Ссылки для упрощенного доступа

Карел Крамарж и славянские народы


Обложка сборника "Карел Крамарж: 150 лет со дня рождения"
Обложка сборника "Карел Крамарж: 150 лет со дня рождения"
В издательстве чешского Центра экономических и политических исследований вышел сборник, посвященный 150-летию со дня рождения первого премьер-министра Чехословакии Карла Крамаржа. Его политические взгляды и даже личная жизнь были тесно связаны с Россией. Тем не менее, развитие событий в Европе заставили Крамаржа к концу жизни коренным образом изменить свои взгляды.

Карел Крамарж был одним из видных политиков сначала Королевства Богемия, а позже – независимой Чехословакии. Его жизнь была тесно связана с Россией благодаря браку с Надеждой Николаевной Абрикосовой из богатого купеческого рода Хлудовых. Как сегодня считают некоторые историки, этот факт повлиял на его политические взгляды, – по крайней мере, до Октябрьской революции.

До Первой мировой войны Крамарж был депутатом венского парламента и сторонником федерализации Австро-Венгрии, в рамках которой он считал возможным сотрудничество славянских народов. Крамарж организовал два славянских съезда – в Праге в 1908-м году и в Софии в 1910-м, после чего написал так называемую Славянскую конституцию, в которой предложил славянам объединиться под верховенством российского императора. Эта идея никогда не нашла большого отклика ни в самой России, ни в Центральной Европе, однако этот факт стал одной из причин его ареста – из-за организации движения против габсбурской монархии.

В 1915 году Крамарж был арестован и даже приговорен к высшей мере наказания. Решение не было исполнено благодаря амнистии, объявленной последним императором Австро-Венгрии Карлом I. Крамарж вернулся в политику и стал первым премьер-министром ставшей в 1918 году независимой Чехословакии. Этот пост Крамарж занимал недолго – до лета 1919 года, когда он вынужден был сложить свои полномочия после того, как его партия проиграла выборы. В это время он стал лидером правой, консервативно-либеральной оппозиции в парламенте.

В сборник "Карел Крамарж: 150 лет со дня рождения" вошли статьи чешских политологов и историков трех поколений, благодаря чему можно проследить, как менялись взгляды видного чехословацкого политика на экономику, международные отношения, на отношения с другими странами с конца XIX века и до самой смерти Крамаржа в 1937 году. Об этом рассказал один из авторов книги Йиндржих Деймек:

Крамарж был критиком тогдашней официальной австро-венгерской политики, то есть политики союзничества с Германией и Италией. Инструментом для продвижения идеи чешской государственности в России он считал
Еще в 1908-1910 годах Крамарж был одним из первых, кто начал выступать за так называемую "новую славянскую политику", то есть за объединение славянских народов при поддержке огромной и сильной России

сотрудничество славянских народов. Еще в 1908-1910 годах Крамарж был одним из первых, кто начал выступать за так называемую "новую славянскую политику", то есть за объединение славянских народов при поддержке огромной и сильной России, но эта идея по многим причинам не была реализована. Достаточно вспомнить конфликты России в первую очередь с поляками, а позже с украинцами, конфликты между южными славянами на Балканах и т.д. Опираясь на идею союза славян, Крамарж думал о военной политике, предполагая, что Российская империя – как в то время казалось очевидным – будет одной из стран-победительниц в Первой мировой войны. Крамарж рассчитывал, что в этом случае небольшие по территории славянские государства могли бы вступить в союз на федеративных принципах, но эта идея не имела поддержки в чешской среде. Россия не выиграла войну, и концепция Крамаржа оказалась провальной.

– Тем не менее, в 1921 году он вместе с президентом Томашем Гарригом Масариком начинает так называемую "Русскую акцию" – государственную программу по поддержке эмигрантов из России. Иными словами, Крамарж верил, что в будущем большевизм потерпит крах, что позволит построить в России демократическое государство?

После Первой мировой войны Крамарж представлял интересы Чехословакии на Парижской мирной конференции. Он предлагал, чтобы западные государства и Чехословакия выступили на стороне антибольшевистских сил, он даже предлагал сформировать в Чехословакии армию, в которую вошли бы как добровольцы, так и беженцы из России, прибывшие в Чехословакию по приглашению властей. Эту идею не поддержали ни президент Масарик, ни общество, настроенное в то время антивоенно. Не в меньшей мере повлияла и позиция западных государств, отказавшихся еще в 1919 году принимать участие в Гражданской войне в России.

– Как реагировали на это российские эмигранты, приехавшие в Чехословакию после революции?

Это довольно сложный вопрос, так как русская эмигрантская община была как политически, так и в некоторых аспектах национально разделена.

– Крамарж кардинально изменил свои взгляды к концу жизни. Он перестал воспринимать Россию как возможную объединяющую силу славянских народов. С чем это было связано?

Из-за большевиков Россия вышла из Первой мировой войны. Это была одна из причин краха представлений о том, что Россия – освободительница славянских народов в Европе. Кроме того, стало известно, что большевики были связаны с Германией: революционеры-эмигранты согласили ехать в Россию в немецком вагоне из Швейцарии, и в их распоряжении якобы были финансовые средства из немецкой казны. То есть для Крамаржа большевики изначально были противниками, да и Германия, по его мнению, не могла быть союзником Чехословакии. Развитие событий – подписание Рапалльского договора между Советской Россией и Веймарской республикой, признание Советского Союза, а начиная с 1922 года, сотрудничество СССР и Германии – опасения Крамаржа в определенной мере подтвердило.

XS
SM
MD
LG