Ссылки для упрощенного доступа

"Кэмерон был бы хорошим агентом КГБ"


Дэвид Кэмерон и Дмитрий Медведев на встрече в Москве 12 сентября 2011
Дэвид Кэмерон и Дмитрий Медведев на встрече в Москве 12 сентября 2011
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон встретился в Москве с российским руководством и представителями неправительственных организаций.

В ходе переговоров Кэмерона с президентом России Дмитрием Медведевым достигнута договоренность о партнерстве в сфере торговли и инвестиций, однако позиции сторон по делу Александра Литвиненко не сблизились.

Интонация встречи Дэвида Кэмерона с Дмитрием Медведевым была более чем приятельской. Возможно, за закрытыми дверями они и говорили друг другу резкости, но уже после переговоров, наблюдая за тем, как российские и британские чиновники и предприниматели подписывают соглашения о сотрудничестве, Кэмерон и Медведев весело перешучивались и жестикулировали. Общаясь с журналистами, британский премьер отрицал, что убийство Александра Литвиненко, в котором Лондон обвиняет бывшего сотрудника спецслужб России Андрея Лугового, стало для властей Британии чем-то несущественным:
Мы должны, как два зрелых и разумных государства, строить наши отношения на базе взаимных интересов в важных областях, которые бы принесли выгоду нам обоим

– Вопрос об убийстве Литвиненко не был отставлен нами в сторону, и факт заключается в том, что правительства двух стран не согласны друг с другом по этой проблеме. Министр иностранных дел Уильям Хейг говорил с вдовой Александра Литвиненко накануне нашего визита в Москву. Эта проблема остается важной для Великобритании, и я не собираюсь как-либо снижать эту важность. Мы не изменили своего подхода к ней, как и российская сторона не изменила своего подхода. Но я не думаю, что из-за этого мы должны заморозить отношения полностью. Мы должны, как два зрелых и разумных государства, строить наши отношения на базе взаимных интересов в важных областях, которые бы принесли выгоду нам обоим. Так что, проблема не отставлена в сторону, разногласие между нами по ней существует, не были изменены и распоряжения, отданные в связи с ней, но наши страны должны работать над отношениями в целом, – заявил Дэвид Кэмерон.

Дмитрий Медведев по вопросу о деле Литвиненко высказался довольно жестко, а в конце его ответа даже прозвучали угрожающие нотки:

– Статья 61-я российской Конституции прямо устанавливает, что российский гражданин не может быть экстрадирован или выдан иностранному государству для осуществления суда или следствия над ним. Никогда этого не будет, что бы ни произошло! И мы это должны с вами понимать и уважительно относиться к этому. У нас тоже хватает всякого рода вопросов в отношении того, как исполняются те или иные решения, допустим, на территории Британии, но мы же об этом не говорим. Поэтому мы, еще раз подчеркиваю, должны уважительно относиться к нашим правовым системам. И перед кем бы ни ставился этот вопрос, ответ будет один – это невозможно! – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Смерть Александра Литвиненко не забыта британской общественностью, и это доказывает как минимум то, что оба разрешенных вопроса британской прессы двум лидерам казались этого убийства. Корреспондент Би-би-си, кроме того, спросил российского президента, почему он ожидает, что в страну с отсутствием верховенства права, коррупцией и непомерным давлением на бизнес кто-то будет вкладывать деньги. Заодно он поинтересовался и мнением Дмитрия Медведева о том, был бы Дэвид Кэмерон хорошим агентом КГБ, если бы попытка его вербовки чекистами в середине 80-х, о которой рассказывал сам британский премьер, была бы успешной. Медведев сначала раздраженно заметил, что и в Британии есть проблемы с коррупцией, а потом, видимо, решил сделать Кэмерону комплимент:
Дэвид был бы очень хорошим агентом КГБ, но в этом случае он никогда бы не стал премьер-министром Британии

– Я уверен, что Дэвид был бы очень хорошим агентом КГБ, но в этом случае он никогда бы не стал премьер-министром Британии, – отметил Дмитрий Медведев.

Дэвид Кэмерон сразу после общения с Дмитрием Медведевым встретился с правозащитниками и журналистами, и некоторые из них, в частности, Дмитрий Муратов из "Новой газеты", этим общением остались довольны. Оксана Антоненко, директор российских программ международного Института стратегических исследований, базирующегося в Лондоне, также считает, что на самом деле Кэмерон в беседе тет-а-тет с Медведевым поднял все сложные темы:

– Я думаю, что Кэмерон приватно, не публично и с Медведевым, и, я думаю, с Путиным по делу Литвиненко продолжает говорить. И важен тот факт, что формально отношения со спецслужбами не восстановлены, несмотря на то, что с российской стороны были довольно серьезные попытки сделать более или менее публичной нормализацию отношений по линии спецслужб, на что британцы не согласились. Мне кажется, эти вопросы еще долго будут оставаться принципиальными.

Однако, по словам Оксаны Антоненко, очевидно, что сейчас для Британии важно согласовать с Россией резолюцию Совбеза ООН по Сирии, а также подтвердить возможность вывоза британских военных из Афганистана через территорию России. Именно эти темы, а не права человека и выдача Андрея Лугового, считает эксперт, являются для Лондона приоритетными.
XS
SM
MD
LG