Российский режиссер Александр Сокуров получил "Золотого льва" – главный приз Венецианского кинофестиваля – за фильм "Фауст".
Картина Сокурова является последней частью исторической тетралогии, в которую входят "Молох", "Телец" и "Солнце". В основу фильма положена первая часть поэмы Гете.
Ранее фильму Сокурова присудили две награду экуменического жюри (она же SIGNIS) и Future Film Festival Digital Award.
Председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что решение вручить главный приз "Фаусту" жюри приняло единодушно, так как "это один из тех фильмов, которые перевернут навсегда всякого, кто их увидит".
"Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля получил режиссер Цай Шанцзюн за фильм "Люди горы люди море".
Актриса Дина Йип получила "Кубок Вольпи" за лучшую женскую роль в фильме "Простая жизнь". "Кубок Вольпи" за лучшую мужскую роль получил Майкл Фассбендер за исполнение главной роли в фильме "Стыд" Стива Макуина и Юнга в карти не "Опасный метод" Дэвида Кроненберга.
Получая "Золотого льва", Александр Сокуров сказал: "Я счастлив, что живу в кинематографе, и что мы все любим и можем понять друг друга". Он поблагодарил всех актеров, сыгравших в его "Фаусте", и все организации, поддержавшие его проект.
О фильме Александра Сокурова "Фауст" говорит кинокритик Андрей Плахов:
– Российское кино, к сожалению, не так часто получает большие международные награды. Скажем, в Венеции оно более обласкано призами, чем на других фестивалях. Трижды наши фильмы получали "Золотого льва" – это было "Иваново детство" Андрея Тарковского, "Урга" Никиты Михалкова и в последний раз – "Возвращение" Андрея Звягинцева. И вот сейчас, спустя 8 лет после победы "Возвращения", российский фильм опять получает "Золотого льва".
Но это еще важно не только потому, что это российский фильм, а потому, что это фильм Александра Сокурова. Сокуров – режиссер мирового уровня, признанный среди профессионалов, имеющий в мире очень много поклонников. Однако его фестивальная судьба складывалась не слишком удачно. Его фильмы много раз участвовали в конкурсах Каннского и Берлинского фестиваля и не получали адекватных наград. И вот впервые сейчас Сокуров получил признание за картину "Фауст", которая представляет собой финальную часть его так называемой тетралогии власти, включающей фильмы "Молох", "Телец" и "Солнце". Я очень рад за успех Александра Сокурова, а также всего российского кино. Потому что картина "Фауст" – это действительно очень крупное, серьезное, многослойное произведение, очень непростое для восприятия. И то, что его восприняли очень хорошо и публика Венецианского фестиваля, и пресса, и критика, и, конечно же, жюри во главе с Дареном Аронофски, – это большой успех.
– Вы говорили, что это успех Сокурова, а также всего российского кино. Но, может быть, это все-таки больше успех отдельного автора, а именно – Александра Сокурова? Можно ли его успех проецировать на весь российский кинематограф?
– Разумеется, Сокуров – это отдельное явление в российском кино. Нет другого режиссера, который был бы хоть в какой-то степени похож на него или следовал бы по аналогичному пути. Но, с другой стороны, это и триумф авторского кинематографа, концепции авторского кинематографа, который все-таки в России продолжает существовать, несмотря на все трудности развития российской киноиндустрии. Сегодня уже пришло новое поколение режиссеров. Они ищут свои пути в кинематографе, но, тем не менее, российское кино в мире по-прежнему ассоциируется с той благородной традицией авторского кино, которая была заложена еще Андреем Тарковским, продолжена Андреем Звягинцевым и, прежде всего, Александром Сокуровым, чей фильм и победил сейчас в Венеции. Поэтому, мне кажется, что эта победа имеет несколько аспектов. И все они чрезвычайно важны.
– Чем именно уникален этот фильм Александра Сокурова? Чем он удивил публику, жюри?
– Он удивителен многими компонентами. Хотя бы начнем с того, что фильм снят на немецком языке, в основном, с немецкими артистами. Действие происходит в Европе без точного определения времени, но приблизительно можно сказать, что это время Гёте или, во всяком случае, время мифологии, в которое зарождался Фауст и легенда о Фаусте. В создание этого очень сложного и громоздкого мира вложено огромное количество усилий, его нужно было воспроизвести на экране убедительно и по-своему достоверно. Хотя, конечно, это, скорее, метафора, а не реалистический мир. Очень серьезная работа художников-постановщиков, французского оператора, который, кстати, снимал и очень многие знаменитые картины коммерческие в Голливуде, а также картину "Амели".
Вообще, Сокуров сказал, что в его фильме участвовали представители 39 стран, включая даже Австралию, – то есть это в некотором смысле даже международная копродукция. Опять же она имеет прямое отношение к престижу российского кино и, вместе с тем, носит интернациональный характер, что тоже чрезвычайно интересно. Повторяю, фильм непростой для восприятия, для не знающих язык очень трудно смотреть фильм на немецком языке, читать очень быстро мелькающие субтитры, потому что в фильме очень много диалогов. Они льются, как сплошной поток. Тем не менее, эту картину смотрели с напряжением. Картина произвела огромное впечатление на всех, что говорит о большом таланте Сокурова, о его умении создать даже в такой трудной литературной форме эффектное кинематографическое произведение.
Картина Сокурова является последней частью исторической тетралогии, в которую входят "Молох", "Телец" и "Солнце". В основу фильма положена первая часть поэмы Гете.
Ранее фильму Сокурова присудили две награду экуменического жюри (она же SIGNIS) и Future Film Festival Digital Award.
Председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что решение вручить главный приз "Фаусту" жюри приняло единодушно, так как "это один из тех фильмов, которые перевернут навсегда всякого, кто их увидит".
"Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля получил режиссер Цай Шанцзюн за фильм "Люди горы люди море".
Актриса Дина Йип получила "Кубок Вольпи" за лучшую женскую роль в фильме "Простая жизнь". "Кубок Вольпи" за лучшую мужскую роль получил Майкл Фассбендер за исполнение главной роли в фильме "Стыд" Стива Макуина и Юнга в карти не "Опасный метод" Дэвида Кроненберга.
Получая "Золотого льва", Александр Сокуров сказал: "Я счастлив, что живу в кинематографе, и что мы все любим и можем понять друг друга". Он поблагодарил всех актеров, сыгравших в его "Фаусте", и все организации, поддержавшие его проект.
О фильме Александра Сокурова "Фауст" говорит кинокритик Андрей Плахов:
– Российское кино, к сожалению, не так часто получает большие международные награды. Скажем, в Венеции оно более обласкано призами, чем на других фестивалях. Трижды наши фильмы получали "Золотого льва" – это было "Иваново детство" Андрея Тарковского, "Урга" Никиты Михалкова и в последний раз – "Возвращение" Андрея Звягинцева. И вот сейчас, спустя 8 лет после победы "Возвращения", российский фильм опять получает "Золотого льва".
Но это еще важно не только потому, что это российский фильм, а потому, что это фильм Александра Сокурова. Сокуров – режиссер мирового уровня, признанный среди профессионалов, имеющий в мире очень много поклонников. Однако его фестивальная судьба складывалась не слишком удачно. Его фильмы много раз участвовали в конкурсах Каннского и Берлинского фестиваля и не получали адекватных наград. И вот впервые сейчас Сокуров получил признание за картину "Фауст", которая представляет собой финальную часть его так называемой тетралогии власти, включающей фильмы "Молох", "Телец" и "Солнце". Я очень рад за успех Александра Сокурова, а также всего российского кино. Потому что картина "Фауст" – это действительно очень крупное, серьезное, многослойное произведение, очень непростое для восприятия. И то, что его восприняли очень хорошо и публика Венецианского фестиваля, и пресса, и критика, и, конечно же, жюри во главе с Дареном Аронофски, – это большой успех.
– Вы говорили, что это успех Сокурова, а также всего российского кино. Но, может быть, это все-таки больше успех отдельного автора, а именно – Александра Сокурова? Можно ли его успех проецировать на весь российский кинематограф?
– Разумеется, Сокуров – это отдельное явление в российском кино. Нет другого режиссера, который был бы хоть в какой-то степени похож на него или следовал бы по аналогичному пути. Но, с другой стороны, это и триумф авторского кинематографа, концепции авторского кинематографа, который все-таки в России продолжает существовать, несмотря на все трудности развития российской киноиндустрии. Сегодня уже пришло новое поколение режиссеров. Они ищут свои пути в кинематографе, но, тем не менее, российское кино в мире по-прежнему ассоциируется с той благородной традицией авторского кино, которая была заложена еще Андреем Тарковским, продолжена Андреем Звягинцевым и, прежде всего, Александром Сокуровым, чей фильм и победил сейчас в Венеции. Поэтому, мне кажется, что эта победа имеет несколько аспектов. И все они чрезвычайно важны.
– Чем именно уникален этот фильм Александра Сокурова? Чем он удивил публику, жюри?
– Он удивителен многими компонентами. Хотя бы начнем с того, что фильм снят на немецком языке, в основном, с немецкими артистами. Действие происходит в Европе без точного определения времени, но приблизительно можно сказать, что это время Гёте или, во всяком случае, время мифологии, в которое зарождался Фауст и легенда о Фаусте. В создание этого очень сложного и громоздкого мира вложено огромное количество усилий, его нужно было воспроизвести на экране убедительно и по-своему достоверно. Хотя, конечно, это, скорее, метафора, а не реалистический мир. Очень серьезная работа художников-постановщиков, французского оператора, который, кстати, снимал и очень многие знаменитые картины коммерческие в Голливуде, а также картину "Амели".
Вообще, Сокуров сказал, что в его фильме участвовали представители 39 стран, включая даже Австралию, – то есть это в некотором смысле даже международная копродукция. Опять же она имеет прямое отношение к престижу российского кино и, вместе с тем, носит интернациональный характер, что тоже чрезвычайно интересно. Повторяю, фильм непростой для восприятия, для не знающих язык очень трудно смотреть фильм на немецком языке, читать очень быстро мелькающие субтитры, потому что в фильме очень много диалогов. Они льются, как сплошной поток. Тем не менее, эту картину смотрели с напряжением. Картина произвела огромное впечатление на всех, что говорит о большом таланте Сокурова, о его умении создать даже в такой трудной литературной форме эффектное кинематографическое произведение.