Ссылки для упрощенного доступа

Софийский журналист Ассен Гешаков - о цыганах в Болгарии


Дом Царя Киро, цыганского барона села Катуница, был подожжен в ходе антицыганских выступлений представителей славянского большинства.
Дом Царя Киро, цыганского барона села Катуница, был подожжен в ходе антицыганских выступлений представителей славянского большинства.
Власти Болгарии принимают чрезвычайные меры, чтобы ослабить напряжение в отношениях между славянским большинством и цыганской общиной страны. В селе Катуница арестован лидер местной ромской общины Кирилл Рашков по прозвищу Царь Киро, которого многие жители села считают главой местной криминальной группировки.

Волну антицыганских демонстраций, обернувшихся в Софии, Пловдиве и Варне попытками погромов и столкновениями с полицией, вызвали события конца минувшей недели, когда один из лидеров цыганской общины Катуницы сбил на автомобиле 19-летнего Ангела Петрова. Юноша погиб, и толпа разгневанных сельчан подожгла дом Рашкова. Катуницу посетили президент и премьер-министр Болгарии, 1 октября проблему адаптации цыган обсудит Совет национальной безопасности.

Болгария - страна с одной из самых крупных в Европе цыганских общин. О проблеме социальной адаптации ромов – софийский журналист и политический комментатор Ассен Гешаков:

– Это было, скорее всего, неожиданно для властей, потому что они не ожидали таких массовых выступлений граждан. Для самого болгарского общества - я бы не сказал. Просто была перейдена черта терпения. И люди вышли на улицу.

– Есть ли у властей какая-то более-менее внятная политика, связанная с адаптацией цыган в болгарское общество?

– Об этом много говорят и много пишут всегда. Была такая программа, даже очень много денег (если я не ошибаюсь, где-то порядка 65 миллионов евро) были даны Болгарии Евросоюзом как раз для интеграции цыган. Я бы сказал, что проблема здесь не столько криминальная, сколько политическая: за эти 22 года – с тех пор, как Болгария занялась демократией – болгарские политики всегда относились к цыганам как к прослойке населения, через которую можно выигрывать выборы, можно покупать голоса. У многих создалось впечатление, что власти всему этому потворствуют. Цыгане не платят за воду, не платят за электричество – вообще ни за что. Поэтому многие пытаются представить проблему как этническую, как какой-то конфликт между болгарами и цыганами – а это не так. Проблема, по моему мнению, прежде всего политическая.

– Есть ли какие-то внятные предложения, понимание того, как хотя бы подходить к решению этой проблемы?

– Президент Пырванов будет созывать совет национальной безопасности, чтобы обсудить эту проблему. Со стороны это выглядит даже немножко смешно: проблема-то существует уже два десятилетия. Теперь, после всего, что случилось, спохватиться и начинать думать, что делать, – это просто как-то несерьезно звучит. Может быть, можно было бы принять какие-то законы – например, если вы отказываетесь заниматься общественно-полезным трудом, то вы не можете получать так называемую социальную помощь. Этого в Болгарии нет.

– Известно, что президент Болгарии Пырванов и премьер-министр Борисов были в Катунице, встречались там с местными жителями, как-то пытались их успокоить. Расскажите о подробностях этой поездки. Как все это выглядело?

– Это выглядело несколько комично, потому что они состоят не в очень дружеских отношениях. После событий прошло целых два дня перед тем, как они туда приехали. И они пытались убедить жителей Катуницы, которые протестуют: "пожалуйста, это не этнический конфликт, здесь был какой-то личностный конфликт, больше так не делайте..."

Да, в Катунице очень хорошо и мирно сожительствуют болгары и цыгане. То, что случилось в Катунице, случилось из-за того, что там живет очень богатый босс, называемый Царь Киро – уменьшительное от имени Кирилл. Он занимается незаконным производством алкоголя, к тому же фальшивого, продает его. Его сыновья, его внуки терроризируют всю деревню. И сами деревенские жители говорят: у нас нет конфликтов с цыганами, которые не принадлежат к этому клану, у нас есть проблема с этим царьком, называемым Киро. Речь идет об задавленном 19-летнем мальчике, из-за него все началось. В деревнях, где население выращивает овощи и фрукты, его просто грабят те же цыгане, и если кто-то пытается сопротивляться, его просто убивают. Поэтому люди в Болгарии считают, что цыганская проблема - это проблема террора и проблема политическая, а не криминальная.

– Болгария - не очень большая страна. Какова численность цыганской общины?

– По последней переписи населения, в Болгарии проживают 7 миллионов 300 тысяч человек. О цыганах ничего конкретно не сказано. Официально считается, что их 300 тысяч, но – вследствие того, что их практически невозможно переписать – неофициальные данные свидетельствуют о том, что их около 700 тысяч.

– Есть ли основания полагать, что эта волна насилия пойдет на спад и либо властям, либо общинам местным удастся договориться о том, чтобы, по крайней мере, физического насилия в отношениях между гражданами Болгарии не было?

- Эта волна напряжения, конечно, пойдет на спад. Царь Киро уже арестован, ему будут предъявлены обвинения. Но наши политики стремятся снизить это напряжение ввиду того, что через месяц у нас пройдут президентские и местные выборы. Так что главная задача власти - это не допустить срыва выборов. Я бы не сказал, что люди забудут о том, что случилось три дня тому назад. Пока не будет предпринято что-нибудь разумное в отношении этой проблемы, тлеющие угли между болгарами и цыганами останутся еще надолго.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG