Ссылки для упрощенного доступа

"Русский, россиянин, политик и патриот своей страны"


Лидер Конгресса русских общин Дмитрий Рогозин
Лидер Конгресса русских общин Дмитрий Рогозин
В Петербурге в эти дни обсуждают инициативы лидера Конгресса русских общин Дмитрия Рогозина, с которыми он выступил на Ярославском форуме.

Дмитрий Рогозин, "как русский, россиянин, политик и патриот своей страны", предложил свой план решения национальной проблемы в России, состоящий из четырех пунктов.
Во-первых, "равноправие народов России". "Не какие-то особые права, а справедливость для русского народа – вот главное требование всех русских патриотов", – заявил Рогозин.

Во-вторых, отказ от концепции мультикультурализма и толерантности.

В-третьих, Северный Кавказ должен быть полностью возвращен в российское пространство. "Никаких политических и правовых офшоров быть не должно", – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

И, в четвертых, – "ренационализация русского народа, восстановление в нем инстинкта народа-государственника, собирателя России, восстановление его исторической памяти и великорусской культуры".

По мнению директора программы "Права человека" Смольного института Дмитрия Дубровского, план Дмитрия Рогозина таит угрозу прихода к власти националистов:
Те люди, которых когда-то было невозможно представить сидящими за одним столом с кем-нибудь из государственной власти в Думе, через 10 лет сами стали частью истеблишмента, а еще на будущее планируется, что они будут частью господствующей идеологии

– Во-первых, конечно, Рогозину придется менять Конституцию РФ. Я думаю, имея в виду большинство "Единой России" в Думе, это не будет так трудно. Конституцию можно поменять, конституционное большинство де-факто уже есть. Я имею в виду статью 19-ю часть 2 про равенство всех народов РФ, про то, что Россия – многонациональное государство. Во-вторых, конечно, Рогозин говорит довольно смешную вещь. Он говорит, что не должно быть особых прав, а должно быть равноправие русского народа, – а это значит особые права русского народа, особые права большинства. Все это говорение о русских, как о государствообразующей нации и т. д. – это нормальный русский националистический дискурс. Рогозина современная кремлевская администрация, порывшись на дровяном складе своих запасных националистов, вытащила, как она это сделала на выборах, когда он играл в "Родину". Теперь он будет играть в Конгресс русских общин. И совершенно чудесным образом все те неприятности, которые преследовали Рогозина когда он позволил себе лишнего, с точки зрения Кремля, и был сослан в почетную ссылку представлять интересы России в НАТО, – теперь дают ему возможность на белом коне въезжать обратно с теми же самыми словами. Разговор, правда, стал более цивилизованный. Он теперь говорит о варварской окраине и цивилизованном центре, метрополии, что выдает в нем более образованного националиста, чем он когда-то был.

В общем, ничего удивительного. Удивительно другое – то, что 10-15 лет назад это было невозможно. Те люди, которых когда-то было невозможно представить сидящими за одним столом с кем-нибудь из государственной власти в Думе, через 10 лет сами стали частью истеблишмента, а еще на будущее планируется, что они будут частью господствующей идеологии. А вот это для России кардинально опасно, – уверен Дмитрий Дубровский.

Политический обозреватель газеты "Вестник "Единой России" Валерий Береснев считает, что с такими инициативами лидер Конгресса русских общин вряд ли будет допущен для участия в Общероссийском народном фронте:
Национальный вопрос сопряжен с огромным количеством подводных течений, каких-то национальных бед, не развязанных инстинктов, и в общем, скорее потока подсознания, чем сознания. Поэтому национальный вопрос на политической арене – это всегда очень опасная зона


– Могу сказать, что национальный вопрос, на мой взгляд, – это наиболее интимный вопрос в политике. Говорить на эту тему всегда очень опасно, всегда очень скользко, это все равно, что ругаться матом в приличном обществе. Национальный вопрос сопряжен с огромным количеством подводных течений, каких-то национальных бед, не развязанных инстинктов, и в общем, скорее потока подсознания, чем сознания. Поэтому национальный вопрос на политической арене – это всегда очень опасная зона. Такие фигуры как Дмитрий Рогозин, который производит впечатление, по крайней мере внешне, рациональных и уравновешенных людей, во многом все-таки полезных, поскольку они позволяют ввести совершенно непредсказуемый в политике подводный, подсознательный вопрос в дискурс диалога. Не думаю, что Рогозин в том виде, в котором он сейчас себя декларирует, может войти в состав Общероссийского народного фронта (хотя, конечно, время покажет), поскольку его сентябрьские тезисы во многом противоречат не только Конституции, но и самому официальному курсу, которого в настоящее время придерживается правительство РФ.

Мне кажется, что имперский дискурс, на котором настаивает Рогозин, противоречит даже тому, о чем он сам говорит. Россия как империя держалась именно на равноправии всех наций, входящих в ее состав, и она себя рассматривала как некое сберегающее покрывало над народами. Если мы обозначим русский народ не просто как государство образующим, но как народ, который равнее прочих, то мы получим границы Святой Руси образца даже не Киевской Руси, а, наверное, докиевского периода. То есть это микроскопическая страна, которая не только в империи не может годиться, но уже не будет играть на мировой арене никакой роли.
XS
SM
MD
LG