Ссылки для упрощенного доступа

Новый премьер Японии начал обратный отсчет


Йосихико Нода
Йосихико Нода
30 августа нижняя палата парламента Японии избрала бывшего министра финансов Йосихико Ноду премьер-министром нового правительства. Нода сменил на посту премьера Наото Кана, растерявшего свою популярность в последние месяцы.

В Японии шестой премьер-министр за пять лет, и это, видимо, еще не предел. Страна сейчас пребывает в обстановке экономического кризиса и с трудом восстанавливается после землетрясения и ужасающего цунами. Однако сюрпризом уход Наото Кана с постов президента Демократической партии и премьер-министра страны не является. И не только по причине того, что японские премьеры уже несколько лет меняются с удивительной быстротой.

Кан был очень непопулярен в последнее время, и на него как в Японии, так и в мире возлагали ответственность за то, что японская власть занижала масштабы ядерной катастрофы, случившейся на реакторах в Фукусиме. Новым главой правящей Демократической партии Японии стал 54-летний Йосихико Нода, бывший в правительстве Наото Кана министром финансов. Ожидается, что уже к вечеру будет сформирован новый состав японского кабинета. Для России будет важным вопрос, войдет ли в новый состав правительства Японии бывший глава МИДа этой страны Сэйдзи Маэхара. Маэхара занимает довольно жесткую позицию в российско-японском территориальном споре, и эта позиция была озвучена им во время визита в Москву в феврале этого года:

– Северные территории являются исконными японскими землями. Эта точка зрения разделяется на международной арене. У Японии и России разные позиции по этой проблеме, но мы ожидаем, что на основе документов, выработанных двумя странами, и на основе принципов законности и справедливости будет найдено взаимоприемлемое решение. Что касается экономического сотрудничества на северных территориях, то оно должно детально обсуждаться на высшем уровне, с тем, чтобы не нанести ущерб известной позиции нашей страны по территориальной проблеме.

Жесткая позиция, высказанная Сэйдзи Маэхарой в Москве, вряд ли претерпит какие-то изменения в ближайшее время. То, что Маэхара остается одним из ключевых политиков правящей Демократической партии Японии, подтверждается его участием в борьбе за пост нового лидера этой партии. А также тем, что во втором туре этой борьбы он призвал своих сторонников поддержать Йосихико Нода, который в итоге победил. Для Японии нынешняя история со сменой премьера – это еще и эпизод внутрипартийной борьбы, когда во главе Демократической партии становится человек, не поддерживаемый самым влиятельным в этой организации политиком – бывшим лидером демократов Итиро Одзавой.

Впрочем, к борьбе и сложным ситуациям новому премьеру Японии не привыкать. Йосихико Нода родился в семье военного, занимался единоборствами, имеет черный пояс в дзюдо. Однако бросать противника через плечо – это совсем не то же самое, что стабилизировать курс йены или обеспечить четкое поступление средств на восстановление пострадавших от цунами районов страны. Так что новому главе японского кабинета никто не пророчит долгого пребывания на этом посту. И уже сейчас многие наблюдатели гадают, сколько месяцев Йосихико Нода высидит в премьерском кресле.

Насколько сильно в Японии недовольство действиями руководства страны? Каковы цели нового правительства во главе с Йосихико Нода? Об этом в интервью обозревателю Радио Свобода Валентину Барышникову говорит руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко:

– Нельзя сказать, что накануне землетрясение и цунами, результатом которого стала авария на АЭС "Фукусима", рейтинг Наото Кана был высоким. Нет, он уже подходил к своей черте, просто вот эта ситуация усугубила его положение. Когда в 1995 года случилось землетрясение, разрушения были колоссальные и тоже население было недовольно, потому что нарушился привычный ритм жизни, пошли ограничения, а это автоматически вызывает недовольство любым правительством…

– А насколько тяжелы для экономики Японии последствия нынешней природной катастрофы, учитывая общую экономическую ситуацию? Ведь у Японии огромный внешний долг, страна уже долгие годы переживает экономическую стагнацию...

– Последствия тяжелые. Конечно, Япония – это вторая в мире держава по золотовалютным запасам, но ведь стране нанесен ущерб на сумму около 400 миллиардов долларов. Мало того, что там погибло 20 тысяч людей. Без крова остались сотни тысяч, которые, кстати, до сих пор живут в спортзалах и т.д. К тому же вышли из строя атомные реакторы, которые обеспечивали электричеством большой район. За этим последовало выключение реакторов в других районах – чтобы проверить их безопасность. Это серьезный удар по экономике. И без того нужно было выходить из кризиса, а тут еще техногенная катастрофа…

– Йосихико Нода – шестой премьер за пять лет. Есть прогнозы, как долго продлится его премьерство?

– По мнению многих экспертов и политиков, это техническое правительство - до сентября следующего года, когда в Демократической партии будет избираться новый лидер. У меня такое впечатление, что от Нода требуется выполнить те задачи, которые были определены ушедшим кабинетом Кана и в разработке которых участвовал сам Нода. Главное – обеспечить безопасность экономики. Потому что национальная валюта настолько окрепла, что это подрывает традиционную стратегию экономического развития Японии, ориентированную на экспорт. И удешевление йены, конечно, способствовало бы улучшению ситуации в экономике. Еще одна проблема – выдавливание Японии с традиционных рынков. Сегодня главный ее соперник – Китай: на азиатском рынке он захватывает все новые и новые сектора, тесня Японию. Вот эти вещи будут приоритетными для нового кабинета.

– Какую роль в нынешней японской внутриполитической ситуации играют территориальные споры с Китаем и с Россией? Займет ли новый премьер-министр жесткую позицию в этом вопросе?

– Демократическая партия, как и все остальные политические силы, поддерживает территориальные претензии к России в отношении Южных Курил. Никто в Японии сегодня не может каким-то образом изменить эту позицию. Нода – это, скорее, менеджер, экономист. И, я думаю, его главной задачей будет решение экономических проблем. А если придется формулировать позицию по политическим вопросам он, конечно, будет придерживаться позиции своей партии по этому вопросу. С другой стороны, эта позиция вовсе не увязывается с ужесточением позиции Нода в отношении экономического сотрудничества с Россией. Тут все определяет большой японский бизнес, и взаимоотношения двух стран, думаю, останутся на том достаточно стабильном уровне, на котором находятся сейчас.
XS
SM
MD
LG