Ссылки для упрощенного доступа

Майкл Макфол о Путине, ВТО, ПРО и визах для российских чиновников


Специальный помощник президента США Майкл Макфол
Специальный помощник президента США Майкл Макфол
12 октября на заседании комитета по международным делам Сената США обсуждалась кандидатура Майкла Макфола на должность посла США в России. Макфол, выступая перед членами комитета, сделал ряд важных заявлений. В частности Майкл Макфол заявил, что США будут работать с новым президентом и членами российского правительства – вне зависимости от того, кто займет эти посты.

"После формирования администрации Обамы в ней прошли дебаты относительно политики на российском направлении, и некоторые говорили, что нам необходимы какие-то символические действия для создания более позитивной атмосферы в двусторонних отношениях с Россией. Барак Обама высказался за то, чтобы вести вместе с Россией настоящий бизнес и через конкретные достижения создавать более благоприятную атмосферу в двусторонних связях. Мы считаем, что эта стратегия сработала", – сказал Макфол.

По его словам, "эта стратегия опиралась не на личности", а на конкретные интересы США и России. Макфол напомнил, что Путин был премьер-министром на протяжении всей политики "перезагрузки", и "Путин не был какой-то отодвинутой в сторону фигурой, он присутствовал на каждом этапе пути". При этом американские власти на высшем уровне контактировали с главой правительства России напрямую. Макфол пояснил, что имеет в виду встречи в рамках визита Обамы в Москву два года назад и вице-президента США Джозефа Байдена – весной этого года.

Как заявил Макфол, являющийся претендентом на должность посла США в Москве, сейчас "чрезвычайно ясно, в чем заключается наша политика" в отношении России. "И мы с нетерпением ждем того, что привнесет за стол переговоров возможный будущий президент России".
Мы продолжим взаимодействовать с Владимиром Путиным, если он действительно будет избран президентом в следующем году

"Мы продолжим взаимодействовать с Владимиром Путиным, если он действительно будет избран президентом в следующем году", – подчеркнул Макфол.

Одновременно, отметил Макфол, "президент Обама продолжает работать с президентом Медведевым". "У них сложились хорошие рабочие отношения, они часто встречаются". По мнению Макфола, властям России и США следует гордиться тем, как развивались в последние пару лет отношения между ними на высшем уровне. "В конце концов, продвижение национальных интересов происходит через такие отношения, и мы собираемся продолжать действовать таким образом независимо от того, кто станет следующим президентом России и будет находиться в составе остальной части ее правительства", – подытожил Макфол.

"Администрация Барака Обамы поддерживает членство России в ВТО, но мы не занимаемся раздачей подарков России, а отстаиваем наши интересы", – сказал Макфол. По его оценке, вступление России в ВТО принесет множество возможностей для американского бизнеса, создаст механизм для разрешения споров. Он отметил, что при вступлении России в ВТО "будет сложно манипулировать такими вопросами, как продовольственная безопасность, в частности в отношении курятины". "Как член ВТО Россия должна будет снизить тарифы, либерализировать условия, при которых американские товары и услуги будут доступны на российском рынке", – отметил Макфол. По его мнению, "членство России в ВТО поможет реформаторам в самой России".

Макфол высказался и по поводу визовых ограничений, напомнив, что они распространяются на тех официальных лиц России, которых исполнительная ветвь власти США считает "нарушителями прав человека". Имена и должности каких-либо из этих чиновников Макфол не привел. Однако при этом он добавил, отвечая на вопросы о смерти в заключении юриста Сергея Магнитского, что речь идет "не только о тех, кто связан с этим делом". Одновременно Макфол подтвердил, что, на взгляд администрации Барака Обамы, Конгрессу нет необходимости принимать разработанный сенатором Бенджамином Кардином законопроект, предусматривающий применение против официальных лиц России односторонних санкций в связи со смертью Магнитского.

"Мы настроены на тесную работу с вами, чтобы положить конец действию поправки Джексона-Вэника в отношении России до того, как Россия присоединится к ВТО", - заявил Макфол, обращаясь к американским законодателям.

Он также подтвердил, что, с точки зрения Вашингтона, России обязательно придется договориться с Грузией, чтобы завершить процесс многосторонних переговоров по вступлению в ВТО.

"Мы ясно дали понять России, что пути в обход Грузии нет: две страны должны преодолеть свои разногласия в рамках процесса посредничества со стороны Швейцарии", – сказал Макфол. По его словам, американское правительство считает, что Швейцария подготовила "справедливое, изобретательное и сбалансированное предложение" относительно урегулирования противоречий между Москвой и Тбилиси, "которое может сработать".

Большое внимание в своем выступлении Макфол уделил проблеме противоракетной обороныю. Россия, заявил он, добиваясь уступок в области противоракетной обороны, выдвинула Америке требования, на которые США соглашаться не намерены, и загнала переговоры по этой проблеме в тупик. Москва предупредила Вашингтон, что не пойдет на сокращение тактического ядерного оружия, пока не будет достигнут консенсус в сфере ПРО. Кроме того, она требует гарантировать, что противоракетная система не направлена против России, но Америка никаких документов на этот счет подписывать не хочет, подтвердил Макфол.

Отвечая на вопросы сенатора-республиканца Ричарда Лугара, Макфол подтвердил, что администрация Обамы в диалоге с правительством России настоятельно проводит мысль о необходимости включить вопрос о сокращении арсеналов тактического ядерного оружия в следующий раунд переговоров по разоружению. Однако Россия пока этого не хочет, признал Макфол. Россияне "прежде всего хотят обсуждать противоракетную оборону", - цитирует дипломата ИТАР-ТАСС. Российские официальные лица уже "ясно дали понять, что без какого-то прогресса в преодолении довольно глубоких разногласий, которые между нами сейчас имеются по ПРО, по ее определенным аспектам, они не будут двигаться вперед в данных переговорах".

В последнее время переговоры по противоракетной системе, которую Россия считает угрозой своим стратегическим силам, "идут сложно", подчеркнул Макфол. "Они, в частности, разваливаются из-за требования России, чтобы мы подписали юридически обязывающее соглашение о том, что не будем подрывать их потенциал стратегического сдерживания", - заявил Макфол.

Вашингтон вежливо, но решительно дал понять, что никаких уступок в этом отношении не будет. США в ответ на требование РФ в очередной раз заверили, что "системы ПРО не нацелены на Россию и не направлены на подрыв стратегической стабильности", указал Макфол. После этого американцы оповестили российских партнеров, что "не будут подписывать никакого юридически обязывающего соглашения, которое бы каким-либо образом ограничивало наши системы ПРО".

"В связи с тем, что Россия считает – неверно, на наш взгляд, – что четвертый этап плана развертывания компонентов системы ПРО США в Европе будет представлять угрозу для их межконтинентальных баллистических ракет, мы сейчас находимся в этих переговорах в тупике", – подытожил Майкл Макфол. Он признался, что без оптимизма оценивает перспективы выхода России и США на договоренности по взаимодействию в области ПРО к очередному саммиту НАТО, который пройдет в мае будущего года в Чикаго.

Кандидатуру Макфола на должность посла поддерживают и демократы, и республиканцы. Он известен как поборник демократии и выделяется в администрации Обамы тем, что поддерживает тесные и длительные отношения с лидерами республиканцев в Конгрессе, пишет журнал Foreign Policy.

Комментарий политолога Андрея Пионтковского - специально для Радио Свобода.

XS
SM
MD
LG