Ссылки для упрощенного доступа

Грустный юбилей "Кубка Кремля"


Главный трофей теннисного турнира "Кубок Кремля 2011"
Главный трофей теннисного турнира "Кубок Кремля 2011"
В московском спорткомплексе "Олимпийский" стартовал юбилейный, 20-й по счету теннисный турнир "Кубок Кремля". Несмотря на круглую дату, начало турнира не стало ярким событием для столицы России, пресса, как в былые годы, не вызывается яркими анонсами, а трескуче-патетический стиль медиа-материалов чаще всего используется в рекламных статьях на сайтах турагентств, соблазняющих потенциальных клиентов теннисной программой.

"Кубок Кремля" был организован в 1990 году иранским бизнесменом Сассоном Какшури и американским теннисным промоутером Юджином Скоттом! Считается, что именно с этого события в России, тогда еще бывшей частью СССР, началась "эра профессионального спорта". Считается также, что именно с "Кубка Кремля" начались успехи российских профессиональных теннисистов, на счету которых с тех пор – ряд красивых побед в турнирах Большого Шлема, в Кубке Дэвиса и Кубке Федерации, удачные выступления на Олимпийских играх.

За 20 лет турнир претерпел значительные организационные изменения, например, со временем мужской и женский турниры объединились и проводятся теперь одновременно. Значительно вырос и призовой фонд: в 1990 году он составлял $300 000 (для мужского турнира мировой серии АТР-тура) до $2 438 000 (для женского и мужского турниров) в 2011 году.

Выступая на пресс-конференции, посвященной началу 20-го турнира, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев отметил сильный состав женского турнира "Кубка Кремля", в котором выступят теннисистки первой десятки мирового рейтинга – Вера Звонарева (Россия), Марион Бартоли (Франция), Агнешка Радваньска (Польша), а также знаменитая спортсменка из Сербии, в недавнем пршлом первая ракетка мира Елена Янкович и получившая от организаторов Wild card итальянка Франческа Скьявоне. Практически в полном составе выступит в Москве женская сборная России – за исключением Анастасии Павлюченковой, которая согласно ранее принятому обязательству играет в эти дни на турнире в Люксембурге.

А вот мужская часть турнира громкими именами не блещет – ни одного теннисиста из первой десятки рейтинга АТР в Москву не приехало, лучшие показатели имеет Янко Типсаревич и Виктор Троицки из Сербии – соответственно 13-й и 16-й номера, а лучший россиянин Николай Давыденко в мировом рейтинге имеет сейчас лишь 34-й номер.

В последние годы отсутствие громких имен всегда было проблемой для "Кубка Кремля". Турнир – один из последних в году перед итоговым состязанием WTA-тура, который в 2011 году состоится в Стамбуле с 25 по 30 октября. На примере женской части программы
"Кубок Кремля" был своего рода тусовкой – он имел свой круг болельщиков, причём довольно широкий, которые приходили на турнир, смотрели матчи, общались. Больше этой тусовки нет, потому что Москва пресыщена многочисленными развлечениями

московского турнира видно, что те теннисистки, что уже обеспечили себе места в этом турнире, либо берегут силы, либо – по тем или иным причинам – играют в других местах. Те же, для кого существует надежда добыть рейтинговые очки, приехать в Москву могут – но тщательно высчитывают все подобные вероятности. Сейчас, к примеру, известны уже семеро участниц итогового турнира в Стамбуле – датчанка Каролин Возняцки, россиянка Мария Шарапова, чешка Петра Квитова, Виктория Азаренко из Белоруссии (кстати, выигравшая "Кубок Кремля" в 2010 году), китаянка Ли На, россиянка Вера Звонарева и австралийка Саманта Стосур. Из участниц Кубка Кремля на восьмое место претендуют Радваньска и Бартоли – а для остальных теннисисток, занимающих относительно высокие места в рейтинге, турнир не оказался заманчивым поводом для поездки в Москву.

Знаменитый в прошлом российский теннисист Марат Сафин в интервью сайту "Чемпионат Ру" высказался по поводу организационных проблем "Кубка Кремля":

– Проблемы с организацией спаренного турнира всегда были и всегда будут, однако с каждым годом становится всё сложнее и сложнее находить средства для проведения такого мероприятия. Помимо этого зачастую политическая ситуация сказывается неблагоприятно, ведь наш президент больше не играет в теннис, как это было раньше. Да и телевидение не освещает турнир в том объёме, в котором нам бы того хотелось. Все сейчас увлечены футболом и хоккеем. Поэтому получается то, что получается.

В середине 90-х годов ситуация была совершенно иной, и мы находились на подъёме. Сейчас заметный спад. Во многом это связано ещё и с тем, что тогда развлекательных программ в стране было по пальцам пересчитать. "Кубок Кремля" был своего рода тусовкой – он имел свой круг болельщиков, причём довольно широкий, которые приходили на турнир, смотрели матчи, общались. Больше этой тусовки нет, потому что Москва пресыщена многочисленными развлечениями.

Если с женским турниром ещё более или менее ситуация нормальная, то уровень мужского не "500", как нам бы хотелось, и не "1000", а всего лишь "250". Таких соревнований в АТР-туре – как грязи. Ну а для того чтобы купить "тысячник", у нас нет денег, и никто их давать не собирается. Все обещания только на словах, а когда дело доходит до обсуждения реальных цифр, никто с нами даже не разговаривает. Цена вопроса – порядка $ 50 миллионов, причём надо ещё найти время и место для турнира. С другой стороны, эта сумма несопоставима с бюджетом хоккейной или футбольной команды, это копейки. Увы, но отношение к теннису говорит само за себя. Наш вид спорта никому в России не интересен.

Вообще же работа по организации турнира идёт круглогодично и не прекращается ни на минуту. Многие задаются вопросом: почему тогда мы не можем пригласить хороших игроков? Всё просто – нам кто-то что-то обещает, но эти обещания так и остаются словами. Нужны деньги уже в декабре нынешнего года, чтобы обсуждать планы на будущий сезон. Все игроки строят свои графики в декабре. Ты не можешь договориться с кем-то из топ-теннисистов за месяц до начала турнира, за два или даже за шесть. Такого не бывает. Ну и не буду же я из своего кармана, который набивал упорным трудом в течение 25 лет, выкладывать деньги за то, чтобы кто-то приехал. Для этого есть банки, спонсоры и прочие рычаги, которые позволяют собрать средства на проведение турнира на высоком уровне. Увы, в нашей огромной богатой стране ничего этого нет. Были бы средства, мы бы пригласили хороших игроков, обеспечили их лучшей едой, была бы отличная организация и прочее. Все хотят получить по максимуму, при этом не прилагая никаких усилий и не вкладывая средств. А ведь ни для кого не секрет, что в нашем государстве всё стоит в два-три раза дороже, но качество заметно хуже, чем в Европе, – подчеркнул Марат Сафин.

Известный российский тренер, наставник одного из лучших теннисистов России Михаила Южного Борис Собкин в интервью сайту Sports.ru также рассказал о проблемах – и "Кубка Кремля", и мирового тенниса в целом:

Иностранцы просто не верят нам, когда мы говорим, что у членов команды Кубка Дэвиса, у двукратных его победителей нет места для постоянных тренировок. Никто не верит, а это факт
– При нынешней структуре календаря любой турнир стоит неудобно, и неудобство заключается в том, что очень много "обязаловки". Вся система построена так, чтобы создавать игрокам трудности: не зря сейчас даже великие начали роптать. Но я на эту тему говорил давным-давно, и она уже стала мне скучна. Когда эту систему только вводили, я очень резко против нее выступал, предупреждая, что она будет просто губительна для игроков. Но ведущие теннисисты, в силу возраста и совершенно иного ощущения перспективы, тогда на мои предупреждения не обратили внимания, зато теперь почувствовали все "прелести" этой системы на своей шкуре. Пошли травмы, и они начали роптать. Но, боюсь, что возмущаться уже поздно – раньше надо было это делать. Лично я ничего хорошего в ближайшем будущем не жду. Да, сейчас в тур приходит новое руководство, которое к этим проблемам с большим пониманием относится, но подписано столько всяких документов, заключено столько контрактов, что поменять что-либо будет чрезвычайно трудно.

Я последовательно выступал против того, чтобы одновременно проводить в Москве мужской и женский турнир под крышей: не хватает рабочего времени и кортов, нет возможности организовать нормальный тренировочный процесс. По большому счету, здесь можно только разминаться перед матчами и играть. Добавляет трудностей и то обстоятельство, что в зале все корты разные, переход с одного на другой требует адаптации, а именно такой возможности у нас и нет. Знаю, что многие со мной не согласны, но я считаю, что в "Олимпийском" места недостаточно, чтобы проводить сразу два турнира. То есть, конечно, мы много лет это делаем, но в ущерб тренировочному ритму спортсменов.

– Но кроме "Олимпийского" другого зала, способного принять турнир такого уровня, в Москве просто нет. Возможно ли вообще решить проблему теннисной инфраструктуры и что для этого делается?

– В последнее время теннисные базы начали строиться, но не в Москве. В Казани, например, создан замечательный центр, в котором можно проводить соревнования очень высокого уровня. В Москве извечная проблема со стоимостью земли. Федерация хочет что-то сделать, но вы же видите, сколько длится история со строительством национального теннисного центра. Иностранцы просто не верят нам, когда мы говорим, что у членов команды Кубка Дэвиса, у двукратных его победителей нет места для постоянных тренировок. Никто не верит, а это факт.

Процесс подготовки теннисистов можно сравнить с процессом добычи золота из руды: чем больше руды, чем большее количество материала обрабатывается, тем больше золота вы сможете добыть. У нас сейчас кончается руда, массовости тенниса нет и в помине, приходят в теннис, в основном, дети состоятельных родителей со всеми вытекающими последствиями. Вместо баз, на которых должны работать современные тренеры по современным методикам, мы сталкиваемся с хаосом в системе подготовки, и если в ближайшее время ничего не удастся исправить, то игрокам высокого уровня просто неоткуда будет взяться.
XS
SM
MD
LG