У здания Московского городского суда установлена скульптурная композиция "Гласность": ангел звонит в колокол и топчет змея. Автор идеи – председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. О творческих способностях Егоровой рассказывает ее соавтор, скульптор Наталья Опиок.
"Идея установить фонтан-памятник возникла у председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой. Скульптурная композиция будет символизировать один из основополагающих принципов судопроизводства – принцип гласности," – говорится на сайте Мосгорсуда.
Ольга Егорова неоднократно подвергалась резкой критике со стороны правозащитников и коллег.
Так, в 2004 году судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина была уволена, после того как назвала Мосгорсуд местом "сведения политических, коммерческих и иных счетов". Она также заявила о давлении, которое на нее оказывала Ольга Егорова. Европейский суд по правам человека постановил, что в отношении Кудешкиной была нарушена статья 10 конвенции по правам человека – право выражать свое мнение.
Еще один известный критик Ольги Егоровой – журналист Ольга Романова. Ее супруг, предприниматель Алексей Козлов был осужден с грубыми нарушениями закона со стороны следователей и судей. Об этом сказано в постановлении Верховного суда. В частности, были нарушены презумпция невиновности и принцип состязательности сторон. Однако президиум Мосгорсуда отказал в удовлетворении надзорной жалобы по делу Козлова. Приговор предпринимателю отменили лишь после очередной кассационной жалобы в Верховный суд.
Наконец, противниками Ольги Егоровой можно считать наблюдателей за процессом по делу ЮКОСа. Фамилия Егоровой входит в так называемый "список Ходорковского", где названы чиновники, причастные к развалу ЮКОСа и уголовному преследованию его руководителей.
Скульптор Наталья Опиок, однако, критикам Егоровой не доверяет. Это выяснилось из интервью, которое скульптор дала корреспонденту Радио Свобода.
– Как родилась идея памятника?
– Я около семи лет сотрудничаю с Мосгорсудом: делала скульптуру Фемиды для вестибюля, оформляла помещение Зимнего сада. Долгое сотрудничество, общение с председателем Мосгорсуда Ольгой Александровной Егоровой и подвигло на такую идею. Достаточно сложно было образно подойти к идее гласности. Задача была – чтобы каждый человек, который приходит в Мосгорсуд со своими бедами, находил бы импульс к дальнейшим правильным действиям.
В скульптуре присутствуют два элемента: колокол и попирание змея. Колокол – это набат, призыв к общественности, а также к душе и нравственному началу. Крылья – заступничество высшего начала перед греховным. Змей – реплика в сторону герба Москвы, где святой Георгий в уста поражает змея. И, конечно же, я оставляю на суд зрителя додумывать остальное...
– Вашим соавтором была Ольга Егорова. Как начиналось ваше совместное творчество?
– Ольга Александровна – передовой, мыслящий, мудрый человек. Она блистательно исполняет свои обязанности на посту председателя. Я прислушиваюсь к ее мнению. Я считаю, что она выполняет миссию просветительского характера. Идея гласности очень своевременна и нашла отклик во мне как в творческом человеке.
– То есть вы следите за профессиональной деятельностью Ольги Егоровой, за громкими процессами?
– Нет.
– Вам наверняка доводилось слышать критику в адрес Ольги Егоровой. Например, в связи с делом Ходорковского и Лебедева или с делом Алексея Козлова.
– Лишь в рамках того, что бытует во всей прессе. Я с ней общаюсь исключительно по своим художественным делам, несущим абсолютно нравственное и моральное начало.
– Вы настолько уверены в нравственности Ольги Егоровой, что ни одна публикация не заставила вас в ней усомниться?
– Нет, конечно. Мы сотрудничаем долго. Мое мнение: это человек с безупречной репутацией.
– Ольга Егорова обратилась непосредственно к вам с идеей скульптуры "Гласность"? Не был объявлен тендер? Вам не пришлось участвовать в конкурсе?
– Нет. Она обратилась ко мне. Других вариантов не было.
– Ваши работы есть в академии Госслужбы и в храме Христа Спасителя. Работа с государственными и церковными учреждениями – ваша принципиальная позиция?
– Принципиальная позиция художника – нести нравственность, тепло, красоту и гармонию в мир. А стечение неких обстоятельств не в наших руках.
– Вы публично выражали симпатию Владимиру Путину. Почему до сих пор не вступили в "Единую Россию"?
– Если придет такое время, почему бы и нет? Созидать на благо родины – долг любого гражданина, который здесь живет. Тем более для деятеля культуры, который влияет на сознание. Я оставляю этот вопрос для себя открытым.
– Выгодно работать на государство?
– Это все равно что придти к любому человек и сказать: дай-ка я посчитаю, сколько денег в твоем кармане. Скульптор, как и представитель другой профессии, зарабатывает деньги. Иначе как жить?
– Все-таки не каждый поймет, как можно сотрудничать с Мосгорсудом после дела Ходорковского, например.
– Я не вдаюсь в какие-то вещи, которые касаются непосредственно профессиональной деятельности суда. Я не хочу размениваться на них. Я хочу соблюдать высокие категории искусства. Высочайшие! В обществе это сегодня не учитывается, искусство утилитарно и приближено к бульварной газете. Я призываю к общечеловеческим, вечным ценностям, – сказала Наталья Опиок.
В пресс-службе Мосгорсуда не смогли оперативно ответить на вопрос Радио Свобода, почему не был проведен тендер по размещению заказа на создание скульптурной композиции и сколько стоила городскому бюджету "Гласность". Сотрудники Мосгорсуда предложили направить письменный запрос на имя автора идеи скульптуры, председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой. Что корреспондент РС и сделал.
"Идея установить фонтан-памятник возникла у председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой. Скульптурная композиция будет символизировать один из основополагающих принципов судопроизводства – принцип гласности," – говорится на сайте Мосгорсуда.
Ольга Егорова неоднократно подвергалась резкой критике со стороны правозащитников и коллег.
Так, в 2004 году судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина была уволена, после того как назвала Мосгорсуд местом "сведения политических, коммерческих и иных счетов". Она также заявила о давлении, которое на нее оказывала Ольга Егорова. Европейский суд по правам человека постановил, что в отношении Кудешкиной была нарушена статья 10 конвенции по правам человека – право выражать свое мнение.
Еще один известный критик Ольги Егоровой – журналист Ольга Романова. Ее супруг, предприниматель Алексей Козлов был осужден с грубыми нарушениями закона со стороны следователей и судей. Об этом сказано в постановлении Верховного суда. В частности, были нарушены презумпция невиновности и принцип состязательности сторон. Однако президиум Мосгорсуда отказал в удовлетворении надзорной жалобы по делу Козлова. Приговор предпринимателю отменили лишь после очередной кассационной жалобы в Верховный суд.
Наконец, противниками Ольги Егоровой можно считать наблюдателей за процессом по делу ЮКОСа. Фамилия Егоровой входит в так называемый "список Ходорковского", где названы чиновники, причастные к развалу ЮКОСа и уголовному преследованию его руководителей.
Скульптор Наталья Опиок, однако, критикам Егоровой не доверяет. Это выяснилось из интервью, которое скульптор дала корреспонденту Радио Свобода.
– Как родилась идея памятника?
– Я около семи лет сотрудничаю с Мосгорсудом: делала скульптуру Фемиды для вестибюля, оформляла помещение Зимнего сада. Долгое сотрудничество, общение с председателем Мосгорсуда Ольгой Александровной Егоровой и подвигло на такую идею. Достаточно сложно было образно подойти к идее гласности. Задача была – чтобы каждый человек, который приходит в Мосгорсуд со своими бедами, находил бы импульс к дальнейшим правильным действиям.
В скульптуре присутствуют два элемента: колокол и попирание змея. Колокол – это набат, призыв к общественности, а также к душе и нравственному началу. Крылья – заступничество высшего начала перед греховным. Змей – реплика в сторону герба Москвы, где святой Георгий в уста поражает змея. И, конечно же, я оставляю на суд зрителя додумывать остальное...
– Вашим соавтором была Ольга Егорова. Как начиналось ваше совместное творчество?
– Ольга Александровна – передовой, мыслящий, мудрый человек. Она блистательно исполняет свои обязанности на посту председателя. Я прислушиваюсь к ее мнению. Я считаю, что она выполняет миссию просветительского характера. Идея гласности очень своевременна и нашла отклик во мне как в творческом человеке.
– То есть вы следите за профессиональной деятельностью Ольги Егоровой, за громкими процессами?
– Нет.
– Вам наверняка доводилось слышать критику в адрес Ольги Егоровой. Например, в связи с делом Ходорковского и Лебедева или с делом Алексея Козлова.
– Лишь в рамках того, что бытует во всей прессе. Я с ней общаюсь исключительно по своим художественным делам, несущим абсолютно нравственное и моральное начало.
– Вы настолько уверены в нравственности Ольги Егоровой, что ни одна публикация не заставила вас в ней усомниться?
– Нет, конечно. Мы сотрудничаем долго. Мое мнение: это человек с безупречной репутацией.
– Ольга Егорова обратилась непосредственно к вам с идеей скульптуры "Гласность"? Не был объявлен тендер? Вам не пришлось участвовать в конкурсе?
– Нет. Она обратилась ко мне. Других вариантов не было.
– Ваши работы есть в академии Госслужбы и в храме Христа Спасителя. Работа с государственными и церковными учреждениями – ваша принципиальная позиция?
– Принципиальная позиция художника – нести нравственность, тепло, красоту и гармонию в мир. А стечение неких обстоятельств не в наших руках.
– Вы публично выражали симпатию Владимиру Путину. Почему до сих пор не вступили в "Единую Россию"?
– Если придет такое время, почему бы и нет? Созидать на благо родины – долг любого гражданина, который здесь живет. Тем более для деятеля культуры, который влияет на сознание. Я оставляю этот вопрос для себя открытым.
– Выгодно работать на государство?
– Это все равно что придти к любому человек и сказать: дай-ка я посчитаю, сколько денег в твоем кармане. Скульптор, как и представитель другой профессии, зарабатывает деньги. Иначе как жить?
– Все-таки не каждый поймет, как можно сотрудничать с Мосгорсудом после дела Ходорковского, например.
– Я не вдаюсь в какие-то вещи, которые касаются непосредственно профессиональной деятельности суда. Я не хочу размениваться на них. Я хочу соблюдать высокие категории искусства. Высочайшие! В обществе это сегодня не учитывается, искусство утилитарно и приближено к бульварной газете. Я призываю к общечеловеческим, вечным ценностям, – сказала Наталья Опиок.
В пресс-службе Мосгорсуда не смогли оперативно ответить на вопрос Радио Свобода, почему не был проведен тендер по размещению заказа на создание скульптурной композиции и сколько стоила городскому бюджету "Гласность". Сотрудники Мосгорсуда предложили направить письменный запрос на имя автора идеи скульптуры, председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой. Что корреспондент РС и сделал.