Ссылки для упрощенного доступа

Россия отвечает на "список Магнитского"


Начало "списка лиц, причастных к хищению 230 миллионов доллара из бюджета и, впоследствии, к пыткам и смерти Сергея Магнитского", представленного сенатором Бенджамином Кардином
Начало "списка лиц, причастных к хищению 230 миллионов доллара из бюджета и, впоследствии, к пыткам и смерти Сергея Магнитского", представленного сенатором Бенджамином Кардином
Россия ответила на визовые запреты, наложенные Вашингтоном на 60 российских должностных лиц, причастных к делу Сергея Магнитского, огласив свой собственный более обширный перечень американских представителей, которым будет отказано во въезде в Россию за причастность к преступлениям в гуманитарной сфере, в частности, за пытки иракских заключенных и убийства гражданских лиц в Афганистане и Ираке. Как реагируют на этот шаг в США?

Пресс-секретарь Государственного департамента сделал общее спокойное заявление, что Россия, разумеется, вправе сама определять, кому давать и кому не давать визу, и это заявление по своему тону и содержанию было вполне созвучно словам главы МИД России Сергея Лаврова, что данный инцидент не cкажется на развитии американо-российских связей. Впрочем, отмечают американские эксперты, если бы Россия была и впрямь уверена, что не скажется, она не стала бы отвечать на список Магнитского своим контрсписком. К чему делать пустые жесты?

Как отмечают американские правозащитники, резолюции, выдвинутой в 2010 году сенаторами Беном Кардином и Джоном Макейном, не было бы вообще, если бы российские власти добросовестно расследовали обстоятельства гибели Сергея Магнитского.

Имена российских должностных лиц, причастных к его делу, были получены сенаторами от британской фирмы Hermitage Capital, адвокатом которой был Магнитский, и направлены на согласование в посольство США в Москве, где исходный список утвердили, добавив к нему еще несколько имен. Говорит сотрудник Института American Enterprise Даниэль Вайдич:

– Если под визовый запрет Госдепартамента, объявленный в июле, попали лишь 60 российских граждан, то сенаторский список был куда более обширным, и меры, предлагавшиеся сенаторами, отличались куда большей суровостью, ибо предусматривали не только запрет российским чиновникам на въезд в Соединенные Штаты, но также арест их активов, хранящихся в стране, – рассказал Даниэль Вайдич.

Россия утверждает, что список Магнитского представляет собой посягательство на ее национальный суверенитет, но это не так, поскольку визовая политика США – это их внутренее дело, нисколько не являющееся вмешательством во внутренние дела РФ. Более того, подобные визовые решения не нуждаются ни в каком правовом обосновании. Они могут диктоваться исключительно политическими или идеологическими соображениями.

Предупреждения, что Россия ответит должным образом на визовые запреты, введенные Вашингтоном, зазвучали еще в середине лета; оглашая сейчас свои "проскрипционные списки", МИД не объяснил, чем была вызвана задержка. По мнению экспертов, причиной, ускорившей обещанный ответ Москвы, явилась недавняя встреча высокопоставленного представителя Госдепартамента США Майкла Познера с активистами экологического движения в Химках, на которой было заявлено, что перезагрузка американо-российских отношений не ознаменовалась пока заметным прогрессом в области прав человека, и что администрация Обамы удвоит свои усилия в этом направлении в контексте перезагрузки.

– В Конгрессе идут разговоры о том, чтобы отменить поправку Джексона – Вэника почти полувековой давности и заменить ее более отвечающей духу времени поправкой С.Магнитского, которая охватывала бы российских чиновников, замешанных также в делах Политковской, Ходорковского, Эстимировой и других, – сказал Даниэль Вайдич.

Подспорьем усилиям США в этом направлении могли бы послужить схожие меры, которые рассматриваются законодателями Нидерландов и Канады, а также Европарламентом. А в России, согласно последнему августовскому опросу, который провел Левада-Центр, 44% респондентов поддержали примение международных санкций к фигурантам дела Сергея Магнитского против 13%, которые их не одобрили. Говорит вашингтонский эксперт-правовед Дэвид Ривкин:

– Международное право разграничивает понятия свободы выезда из страны, свободы эмиграции и свободы въезда в другую страну. Первое право оно закрепило, второе – нет. Так что ни США, ни Россия никаких международных норм формально в этом деле не нарушили. Если же рассуждать по существу, то демарш России с визами не выдерживает критики. Если бы она была искренне озабочена Абу-Грейбом, Гуантанамо или гибелью гражданских лиц в Афганистане и Ираке, либо просто желала выразить свое возмущение конкретным людям, заманившим в ловушку Ярошенко и Бута, она бы давно сделала то, что сделала только сейчас конъюнктурно в отместку за список Магнитского.

Тот факт, что в деле Магнитского не пострадал ни один гражданин США, вовсе не является юридическим препятствием для примения Америкой санкций к российским должностным лицам, причем не только визовых, но и более крутых, связанных с арестом активов. Достаточно вспомнить в этой связи замораживание авуаров лиц, причастных к убийству ливанского политика Рафика Харири.

Исторически беда санкций заключалась в отсутствии адресности:например, в Ираке от эмбарго страдали не столько Саддам Хусейн и его окружение, сколько простой народ. Идея так называемых "умных санкций" и состоит в том, чтобы точечно, адресно карать только злоумышленников.

Применительно к России, "умные санкции" могут быть эффективны в той мере, в которой современные русские элиты желают свободно ездить на Запад, обучать там своих детей, иметь банковские счета и недвижимость. Во времена Сталина, Хрущева и Брежнева эти методы были бы просто бессмысленны, – сказал Дэвид Ривкин.

Многие страны видят в американской гуманитарной политике лишь плохо прикрытое средство политического диктата. О том, что права человека – это принципиальная составная американской дипломатии, а не конъюнктурная уловка, напомнила на днях госсекретарь Хиллари Клинтона в ходе посещения Таджикистана и Узбекистана. Она поблагодарила руководителей этих государств за содействие американской армии, воюющей в Афганистане, и в то же время предостерегла их от зажима религиозных свобод,чреватого риском усиления общественного недовольства и широкомасштабных волнений.

Согласно последнему августовскому опросу, который провел Левада-Центр, 44% россиян поддержали применение международных санкций к фигурантам дела Сергея Магнитского против 13%, которые их не одобрили.
XS
SM
MD
LG