В Мюнхене скончался ветеран Радио Свобода Анатолий Васильевич Скаковский. Ему было 97 с половиной лет. Чтобы представить себе, много это или мало, скажу, что родился он до Первой мировой войны – 13 марта 1914 года. Но Империалистическая, как ее тогда называли, роли в его жизни не сыграла.
Его персональный приключенческий кинороман начался позже.
С молодых лет он заинтересовался сценой, в самом конце 30-х закончил в Москве театральный институт и был распределен в город Николаев, на Черное море – главным режиссером Театра юных зрителей. Но вот тут из-за кулис вышла судьба: Вторая мировая спутала все планы Скаковского. Он попал в оккупацию. Но характером Анатолий Васильевич обладал сильным, и его воле к осуществлению своего пути можно только позавидовать.
Красная Армия, окружение под Уманью, отступление, хаос первых недель войны. Сорвав с гимнастерки знаки различия, Скаковский пробирается назад в Николаев, но там уже гитлеровцы. Он разыскивает в городе оставшихся актеров, сколачивает небольшую труппу и разъезжает по окрестным селам, получая в качестве гонорара чаще всего похлебку с куском хлеба.
Вм конце концов его отлавливают и отправляют на принудительные работы в Германию, на фабрику. Он приписан к трудовому лагерю под Лейпцигом.
Ему удается бежать от зазевавшегося конвоя, вскочив в проезжающий поезд. Без единого документа он доезжает до Берлина, но выйти на конечной станции не может: контролеры. Внезапно раздается сирена – воздушная тревога, и все контролеры на платформе стремглав убегают в бомбоубежище. Анатолий Васильевич, никем не задержанный, выходит в город, и на ближайшей берлинской улице встречает знакомых по Николаеву актеров.
Бегство от гитлеровцев было только началом. Сразу после войны нужно было убежать еще и от советских репатриационных представителей, а уж они вылавливали беглецов всеми правдами и неправдами.
С 1946 года Скаковский поселяется в Баварии, в американской зоне оккупации. Ездит по городам и городкам, ставя с беженскими труппами русскую классику – комедии, водевили, скетчи. Кем угодно мог бы пойти работать неутомимый Анатолий Васильевич, энергичные люди всегда в цене, но любовь к театру была в нем непреодолима.
И поступив на Радио Освобождение (так называлась в 50-е годы наша радиостанция), он и здесь нашел применение своей страсти, благо театральные люди в русской редакции водились всегда. Радиокомпозиции, радиоспектакли, художественное чтение – да мало ли жанров для человека, понимающего толк в интонации, паузе, словесном жесте.
И – тридцать с лишним лет у нашего микрофона в качестве диктора.
Он никогда не был простым служакой, его интересы всегда выплескивались за рамки работы. Жизнелюбивый и ироничный, он шутя наставлял новичков. "У нас, – говорил он, – все рвутся что-то писать. Все, кто умеет печатать на машинке, называются журналистами. А кого есть собственная машинка, – ну, тот уже писатель".
Человек обаятельный, харизматичный, он никогда не ввязывался ни в один конфликт и всюду находил творческий способ выхода из жизненных ситуаций.
Выйдя на пенсию, бредил собственным театром и в возрасте 95 лет создал театр-студию "Мельпомена", поставив к своему дню рождения гоголевскую "Женитьбу".
Хочется сказать: какие люди были раньше! Но нет, не люди, а просто уникальный, влюбленный не в себя, а в искусство человек. Анатолий Васильевич Скаковский.
Его персональный приключенческий кинороман начался позже.
С молодых лет он заинтересовался сценой, в самом конце 30-х закончил в Москве театральный институт и был распределен в город Николаев, на Черное море – главным режиссером Театра юных зрителей. Но вот тут из-за кулис вышла судьба: Вторая мировая спутала все планы Скаковского. Он попал в оккупацию. Но характером Анатолий Васильевич обладал сильным, и его воле к осуществлению своего пути можно только позавидовать.
Красная Армия, окружение под Уманью, отступление, хаос первых недель войны. Сорвав с гимнастерки знаки различия, Скаковский пробирается назад в Николаев, но там уже гитлеровцы. Он разыскивает в городе оставшихся актеров, сколачивает небольшую труппу и разъезжает по окрестным селам, получая в качестве гонорара чаще всего похлебку с куском хлеба.
Вм конце концов его отлавливают и отправляют на принудительные работы в Германию, на фабрику. Он приписан к трудовому лагерю под Лейпцигом.
Ему удается бежать от зазевавшегося конвоя, вскочив в проезжающий поезд. Без единого документа он доезжает до Берлина, но выйти на конечной станции не может: контролеры. Внезапно раздается сирена – воздушная тревога, и все контролеры на платформе стремглав убегают в бомбоубежище. Анатолий Васильевич, никем не задержанный, выходит в город, и на ближайшей берлинской улице встречает знакомых по Николаеву актеров.
Бегство от гитлеровцев было только началом. Сразу после войны нужно было убежать еще и от советских репатриационных представителей, а уж они вылавливали беглецов всеми правдами и неправдами.
С 1946 года Скаковский поселяется в Баварии, в американской зоне оккупации. Ездит по городам и городкам, ставя с беженскими труппами русскую классику – комедии, водевили, скетчи. Кем угодно мог бы пойти работать неутомимый Анатолий Васильевич, энергичные люди всегда в цене, но любовь к театру была в нем непреодолима.
И поступив на Радио Освобождение (так называлась в 50-е годы наша радиостанция), он и здесь нашел применение своей страсти, благо театральные люди в русской редакции водились всегда. Радиокомпозиции, радиоспектакли, художественное чтение – да мало ли жанров для человека, понимающего толк в интонации, паузе, словесном жесте.
И – тридцать с лишним лет у нашего микрофона в качестве диктора.
Он никогда не был простым служакой, его интересы всегда выплескивались за рамки работы. Жизнелюбивый и ироничный, он шутя наставлял новичков. "У нас, – говорил он, – все рвутся что-то писать. Все, кто умеет печатать на машинке, называются журналистами. А кого есть собственная машинка, – ну, тот уже писатель".
Человек обаятельный, харизматичный, он никогда не ввязывался ни в один конфликт и всюду находил творческий способ выхода из жизненных ситуаций.
Выйдя на пенсию, бредил собственным театром и в возрасте 95 лет создал театр-студию "Мельпомена", поставив к своему дню рождения гоголевскую "Женитьбу".
Хочется сказать: какие люди были раньше! Но нет, не люди, а просто уникальный, влюбленный не в себя, а в искусство человек. Анатолий Васильевич Скаковский.