"После формирования администрации Обамы в ней прошли дебаты относительно политики на российском направлении, и некоторые говорили, что нам необходимы какие-то символические действия для создания более позитивной атмосферы в двусторонних отношениях с Россией. Барак Обама высказался за то, чтобы вести вместе с Россией настоящий бизнес и через конкретные достижения создавать более благоприятную атмосферу в двусторонних связях. Мы считаем, что эта стратегия сработала", – сказал Макфол.
По его словам, "эта стратегия опиралась не на личности", а на конкретные интересы США и России. Макфол напомнил, что Путин был премьер-министром на протяжении всей политики "перезагрузки", и "Путин не был какой-то отодвинутой в сторону фигурой, он присутствовал на каждом этапе пути". При этом американские власти на высшем уровне контактировали с главой правительства России напрямую. Макфол пояснил, что имеет в виду встречи в рамках визита Обамы в Москву два года назад и вице-президента США Джозефа Байдена – весной этого года.
Как заявил Макфол, являющийся претендентом на должность посла США в Москве, сейчас "чрезвычайно ясно, в чем заключается наша политика" в отношении России. "И мы с нетерпением ждем того, что привнесет за стол переговоров возможный будущий президент России".
Мы продолжим взаимодействовать с Владимиром Путиным, если он действительно будет избран президентом в следующем году
"Мы продолжим взаимодействовать с Владимиром Путиным, если он действительно будет избран президентом в следующем году", – подчеркнул Макфол.
Одновременно, отметил Макфол, "президент Обама продолжает работать с президентом Медведевым". "У них сложились хорошие рабочие отношения, они часто встречаются". По мнению Макфола, властям России и США следует гордиться тем, как развивались в последние пару лет отношения между ними на высшем уровне. "В конце концов, продвижение национальных интересов происходит через такие отношения, и мы собираемся продолжать действовать таким образом независимо от того, кто станет следующим президентом России и будет находиться в составе остальной части ее правительства", – подытожил Макфол.
"Администрация Барака Обамы поддерживает членство России в ВТО, но мы не занимаемся раздачей подарков России, а отстаиваем наши интересы", – сказал Макфол. По его оценке, вступление России в ВТО принесет множество возможностей для американского бизнеса, создаст механизм для разрешения споров. Он отметил, что при вступлении России в ВТО "будет сложно манипулировать такими вопросами, как продовольственная безопасность, в частности в отношении курятины". "Как член ВТО Россия должна будет снизить тарифы, либерализировать условия, при которых американские товары и услуги будут доступны на российском рынке", – отметил Макфол. По его мнению, "членство России в ВТО поможет реформаторам в самой России".
Макфол высказался и по поводу визовых ограничений, напомнив, что они распространяются на тех официальных лиц России, которых исполнительная ветвь власти США считает "нарушителями прав человека". Имена и должности каких-либо из этих чиновников Макфол не привел. Однако при этом он добавил, отвечая на вопросы о смерти в заключении юриста Сергея Магнитского, что речь идет "не только о тех, кто связан с этим делом". Одновременно Макфол подтвердил, что, на взгляд администрации Барака Обамы, Конгрессу нет необходимости принимать разработанный сенатором Бенджамином Кардином законопроект, предусматривающий применение против официальных лиц России односторонних санкций в связи со смертью Магнитского.
"Мы настроены на тесную работу с вами, чтобы положить конец действию поправки Джексона-Вэника в отношении России до того, как Россия присоединится к ВТО", - заявил Макфол, обращаясь к американским законодателям.
Он также подтвердил, что, с точки зрения Вашингтона, России обязательно придется договориться с Грузией, чтобы завершить процесс многосторонних переговоров по вступлению в ВТО.
"Мы ясно дали понять России, что пути в обход Грузии нет: две страны должны преодолеть свои разногласия в рамках процесса посредничества со стороны Швейцарии", – сказал Макфол. По его словам, американское правительство считает, что Швейцария подготовила "справедливое, изобретательное и сбалансированное предложение" относительно урегулирования противоречий между Москвой и Тбилиси, "которое может сработать".
Большое внимание в своем выступлении Макфол уделил проблеме противоракетной обороныю. Россия, заявил он, добиваясь уступок в области противоракетной обороны, выдвинула Америке требования, на которые США соглашаться не намерены, и загнала переговоры по этой проблеме в тупик. Москва предупредила Вашингтон, что не пойдет на сокращение тактического ядерного оружия, пока не будет достигнут консенсус в сфере ПРО. Кроме того, она требует гарантировать, что противоракетная система не направлена против России, но Америка никаких документов на этот счет подписывать не хочет, подтвердил Макфол.
Отвечая на вопросы сенатора-республиканца Ричарда Лугара, Макфол подтвердил, что администрация Обамы в диалоге с правительством России настоятельно проводит мысль о необходимости включить вопрос о сокращении арсеналов тактического ядерного оружия в следующий раунд переговоров по разоружению. Однако Россия пока этого не хочет, признал Макфол. Россияне "прежде всего хотят обсуждать противоракетную оборону", - цитирует дипломата ИТАР-ТАСС. Российские официальные лица уже "ясно дали понять, что без какого-то прогресса в преодолении довольно глубоких разногласий, которые между нами сейчас имеются по ПРО, по ее определенным аспектам, они не будут двигаться вперед в данных переговорах".
В последнее время переговоры по противоракетной системе, которую Россия считает угрозой своим стратегическим силам, "идут сложно", подчеркнул Макфол. "Они, в частности, разваливаются из-за требования России, чтобы мы подписали юридически обязывающее соглашение о том, что не будем подрывать их потенциал стратегического сдерживания", - заявил Макфол.
Вашингтон вежливо, но решительно дал понять, что никаких уступок в этом отношении не будет. США в ответ на требование РФ в очередной раз заверили, что "системы ПРО не нацелены на Россию и не направлены на подрыв стратегической стабильности", указал Макфол. После этого американцы оповестили российских партнеров, что "не будут подписывать никакого юридически обязывающего соглашения, которое бы каким-либо образом ограничивало наши системы ПРО".
"В связи с тем, что Россия считает – неверно, на наш взгляд, – что четвертый этап плана развертывания компонентов системы ПРО США в Европе будет представлять угрозу для их межконтинентальных баллистических ракет, мы сейчас находимся в этих переговорах в тупике", – подытожил Майкл Макфол. Он признался, что без оптимизма оценивает перспективы выхода России и США на договоренности по взаимодействию в области ПРО к очередному саммиту НАТО, который пройдет в мае будущего года в Чикаго.
Кандидатуру Макфола на должность посла поддерживают и демократы, и республиканцы. Он известен как поборник демократии и выделяется в администрации Обамы тем, что поддерживает тесные и длительные отношения с лидерами республиканцев в Конгрессе, пишет журнал Foreign Policy.
Комментарий политолога Андрея Пионтковского - специально для Радио Свобода.