
Я уже рассказывала о буддистском обряде строительства песочной мандалы. Также существует ритуал, называемый «подношение мандалы», когда ламы читают молебен, посвященный подношению Будде или большому учителю всей вселенной, одновременно с этим обычно производится ритуальное действо – возводится «модель вселенной». Те, кто бывал в дацане, узнают это многоярусное сооружение из круглых предметов (серебряных или медных), по форме они напоминают перевернутые тарелки.
Обычно мандала возводится на «подушке» из крупы (рис, перловка, гречка), часто – смешанной с монетами. Вот и сам храмовый комплекс (если смотреть на него сверху) напоминает мандалу, так как именно религиозно-философская концепция мандалы лежит в основе архитектурной планировки любого монастырского комплекса или даже каждого отдельного дацана.
В больших храмовых комплексах обычно располагаются несколько дуганов – молельных помещений, каждое их которых имеет свое назначение. Центральный соборный храм любого дацана – Согчен дуган (иногда встречается написание Цогчен дуган). Здесь проходят все основные молебны.
Вторым по значимости храмом обычно называют Деважин дуган. Его легко узнать по макету Деважина (Сукхавати, санскрит) – так называемой «чистой земли Будды Амитабхи». Эта «счастливая страна», «чистая земля», сотворенная Буддой Амитабхой, в специальной литературе часто называется буддистским раем, явно по аналогии с христианской мифологией.
Сукхавати находится на огромном – в мириады миров – расстоянии от нашего мира, там прекрасный климат, дворцы из золота, серебра, кораллов, драгоценных камней. В этой стране живут только бодхисаттвы, достигающие нирваны, и люди, удостоившиеся высокой чести переродиться после смерти в буддистском раю за то, что в своей земной жизни преуспели на пути личного совершенствования. Живут в Сукхавати «неизмеримо долго», испытывая «беспредельное счастье».
В таких терминах описывают Деважин буддистские тексты II–III веков нашей эры. Напомню, что в Государственном музее истории религии с Санкт-Петербурге находится уникальный, специально выполненный бурятскими ламами более ста лет назад по заказу князя Ухтомского, макет буддистского рая, о чем подробно я рассказывала здесь.
Слева от главного храма по традиции строят Сахюусан дуган. Сахюусанами в буддизме называют защитников и хранителей. У каждого храма – свои защитники. Так, Иволгинский дацан, к примеру, находится под покровительством двух сахюусанов – Жамсарана и Балдан Лхамо. Кстати, утренний молебен в храмах обычно посвящен защитникам, он так и называется – Сахюусан хурал. Более подробно про защитников дацанов шла речь здесь.
Первым храмом Иволгинского дацана, возведенным в 1946 году, стал Чойра дуган «Тойсам Щаддублин», что буквально переводится как «крепость учения Будды». Дуган до 1960-х годов являлся основным храмом Иволгинского дацана. После постройки Согчен дугана он выполнял функции Сахюусан дугана. С 1994 года, после начала обучения в Буддистском университете по предмету «чойра» (буддистская философия), это здание было преобразовано в аудиторию для занятий по данному предмету. Манба дуган (вариант – Мамба дуган) – посвящен богу врачевания, обычно здесь проходят занятия для хувараков, обучающихся буддистской медицине.
На территории больших храмовых комплексов могут находиться дуганы и сумэ (храмы небольшого размера), посвященные различным божествам. Например, Майдари дуган – посвящен Будде будущего Майтреи (по-бурятски Майдари), дуган Зеленой Тары в Иволгинском дацане возведен именно в честь этой богини-скоропомощницы (подробнее о ней – здесь). Кроме этого, обычно в резиденции главы буддистов России обязательно находился Жуд дацан (другое написание – Джуд), где проводят молебны ламы-тантристы.
К тантрическим дацанам также относят и храмы Калачакры (Дуйнхор дацаны). В Бурятии такой дацан находится в одном из районов Улан-Удэ, в Верхней Березовке, в честь этого божества освящен и Санкт-Петербургский дацан. Интересно, что один из тантрических дуганов – Гунриг дуган – возводят обычно за пределами огороженной территории храмового комплекса. Сейчас такое строительство идет рядом с Иволгинским дацаном. В этом дугане будут проводиться молебны, имеющие огромную очистительную силу, избавляющий от дурных перерождений.