История российского государства крепко связала народности и религии. В Бурятии, например, исторически сложилось так, что казаками становились не только русские, но и коренные жители. Они вместе охраняли восточные границы империи.
Костяк Забайкальского казачьего войска составили донские и уральские казаки. В 1638 году в Забайкалье побывал отряд енисейского казака Максима Перфильева. В Баргузинском районе Бурятии расположено популярное место отдыха на берегу Байкала – село Максимиха, так вот оно связано с казачьим именем. Перфильев жил здесь, женился на бурятской женщине. В 1654 году казаки Петра Бекетова основали город Нерчинск. В 1665 году казаки добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. В 1665 году было построено Удинское зимовье, а в 1666 Удинский острог, ставший со временем городом Верхнеудинском – ныне Улан-Удэ.
Конечно, не все складывалось успешно при освоении Сибири, быстрые темпы русской колонизации Бурятии привели к военному противостоянию, завершившемуся битвой под Селенгинском в марте 1684 года и подписанием мирного договора с табангутскими сайтами. В 1727 году была установлена государственная граница между Россией и Китаем (Монголия к тому времени уже попала под власть Китая). Увидев в казаках реальную силу, способную защитить от набегов манчжуров, местное население стало обращаться к ним за помощью и принимало участие в отражении набегов. Вскоре были образованы казачьи подразделения, куда записывали бурят и эвенков (тунгусов). Именно из этих подразделений затем сформировали тунгусский пятисотенный полк, а также четыре Бурятских шестисотенных полка императорской армии.
Казаки, называвшие себя «воинами Христовыми» и шедшие в бой «за веру, царя и Отечество», всегда были на особом положении. Например, когда Николай I развернул гонения на старообрядчество, для казаков он сделал исключение: указом от 1836 года им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам. Сохранились документы, написанные православными священниками, где указывается, что на берегах Терека «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники».
На Урале в XVIII веке, если казаками желали стать пленные - они обязаны были креститься; но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, то могли оставаться в своей вере. На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие верность исламу. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское войска, буддисты-калмыки – в Астраханское, Донское, Уральское. В Бурятии же казаки с большим уважением отнеслись к буддистской, или как тогда говорили, ламаистской вере своих бурятских сослуживцев.
Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них исповедовала буддизм. Да и русские казаки, оказавшись среди буддистов, стали ходить к ламам справлять различные обряды (что, собственно, продолжается и сейчас в Бурятии, когда люди различных национальностей, проживающие на этой территории, ходят в дацаны на молебны и на прием к ламам). Были даже ламы-казаки: по установленному порядку на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни. Казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. Уважали чужие традиции и соблюдали свои, ведь государство-то общее, поэтому общей службе разница верований не мешает.
На следующей неделе я продолжу свой рассказ о связи казаков и буддистов.
Костяк Забайкальского казачьего войска составили донские и уральские казаки. В 1638 году в Забайкалье побывал отряд енисейского казака Максима Перфильева. В Баргузинском районе Бурятии расположено популярное место отдыха на берегу Байкала – село Максимиха, так вот оно связано с казачьим именем. Перфильев жил здесь, женился на бурятской женщине. В 1654 году казаки Петра Бекетова основали город Нерчинск. В 1665 году казаки добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. В 1665 году было построено Удинское зимовье, а в 1666 Удинский острог, ставший со временем городом Верхнеудинском – ныне Улан-Удэ.
Конечно, не все складывалось успешно при освоении Сибири, быстрые темпы русской колонизации Бурятии привели к военному противостоянию, завершившемуся битвой под Селенгинском в марте 1684 года и подписанием мирного договора с табангутскими сайтами. В 1727 году была установлена государственная граница между Россией и Китаем (Монголия к тому времени уже попала под власть Китая). Увидев в казаках реальную силу, способную защитить от набегов манчжуров, местное население стало обращаться к ним за помощью и принимало участие в отражении набегов. Вскоре были образованы казачьи подразделения, куда записывали бурят и эвенков (тунгусов). Именно из этих подразделений затем сформировали тунгусский пятисотенный полк, а также четыре Бурятских шестисотенных полка императорской армии.
Казаки, называвшие себя «воинами Христовыми» и шедшие в бой «за веру, царя и Отечество», всегда были на особом положении. Например, когда Николай I развернул гонения на старообрядчество, для казаков он сделал исключение: указом от 1836 года им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам. Сохранились документы, написанные православными священниками, где указывается, что на берегах Терека «раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили секты, а начальниками станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались раскольники».
На Урале в XVIII веке, если казаками желали стать пленные - они обязаны были креститься; но если татары, башкиры, калмыки переходили к казакам добровольно, то могли оставаться в своей вере. На Тереке в Бороздинской были поселены казанские татары и тавлинцы, сохранившие верность исламу. Мусульмане-башкиры вошли в Оренбургское и Уральское войска, буддисты-калмыки – в Астраханское, Донское, Уральское. В Бурятии же казаки с большим уважением отнеслись к буддистской, или как тогда говорили, ламаистской вере своих бурятских сослуживцев.
Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них исповедовала буддизм. Да и русские казаки, оказавшись среди буддистов, стали ходить к ламам справлять различные обряды (что, собственно, продолжается и сейчас в Бурятии, когда люди различных национальностей, проживающие на этой территории, ходят в дацаны на молебны и на прием к ламам). Были даже ламы-казаки: по установленному порядку на время сборов их отпускали из дацанов, а потом они возвращались к монашеской жизни. Казаки-христиане воспринимали их как своих собратьев. Уважали чужие традиции и соблюдали свои, ведь государство-то общее, поэтому общей службе разница верований не мешает.
На следующей неделе я продолжу свой рассказ о связи казаков и буддистов.