Ссылки для упрощенного доступа

Экономист Василий Солодков – о российской помощи еврозоне


Россия готова потратить до 10 миллиардов долларов на оказание финансовой поддержки странам Евросоюза, заявил помощник российского президента Аркадий Дворкович. Впрочем, по его словам, запросов о предоставлении такой помощи пока не поступало.

Если Европейский союз обратится к России с предложениями об оказании ему помощи, то российские компетентные органы - министерство финансов, Центральный банк и правительство в целом - такую просьбу обязательно рассмотрят, сообщил помощник российского президента Аркадий Дворкович. Москва, по его словам, заинтересована в сохранении европейской стабильности, однако предоставление такой поддержки Евросоюзу напрямую пока является проблематичным – для этого необходимо создавать новый механизм мониторинга использования заемных средств.

Таким образом, как считает Аркадий Дворкович, более реальным и надежным России кажется оказание финансовой помощи странам еврозоны через Международный валютный фонд.

Заявления президентского помощника комментирует директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков:

- Аркадий Дворкович говорит о сумме порядка 10 миллиардов долларов, а также о том, что эти деньги пойдут не напрямую в Европейский стабилизационный фонд, а через Международный валютный фонд. На мой взгляд, это связано с тем, что на последнем саммите еврозоны было принято решение о списании 50 процентов долгов Греции.

Аркадий Дворкович, видимо, считает, что, поскольку деньги даются через МВФ, это некая страховка их возврата. Но на самом деле спокойно списываются как долги Международному валютному фонду, так и долги, полученные на двусторонней основе.

- Тем временем, оптимизм, царивший на мировых финансовых рынках на прошлой неделе после антикризисного саммита Евросоюза, сегодня постепенно угасает, и все большее число экспертов вновь говорят о недостаточности принятых там решений. В чем причина такого пессимизма?

- На мой взгляд, если даже эти договоренности будут реализованы, они ничего не решат, поскольку основная проблема и причина нынешних явлений связана с тем, что в еврозоне должно быть единое министерство финансов. Если вы сделали единую евровалюту, то у вас, помимо Центрального банка, должен быть и орган, который контролирует доходы и расходы бюджетов стран еврозоны. Это аксиома. Вторая проблема – это проблема структурных реформ в самой Греции. Что сейчас там происходит? Падает ВВП, на этом фоне увеличиваются налоги и сокращаются госрасходы. Но в результате этого ВВП будет падать еще сильнее.

Россия в середине 90-х годов такую ситуацию, в принципе, проходила – она закончилась дефолтом 1998 года, причем ей в отличие от Европы никто не помогал. Был транш кредита от МВФ, который, правда, по данным прокуратуры и Совета Федерации, в конечном итоге ушел на "семью" и госчиновников.

- Европейский союз договорился с банками о списании 50 процентов греческого долга, пообещав при этом властям страны новые кредиты. Достаточно ли этого для решения проблем экономики Греции или здесь все-таки есть варианты дальнейшего развития событий?

- Есть два сценария. Первый из них консервативный – в рамках решений, принятых на саммите еврозоны. А вот второй – радикальный: в конечном итоге Греция (а, возможно, и не только она) выйдет из еврозоны и в ЕС будут разработаны новые критерии нахождения стран в еврозоне и, соответственно, выхода из нее.

- Многие воспринимают решения последнего европейского антикризисного саммита исключительно как реакцию на финансовые и долговые проблемы Греции. Вы готовы с этим согласиться?

- Очевидно, что Европейский стабилизационный фонд объемом в 1 триллион евро рассчитан не только на Грецию, но и на другие страны еврозоны. Это может быть Португалия, Испания или Италия.

Может ли им понадобиться помощь? Это вполне вероятно, поскольку уровнень безработицы в этих странах очень высок, ВВП практически не растет. То есть вероятность такого развития событий достаточно большая
XS
SM
MD
LG