Николай Суворов возглавил сельсовет и администрацию пригородной деревни Хохряки четыре года назад, после того, как в течение двух лет активно работал над альтернативным бюджетом поселения, чтобы прекратить переток половины бюджета Хохряков в казну Завьяловского района. Сам он, будучи по образованию историком и учителем, в то время руководил коммунальным предприятием и жил с семьёй в Хохряках в построенном на свои средства дома. В Хохряках 3 тысячи жителей. Годовой бюджет деревни около 9 миллионов рублей. Это много по меркам Удмуртии. Николай Алексеевич, вы часто публично сетуете, что в местном бюджете не хватает средств. Где возникают «узкие места» и почему?
Николай Суворов: Самое сложное это жилищно-коммунальное хозяйство. Честно говоря, им никто всерьез не занимался. Когда развалились колхозы/совхозы, было принято решение объекты жилищно-коммунального назначения передать на уровень муниципальных районов, без денежной компенсации, в том состоянии, в каком они были. В дальнейшем опять же те же полуразрушенные сети, котельные, тепловые пункты опять же передать на уровень сельских поселений, и опять же без какой-либо финансовой помощи. Коммуналка – это черная дыра бюджета не потому, что, как у нас часто любят говорить, что управляющие компании крадут. Я лично знаю многих руководителей в Завьяловском районе. Никто из них не обогатился, не имеет недвижимости за рубежом, никто особо не шикует. Корень проблемы в том, что ветхие сети требуют постоянно дополнительного финансирования. Приходится латать дыры. Трубопроводы, которые лежат в земле без изоляции, протекают, естественно. Мы отапливаем фактически воздух, на трубопроводах можно садить огурцы и помидоры.
Кроме того, предельно изношен жилищный фонд, жилые дома не ремонтировались десятилетиями, особенно в сельской местности. Протекает кровля, затоплены подвалы, сгнившие трубы в подвалах.
Всё это фактически свалилось на плечи муниципалитетов. А в тех муниципальных образованиях, которые находятся в отдалении от города Ижевска, бюджет составляет 2 – 3 миллиона рублей, что совершенно недостаточно для исполнения всех возложенных около сорока полномочий по решению вопросов местного значения сельского поселения.
Надежда Гладыш: Именно в небольших поселениях, как мне представляется, возможно реализовать прозрачные схемы прямого народовластия. Как это реализуется у вас?
Николай Суворов: В нашем случае были избраны 10 из 30 претендентов. Это старшие по многоквартирным домам, старшие по улицам, активные граждане, не коммерсанты, которые идут, чтобы каким-то образом помочь своей фирме. У нас в Совете коммерсантов нет никого. Кроме того, у нас нет бюджетных работников, поскольку именно через них власть пытается оказывать давление на выборы главы поселения. А у нас были случаи, когда на сессию приезжает глава района и говорит депутатам, кто должен быть избран главой поселения.
Надежда Гладыш: Известны случаи, когда президент Удмуртии Александр Волков с трибун высоких собраний критиковал вас, называл «умником».
Николай Суворов: Он критиковал не только меня, во всех сельских районах есть поселения, которые выпадают из вертикали власти. Хотя в соответствии с законом о местном самоуправлении и Европейской хартией о местном самоуправлении как раз местное самоуправление должно быть независимым от органов государственной власти.
Если мы встроим местное самоуправление в вертикаль, фактически мы вернемся к Советскому Союзу.
Надежда Гладыш: Некоторые политики, считают, что это хорошо.
Николай Суворов: Но мы же помним, чем это завершилось в итоге. Сегодня население реально имеет желание участвовать в формировании органов власти. Это можно сделать только через систему органов местного самоуправления.
Надежда Гладыш: Какими вы видите Хохряки 2020 года?
Николай Суворов: В первую очередь мы планируем ввести выборы главы муниципального образования непосредственно населением. А институт сити-менеджеров, я считаю, абсолютно неоправдан. Фактически получается, что главу администрации в городах назначает региональное руководство.
Надежда Гладыш: Я знаю, что у вас есть планы устроить в Хохряках завод по переработке мусора.
Николай Суворов: У нас должна быть мусоро-сортировочная станция, на которую привозили бы отходы с близлежащих территорий. В Германии, например, многие пригородные населенные пункты имеют большие доходы от таких мусоро-сортировочных комплексов. Это рабочие места, это налоговые поступления. Раз мы находимся радом с Ижевском, есть подъездные пути, то мы готовы у себя на территории разместить соответствующий комплекс.
Надежда Гладыш: Как нужно выстраивать взаимоотношения между самоуправлением и руководством субъекта, чтобы предотвратить конфронтацию и с перспективой на развитие?
Николай Суворов: По сути Европейской хартии и ФЗ № 131 самоуправление должно взаимодействовать с госвластью на принципах доверия, соблюдая действующее законодательство. И третье, чтобы территории развивались, необходимо руководителю региона включать голову, вдумчиво, скрупулёзно подходить к взаимоотношениям с местным самоуправлением.
Надежда Гладыш: Самодостаточный бюджет что поможет вам обеспечить?
Николай Суворов: Руководитель сельского поселения и население через депутатов должны стать полновластными хозяевами территории. Сегодня важнейший комплекс земельных отношений согласно законодательству решается на уровне муниципального района.
Надежда Гладыш: То есть земли Хохряков распродает Администрация Завьяловского района?
Николай Суворов: Об этом говорится на высшем уровне, все это понимают, но я считаю, что умышленно замалчивают, чтобы сохранить рычаги влияния на сельские поселения. Земля всегда была источником борьбы за власть.