В московском Парке культуры и отдыха имени Горького 30 августа установлена скульптура "Девушка с веслом" - уменьшенная копия работы советского скульптора Ивана Шадра. Торжественное открытие состоится 3 сентября в рамках международной регаты "Золотая ладья".
Оригинал высотой почти 12 метров был установлен в центре паркового фонтана в 1935 году, однако в том же году после общественной дискуссии скульптуру переместили в парк культуры и отдыха Ворошиловграда (Луганска). Еще через год Шадр создал новую скульптуру из тонированного бетона, которая заменила в парке имени Горького старую. В годы войны эта скульптура была утрачена. О новой копии "Девушки с веслом" говорит директор департамента по связям с общественностью российской Ассоциации любителей гребного спорта Екатерина Беляева:
- Этот проект полностью задуман и реализован Ассоциацией любителей гребного спорта - общественной организацией, которая занимается проведением крупных гребных соревнований в России и развитием гребного спорта. Собственно, у нас возникла идея, что необходимо привлечь как можно более широкое внимание общественности к этому прекрасному виду спорта, безусловно, очень красивому, поэтому вспомнили про такой символ - девушка с веслом. И она у нас стала олицетворять наши крупнейшие спортивные соревнования.
- Речь идет о копии работы скульптора Ивана Шадра?
- Безусловно. И мы, узнав, что единственный авторский экземпляр сохранился в запасниках Третьяковки, обратились к музею с просьбой дать нам эту скульптуру, для того чтобы снять с нее мерки для изготовления копии.
- Где она будет установлена? Прямо посередине большого фонтана в ЦПКиО?
- Тот фонтан у входа в парк, где стояла "Девушка с веслом", не сохранился. Фонтан, который есть, - 60-х годов. Поэтому мы решили делать копию, во-первых, не 8-метровую, - это все-таки не такой имперский стиль, она у нас будет 3 метра 20 сантиметров вместе с постаментом, и установлена она будет у Новоандреевского моста.
- Она навсегда будет установлена?
- В Парке Горького идут слушания по проекту реконструкции парка, и до окончания этих слушаний скульптура будет стоять временно. Может быть принято решение о том, что она переместится в какое-то другое место, но наиболее вероятно, что она там и останется.
- А какие чувства у вас вызвала эта девушка с веслом?
- Мне кажется, это многогранный символ. Безусловно, это символ женской красоты. С другой стороны, это символ спортивных побед и вообще человеческого духа, символ эпохи великих побед, символ истории.
* * *
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили образцами для создания дешевых гипсовых копий девушек с веслами - произведений так называемого гипсового соцреализма - которые устанавливались в парках культуры и отдыха по всему СССР. Иван Шадр - его настоящая фамилия Иванов - художник-самородок, крупнейший скульптор довоенного периода, автор многочисленных монументальных проектов и памятников, некоторые из которых - идеологической направленности. Многие работы Шадра утрачены, многие свои проекты он не смог воплотить в жизнь. Известны, в частности, скульптуры Шадра "Булыжник - оружие пролетариата"; скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, выполненные по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах; демонтированный в 1990-е годы
памятник Ленину для одной из гидроэлектростанций в Грузии. Моделью для первого варианта "Девушки с веслом", как считают, стала комсомолка Вера Волошина, замученная в годы Второй мировой войны фашистами, второго - гимнастка Ольга Бедринская. О творчестве Ивана Шадра говорит заведующая отделом скульптуры XX - начала XXI века Государственной Третьяковской галереи, член-корреспондент Российской Академии художеств Людмила Марц.
- Шадр по своему складу был монументалистом, но поставить ему фактически ничего не удалось, хотя замыслов было очень много. Скульптор он необычнайно интересный, это большой художник, очень самобытный, ни на кого не похожий. Остались в основноми станковые вещи Шадра, в нашем собрании, в Третьяковской галерее. Но замыслы у него были грандиозные - например, "Памятник мировому страданию" или памятник Амундсену, который он собирался установить где-то на Северном полюсе. Он был идеалистом, искренним человеком, был готов мечтать о чем угодно. Но реальность оказалась такой, что ему удалось установить фактически только "Девушку с веслом", даже два варианта, но не удалось, скажем, закончить памятник Горькому, который потом стоял у Белорусского вокзала в Москве и был закончен Верой Мухиной.
- Но Шадр - автор полутора десятков памятников и скульптур Ленина. Их-то устанавливали?
- Да, но не все. Только выполненные в традиционной манере.
- Проекты Шадра, связанные с Первой мировой войной - "Памятник мировому страданию" или "Памятник человечеству" - для России вещь не характерная...
- Первая мировая война переросла в России в революцию, время было не то, чтобы ставить большие памятники. Шадр замыслил сложнейшую монументальную композицию, многофигурную. Вообще он прославлял величие человека. его мужество. высокие порывы. Среди всех наших художников он был исключением - взволнованный романтик, экспрессивный, в чем-то наивный, поэтический. Вспомните его "Булыжник - оружие пролетариата"... Он все время повторял Пушкина: "Есть упоение в бою..." А "Памятник мировому страданию" просто не мог быть поставлен - ни по времени. ни по замыслу... Например, памятник Колумбу, который Шадр делал, был значительно более сложно задуман, чем памятник работы Зураба Церетели - там был сад радости, сад слез... Он был невероятный фантазер.
- Работу над скульптурой "Девушка с веслом" Шадр начал в 1934-м году, и вскоре вокруг нее развернулась общественная дискуссия. Скульптура многим не понравилась.
- Я не смотрела литературные материалы, но не верю, что она многим не понравилась. Тогда все было неожиданным. Это была еще такая послереволюционная Россия, и вдруг - обнаженная фигура девушки, сильной, мужественной, мускулистой спортсменки. Кому-то нравилось, кому-то нет. Первая фигура вообще интереснее была, чем сделанная позже Шадром вторая версия. Но был и политический заказ, и когда началось обсуждение, думаю, включились руководящие органы. Ну - обнаженная девушка, совершенно классический вариант, прекрасная фигура... Шадр позже сделал вторую скульптуру, которая, с моей точки зрения, тоже очень хороша, но более изящная, более изысканная, что ли, более тонкая. Чуть-чуть другое решение, хотя композиционно все было то же самое.
- Такая откровенная эротика не могла в 1930-е годы вызвать замечания у партийных товарищей, как вы думаете?
- Вы видели фотографии этой скульптуры?
- Да, конечно.
- И вы увидели там эротику?
- Мне кажется, что это для советского искусства чрезвычайно эротизированная скульптура.
- Дело в том, что слово "эротика" вообще в то время не употреблялось. Девушка, ставшая моделью для скульптуры - спортсменка, комсомолка Вера Волошина, которая, когда немцы ее казнили, пела "Интернационал" с петлей на шее. Убежденный человек! Какая в ней была эротика?
- Есть разночтения о судьбе второй скульптуры Шадра, то ли она была разрушена в годы войны, то ли еще что-то произошло... Вам известна ее судьба?
- Только то, что вы сейчас сказали. И никому ничего точно неизвестно.
- В Третьяковской галерее ведь выставлена бронзовая копия скульптуры Шадра?
- Это не копия скульптуры, а модель памятника, модель фигуры, выполненная Шадром, которую он потом увеличивал. Подлинная авторская вещь, она была отлита в бронзе несколько позже.
- В советское время в парках культуры было установлено множество девушек с веслами. Верно ли с именем Ивана Шадра связывать "гипсовый соцреализм"?
- Знаете, нынешняя волна внимания к Шадру полезна хотя бы тем, что она покажет: никакого отношения к этим гипсовым скульптурам он не имел. Нигде и ни разу не было повторов его работы. Одновременно с ним получил заказ скульптор Ромуальд Иодко - сделать девушку с веслом для стадионов "Энергетик" и "Динамо". Две вещи, совсем другие: уже в купальничках, не обнаженные. Они были двухметровые и просто тиражировались, отливались в бетоне и гипсе и рассылались по разным городам страны. К этому приложили руку, я предполагаю, и самодеятельные художники. Почему девушка с веслом стала так популярна? Ну вот в Москве, в центральном парке стоит фигура - и жителям провинции. видимо, тоже захотелось...
- Скульптура работы Шадра в Третьяковской галерее привлекает повышенное внимание посетителей?
- Сейчас она не стоит в зале, она только что была в Петербурге, на регате. Но чаще всего она стоит в экспозиции и привлекает внимание не больше, чем другие работы Шадра. Рядом с ней стоят "Девушка с факелом" и "Юноша со звездой". Я упомянула, что Шадр был скульптором монументального мышления, так вот эти фигуры он задумал для Нью-йоркской Всемирной выставки 1939 года, но этот проект не был осуществлен. "Булыжник - оружие пролетариата" - великолепная вещь, стоит в том же зале. "Девушку с веслом" нельзя назвать самой выдающейся работой Шадра. Это хорошая, очень качественная работа с ориентацией на античные мотивы.
- Вы пойдете в ЦПКиО взглянуть на новую скульптуру?
- Ну, наверное, пойду. Ко мне, кстати, никто за консультацией по поводу новой скульптуры не обратился. Те скульпторы, которые сделали копию, неизвестны никому. Я видела фотографию, мне не понравилось - такая девушка с бедрышками аппетитными. Но о скульптуре нельзя судить по фотографиям. Скульптуру нужно судить в объеме. Я зайду в Парк культуры, работаю все-таки напротив... Я считаю, что было бы корректным - коль уж работа наша, и увезли ее в Русский музей, где делали фотографии со всех точек, от нас - обратиться к нам за консультацией.
Этот и другие важные материалы итггового выпуска программы "Время Свободы" читайте нак странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Оригинал высотой почти 12 метров был установлен в центре паркового фонтана в 1935 году, однако в том же году после общественной дискуссии скульптуру переместили в парк культуры и отдыха Ворошиловграда (Луганска). Еще через год Шадр создал новую скульптуру из тонированного бетона, которая заменила в парке имени Горького старую. В годы войны эта скульптура была утрачена. О новой копии "Девушки с веслом" говорит директор департамента по связям с общественностью российской Ассоциации любителей гребного спорта Екатерина Беляева:
- Этот проект полностью задуман и реализован Ассоциацией любителей гребного спорта - общественной организацией, которая занимается проведением крупных гребных соревнований в России и развитием гребного спорта. Собственно, у нас возникла идея, что необходимо привлечь как можно более широкое внимание общественности к этому прекрасному виду спорта, безусловно, очень красивому, поэтому вспомнили про такой символ - девушка с веслом. И она у нас стала олицетворять наши крупнейшие спортивные соревнования.
- Речь идет о копии работы скульптора Ивана Шадра?
- Безусловно. И мы, узнав, что единственный авторский экземпляр сохранился в запасниках Третьяковки, обратились к музею с просьбой дать нам эту скульптуру, для того чтобы снять с нее мерки для изготовления копии.
- Где она будет установлена? Прямо посередине большого фонтана в ЦПКиО?
- Тот фонтан у входа в парк, где стояла "Девушка с веслом", не сохранился. Фонтан, который есть, - 60-х годов. Поэтому мы решили делать копию, во-первых, не 8-метровую, - это все-таки не такой имперский стиль, она у нас будет 3 метра 20 сантиметров вместе с постаментом, и установлена она будет у Новоандреевского моста.
- Она навсегда будет установлена?
- В Парке Горького идут слушания по проекту реконструкции парка, и до окончания этих слушаний скульптура будет стоять временно. Может быть принято решение о том, что она переместится в какое-то другое место, но наиболее вероятно, что она там и останется.
- А какие чувства у вас вызвала эта девушка с веслом?
- Мне кажется, это многогранный символ. Безусловно, это символ женской красоты. С другой стороны, это символ спортивных побед и вообще человеческого духа, символ эпохи великих побед, символ истории.
* * *
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили образцами для создания дешевых гипсовых копий девушек с веслами - произведений так называемого гипсового соцреализма - которые устанавливались в парках культуры и отдыха по всему СССР. Иван Шадр - его настоящая фамилия Иванов - художник-самородок, крупнейший скульптор довоенного периода, автор многочисленных монументальных проектов и памятников, некоторые из которых - идеологической направленности. Многие работы Шадра утрачены, многие свои проекты он не смог воплотить в жизнь. Известны, в частности, скульптуры Шадра "Булыжник - оружие пролетариата"; скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, выполненные по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах; демонтированный в 1990-е годы
памятник Ленину для одной из гидроэлектростанций в Грузии. Моделью для первого варианта "Девушки с веслом", как считают, стала комсомолка Вера Волошина, замученная в годы Второй мировой войны фашистами, второго - гимнастка Ольга Бедринская. О творчестве Ивана Шадра говорит заведующая отделом скульптуры XX - начала XXI века Государственной Третьяковской галереи, член-корреспондент Российской Академии художеств Людмила Марц.
- Шадр по своему складу был монументалистом, но поставить ему фактически ничего не удалось, хотя замыслов было очень много. Скульптор он необычнайно интересный, это большой художник, очень самобытный, ни на кого не похожий. Остались в основноми станковые вещи Шадра, в нашем собрании, в Третьяковской галерее. Но замыслы у него были грандиозные - например, "Памятник мировому страданию" или памятник Амундсену, который он собирался установить где-то на Северном полюсе. Он был идеалистом, искренним человеком, был готов мечтать о чем угодно. Но реальность оказалась такой, что ему удалось установить фактически только "Девушку с веслом", даже два варианта, но не удалось, скажем, закончить памятник Горькому, который потом стоял у Белорусского вокзала в Москве и был закончен Верой Мухиной.
- Но Шадр - автор полутора десятков памятников и скульптур Ленина. Их-то устанавливали?
- Да, но не все. Только выполненные в традиционной манере.
- Проекты Шадра, связанные с Первой мировой войной - "Памятник мировому страданию" или "Памятник человечеству" - для России вещь не характерная...
- Первая мировая война переросла в России в революцию, время было не то, чтобы ставить большие памятники. Шадр замыслил сложнейшую монументальную композицию, многофигурную. Вообще он прославлял величие человека. его мужество. высокие порывы. Среди всех наших художников он был исключением - взволнованный романтик, экспрессивный, в чем-то наивный, поэтический. Вспомните его "Булыжник - оружие пролетариата"... Он все время повторял Пушкина: "Есть упоение в бою..." А "Памятник мировому страданию" просто не мог быть поставлен - ни по времени. ни по замыслу... Например, памятник Колумбу, который Шадр делал, был значительно более сложно задуман, чем памятник работы Зураба Церетели - там был сад радости, сад слез... Он был невероятный фантазер.
- Работу над скульптурой "Девушка с веслом" Шадр начал в 1934-м году, и вскоре вокруг нее развернулась общественная дискуссия. Скульптура многим не понравилась.
- Я не смотрела литературные материалы, но не верю, что она многим не понравилась. Тогда все было неожиданным. Это была еще такая послереволюционная Россия, и вдруг - обнаженная фигура девушки, сильной, мужественной, мускулистой спортсменки. Кому-то нравилось, кому-то нет. Первая фигура вообще интереснее была, чем сделанная позже Шадром вторая версия. Но был и политический заказ, и когда началось обсуждение, думаю, включились руководящие органы. Ну - обнаженная девушка, совершенно классический вариант, прекрасная фигура... Шадр позже сделал вторую скульптуру, которая, с моей точки зрения, тоже очень хороша, но более изящная, более изысканная, что ли, более тонкая. Чуть-чуть другое решение, хотя композиционно все было то же самое.
- Такая откровенная эротика не могла в 1930-е годы вызвать замечания у партийных товарищей, как вы думаете?
- Вы видели фотографии этой скульптуры?
- Да, конечно.
- И вы увидели там эротику?
- Мне кажется, что это для советского искусства чрезвычайно эротизированная скульптура.
- Дело в том, что слово "эротика" вообще в то время не употреблялось. Девушка, ставшая моделью для скульптуры - спортсменка, комсомолка Вера Волошина, которая, когда немцы ее казнили, пела "Интернационал" с петлей на шее. Убежденный человек! Какая в ней была эротика?
- Есть разночтения о судьбе второй скульптуры Шадра, то ли она была разрушена в годы войны, то ли еще что-то произошло... Вам известна ее судьба?
- Только то, что вы сейчас сказали. И никому ничего точно неизвестно.
- В Третьяковской галерее ведь выставлена бронзовая копия скульптуры Шадра?
- Это не копия скульптуры, а модель памятника, модель фигуры, выполненная Шадром, которую он потом увеличивал. Подлинная авторская вещь, она была отлита в бронзе несколько позже.
- В советское время в парках культуры было установлено множество девушек с веслами. Верно ли с именем Ивана Шадра связывать "гипсовый соцреализм"?
- Знаете, нынешняя волна внимания к Шадру полезна хотя бы тем, что она покажет: никакого отношения к этим гипсовым скульптурам он не имел. Нигде и ни разу не было повторов его работы. Одновременно с ним получил заказ скульптор Ромуальд Иодко - сделать девушку с веслом для стадионов "Энергетик" и "Динамо". Две вещи, совсем другие: уже в купальничках, не обнаженные. Они были двухметровые и просто тиражировались, отливались в бетоне и гипсе и рассылались по разным городам страны. К этому приложили руку, я предполагаю, и самодеятельные художники. Почему девушка с веслом стала так популярна? Ну вот в Москве, в центральном парке стоит фигура - и жителям провинции. видимо, тоже захотелось...
- Скульптура работы Шадра в Третьяковской галерее привлекает повышенное внимание посетителей?
- Сейчас она не стоит в зале, она только что была в Петербурге, на регате. Но чаще всего она стоит в экспозиции и привлекает внимание не больше, чем другие работы Шадра. Рядом с ней стоят "Девушка с факелом" и "Юноша со звездой". Я упомянула, что Шадр был скульптором монументального мышления, так вот эти фигуры он задумал для Нью-йоркской Всемирной выставки 1939 года, но этот проект не был осуществлен. "Булыжник - оружие пролетариата" - великолепная вещь, стоит в том же зале. "Девушку с веслом" нельзя назвать самой выдающейся работой Шадра. Это хорошая, очень качественная работа с ориентацией на античные мотивы.
- Вы пойдете в ЦПКиО взглянуть на новую скульптуру?
- Ну, наверное, пойду. Ко мне, кстати, никто за консультацией по поводу новой скульптуры не обратился. Те скульпторы, которые сделали копию, неизвестны никому. Я видела фотографию, мне не понравилось - такая девушка с бедрышками аппетитными. Но о скульптуре нельзя судить по фотографиям. Скульптуру нужно судить в объеме. Я зайду в Парк культуры, работаю все-таки напротив... Я считаю, что было бы корректным - коль уж работа наша, и увезли ее в Русский музей, где делали фотографии со всех точек, от нас - обратиться к нам за консультацией.
Этот и другие важные материалы итггового выпуска программы "Время Свободы" читайте нак странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"