Олег Бакунин: Городская инфраструктура Ростова не приспособлена для инвалидов. Удивительное дело: сегодня об этом говорят не только представители общественности, но и чиновники мэрии, и сотрудники надзирающих органов. А ситуация к лучшему существенно не меняется.
Более того, на сегодняшний день в городе около 20 процентов жителей - это более 220 тысяч человек - относятся к категории маломобильных граждан. И все они – в той или иной степени – каждый день испытывают кто неудобства, а кто и страдания.
Как рассказала руководитель общественной организации инвалидов «Феникс» Галина Соколюк.
Галина Соколюк: «В маломобильную группу населения входит, как минимум, четыре группы населения. И как оказалось, что только люди с ограниченными возможностями, которые в последнее двадцатилетие объединены в общественные организации, продвигают эту программу доступной среды жизнедеятельности. Поэтому у общества создается неправильное, однобокое мнение о том, что это нужно только людям с инвалидностью».
Олег Бакунин: Сложившуюся ситуацию комментирует обозреватель газеты «Наше время» Ирина Хансиварова.
Ирина Хансиварова: «Инвалиды – они сами по себе существуют, и занимаются своими проблемами сами – решают их сами. В нашем городе крайне редко можно увидеть людей на инвалидных колясках. Во-первых, потому что нет возможности выезжать, да, к тому же, проблема еще и в самих инвалидных колясках. Не каждый может себе купить хорошую коляску – они стоит дорого. Это одна проблема. Вторая проблема – это подъездные пути.
Да, можно увидеть в городе пандусы, как бы предназначенные для инвалидов. Но дело в том, что там они не могут подняться. Пандусы так построены интересно, что человек сам по себе на коляске не поднимется – ему нужен обязательно какой-то сопровождающий, чтобы он помог подняться.
А, например, подняться по лестнице куда-то, хотя бы даже на второй этаж, например в театр, так это практически нереально для инвалидов. Вот мы, например, когда отмечали в театре девяностолетний юбилей нашей газеты, приглашали руководителя организации инвалидов «Феникс» Галину Соколюк, но, к сожалению, она не смогла приехать, потому что там нет возможности подняться на коляске на второй этаж.
Такое складывается впечатление, что общество инвалидов существует, как бы, само по себе, а люди, которые могут, и способны решать их проблемы, они существуют сами по себе».
Олег Бакунин: В настоящее время в Ростове проживают 68 тысяч инвалидов, из которых 4 832 колясочника. Рассказывает один из них – Александр Цвирко.
Александр Цвирко: «Процесс, конечно, сдвинулся с мертвой точки – стали что-то в этой сфере предпринимать, делать. Но я скажу, что они это делают как-то малограмотно, что ли, как это правильно выразиться? То есть, когда они делают пандусы, они вообще не понимают, как их правильно нужно делать. Ведь существуют строительные нормы и правила, в которых строго закреплено – какой угол у пандуса должен быть, какая ширина, из каких материалов он должен быть выполнен, какой должен быть поручень. Но их делают, как попало. То есть, они мешают и обычным людям, и пользоваться ними невозможно. Они сделаны как-то непонятно. Проблем, на самом деле, еще много».
Олег Бакунин: Хуже всего обстоят дела с общественным транспортом. В автобусах, предназначенных для перевозки людей с ограниченными возможностями, специальное оборудование, как правило, не работает, большинство водителей практически не реагируют на инвалидов-колясочников на остановках, и не дают им возможности воспользоваться общественным транспортом.
Также, медленно ведется работа по оборудованию подъездов многоквартирных домов стационарными или откидными пандусами. Не доступны для маломобильных людей и многие социальные учреждения, включая, например, управления социальной защиты населения и аптеки. Буквально на днях представители городской палаты общественных организаций, работающих с инвалидами, провели рейд, посвященный именно этой проблеме. Продолжает член комиссии по доступности маломобильных граждан к объектам транспортной и социальной инфраструктуры Галина Соколюк.
Галина Соколюк: «Мы объехали объекты социального назначения: пенсионные фонды, собесы, поликлиники, аптеки – куда людей жизненная необходимость заставляет обращаться постоянно. И мы пришли к выводу, что если следовать стандартам СНиПа тридцать пятого, то практически нет ни одного объекта, который бы полностью отвечал всем элементам доступности – только частично. Но удивило и другое. Удивило то, что руководители, которые возглавляют эти учреждения, большинство из них не владеют самыми простыми, элементарными знаниями о создании этой архитектурной доступности. Они с нами и спорили, они и руками разводили, они и заменительные действия предлагали, типа, инвалид постоит, в окошко постучит, инспектор, как освободится, так оденется, и выйдет к инвалиду на улицу. Но это все – недопустимы вещи, конечно».
Олег Бакунин: Отношение к инвалидам в обществе во многом зависит от того, насколько часто они сами появляются в общественных местах. Однако многие из инвалидов-ростовчан не имеют даже возможности беспрепятственного выхода из своей квартиры.