11 сентября в Республике Горный Алтай откроется международный театральный фестиваль. Он уже побывал в Калмыкии и Башкирии.
Идея его создания принадлежит художественному руководителю Саха-театра, министру культуры Якутии, Андрею Борисову. Фестиваль назван "Желанный берег" - как и знаменитый спектакль Андрея Борисова по повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря".
– Когда мы этот фестиваль проводили в Калмыкии (после Якутии и Бурятии), – рассказывает Андрей Борисов, – там были тюркоязычные, монголоязычные, кавказские театры, и один из представителей Адыгеи сказал: "От Тихого океана до Балтийского моря наш "Желанный берег". А я ему отвечаю: "От Ледовитого океана до китайской границы наш "Желанный берег". Россия сильна нами". Весь зал встал и долго аплодировал. Россия сильна не ими, а нами.
В каждом регионе, где проходит фестиваль, формулируется определенная тема. Например, в Бурятии – "Лики Чингисхана". 11 театров (и монгольский, и китайский, и башкирский, и наш – якутский) показывали разные спектакли про Чингисхана. Очень было интересно, когда вместо рассказа про Чингисхана-кровопийцу, мы узнавали про его первую любовь и так далее. А я в Бурятии для нашего "Чингисхана" нашел старое заброшенное здание Дворца культуры под названием ЛВРЗ ( мы шутили: "Ликеро-водочный разливочный завод"). Там ни зала, ни сцены нет, зато есть большие "сталинские" колонны, и железная крыша осталась. Я весь зал превратил в сцену, здорово смотрелось.
А в этом году едем на Алтай. Возвращаемся на родину всех тюрков. Фестиваль называется "Алтай это Родина". Обычно тюрки друг друга спрашивают: "Ты с какого Алтая?". Алтай для тюрков это срединная земля, символ прародины. Мой спектакль покажем – "Восхождение на Хан Алтай", который я поставил в горноалтайском театре. Это спектакль про репрессированного художника Гуркина. Есть там сцена в финале: тюремный двор, страшный дождь идет, грязь везде, яблоня растет, а вокруг нее лежат картины Гуркина (он был учеником Шишкина). И он перед расстрелом выходит в этот двор, и видит свои картины под яблоней, под дождем. Этот спектакль имел такой ошеломляющий успех, которого я сам никак не ожидал. Со всего Алтая зрители на автобусах приезжают его смотреть. И, вдохновленное этой постановкой, алтайское руководство решило фестиваль "Желанный берег" провести у себя. Собираются театры из Бурятии, Хакасии, Тувы, Якутии, русский театр из Иркутска приедет. Так что, опять соберемся и будем мечтать про "желанный берег". В театре Горного Алтая есть большая сцена, есть старое здание театра и еще Дворец культуры. Значит, на трех сценах фестиваль пройдет. А еще меня обрадовали, сказали, что у них нет особых гостиниц, поэтому жить будем на берегу Катуни. Катунь это великая изумрудная горная река, шум которой перекрывает все "охи" и вздохи, – рассказал Андрей Борисов.
На вопрос Радио Свобода о литературном материале, положенном в основу спектакля "Восхождение на Хан Алтай", Андрей Борисов ответил:
– Это документы, письма, резолюции НКВД, то есть фактический материал. Но пьеса получилась серьезная. Там два главных героя: страдалец Гуркин и начальник тюрьмы. И этот начальник приходит к покаянию. Мы вот говорим: расстреляли Гуркина, Платона Ойунского, наших великих мастеров, – а где покаяние? Для меня эта тема - самая важная.
Отвечая на вопрос Радио Свобода, как живет Саха-театр (театр имени Платона Ойунского), его художественный руководитель ответил:
– Сам Якутск – это совершенно современный город. В нем - 11 театров. Меня за это в Минфине и Минэкономразвития врагом считают. Но залы-то заполнены. В советское время, когда я начинал работать министром, был обязательный план по заполняемости: мы отчитывались – 50 процентов или 70. А теперь ничего не надо – всегда залы полные. Молодые актеры по 15 тысяч рублей получают, по ночам многие таксистами подрабатывают, но театр для них – святое.
Идея его создания принадлежит художественному руководителю Саха-театра, министру культуры Якутии, Андрею Борисову. Фестиваль назван "Желанный берег" - как и знаменитый спектакль Андрея Борисова по повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря".
– Когда мы этот фестиваль проводили в Калмыкии (после Якутии и Бурятии), – рассказывает Андрей Борисов, – там были тюркоязычные, монголоязычные, кавказские театры, и один из представителей Адыгеи сказал: "От Тихого океана до Балтийского моря наш "Желанный берег". А я ему отвечаю: "От Ледовитого океана до китайской границы наш "Желанный берег". Россия сильна нами". Весь зал встал и долго аплодировал. Россия сильна не ими, а нами.
В каждом регионе, где проходит фестиваль, формулируется определенная тема. Например, в Бурятии – "Лики Чингисхана". 11 театров (и монгольский, и китайский, и башкирский, и наш – якутский) показывали разные спектакли про Чингисхана. Очень было интересно, когда вместо рассказа про Чингисхана-кровопийцу, мы узнавали про его первую любовь и так далее. А я в Бурятии для нашего "Чингисхана" нашел старое заброшенное здание Дворца культуры под названием ЛВРЗ ( мы шутили: "Ликеро-водочный разливочный завод"). Там ни зала, ни сцены нет, зато есть большие "сталинские" колонны, и железная крыша осталась. Я весь зал превратил в сцену, здорово смотрелось.
А в этом году едем на Алтай. Возвращаемся на родину всех тюрков. Фестиваль называется "Алтай это Родина". Обычно тюрки друг друга спрашивают: "Ты с какого Алтая?". Алтай для тюрков это срединная земля, символ прародины. Мой спектакль покажем – "Восхождение на Хан Алтай", который я поставил в горноалтайском театре. Это спектакль про репрессированного художника Гуркина. Есть там сцена в финале: тюремный двор, страшный дождь идет, грязь везде, яблоня растет, а вокруг нее лежат картины Гуркина (он был учеником Шишкина). И он перед расстрелом выходит в этот двор, и видит свои картины под яблоней, под дождем. Этот спектакль имел такой ошеломляющий успех, которого я сам никак не ожидал. Со всего Алтая зрители на автобусах приезжают его смотреть. И, вдохновленное этой постановкой, алтайское руководство решило фестиваль "Желанный берег" провести у себя. Собираются театры из Бурятии, Хакасии, Тувы, Якутии, русский театр из Иркутска приедет. Так что, опять соберемся и будем мечтать про "желанный берег". В театре Горного Алтая есть большая сцена, есть старое здание театра и еще Дворец культуры. Значит, на трех сценах фестиваль пройдет. А еще меня обрадовали, сказали, что у них нет особых гостиниц, поэтому жить будем на берегу Катуни. Катунь это великая изумрудная горная река, шум которой перекрывает все "охи" и вздохи, – рассказал Андрей Борисов.
На вопрос Радио Свобода о литературном материале, положенном в основу спектакля "Восхождение на Хан Алтай", Андрей Борисов ответил:
– Это документы, письма, резолюции НКВД, то есть фактический материал. Но пьеса получилась серьезная. Там два главных героя: страдалец Гуркин и начальник тюрьмы. И этот начальник приходит к покаянию. Мы вот говорим: расстреляли Гуркина, Платона Ойунского, наших великих мастеров, – а где покаяние? Для меня эта тема - самая важная.
Отвечая на вопрос Радио Свобода, как живет Саха-театр (театр имени Платона Ойунского), его художественный руководитель ответил:
– Сам Якутск – это совершенно современный город. В нем - 11 театров. Меня за это в Минфине и Минэкономразвития врагом считают. Но залы-то заполнены. В советское время, когда я начинал работать министром, был обязательный план по заполняемости: мы отчитывались – 50 процентов или 70. А теперь ничего не надо – всегда залы полные. Молодые актеры по 15 тысяч рублей получают, по ночам многие таксистами подрабатывают, но театр для них – святое.