Ирина Лагунина: В Литве простились с экс-премьером, президентом Конфедерации промышленников Бронисловасом Лубисом - одной из ярчайших личностей в республике, в расцвете сил неожиданно скончавшимся от сердечного приступа. Лубис был самым авторитетным, самым богатым и влиятельным человеком в независимой Литве, которого высоко ценили и российские предприниматели. Его уход обозначил период смены поколений в литовском бизнесе, к которому многие оказались не готовы.
Рассказывает наш корреспондент в Вильнюсе Ирина Петерс
Ирина Петерс: Уход Бронисловаса Лубиса в Литве сравнивают с прошлогодней кончиной президента Альгирдаса Бразаускаса – тот же масштаб личности, но не столько в политике (хотя Лубису и премьером приходилось бывать, да и главным для себя титулом он считал звание сигнатора Акта о независимости республики), а больше в делах хозяйственных: та же деловая хватка, основательность в принятии решений, тот же прагматизма и умение налаживать отношения с Россией. И главное - оба мыслили государственными категориями. Человеком-глыбой назвал Лубиса премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, заметивший: «его некем заменить».
73-летнего предпринимателя, находившегося, по мнению окружающих, в хорошей физической форме, внезапная смерть от остановки сердца настигла во время безмятежной велосипедной прогулки по курортному городку Друскининкай, в развитие которого он так много вложил. Новость об этом шокировала не только 6 тысяч работников 30-ти предприятий его концерна, не только многочисленных получателей благотворительной помощи – он был настоящим меценатом – но, кажется, всю страну. Его слово и дело были значимы во многих сферах жизни - экономике, политике, культуре.
Президент литовской Конфедерации промышленников Бронисловас Лубис был главой концерна Achemos grupė, в которую входят: предприятия по производству азотных удобрений и другой химической продукции, клайпедская морская грузовая компания Klasko, транспортные, пищевые, перерабатывающие, энергетические компании, предприятия курортного, торгового и гостиничного секторов. Лубиса называли и медиа-магнатом, он финансировал газеты, теле и радио каналы. Общий оборот предприятий концерна в 2010 году достиг 3 миллиарда литов. Личное состояние этого человека оценивают в 1 миллиард 200 миллионов литов (это примерно 350 миллионов евро). Бронисловас Лубис был одним из влиятельнейших людей в стране, однако, как говорят, влиял не силой денег, а умом, хозяйственностью, тем, что подавал пример ведения «чистого бизнеса», организаторским талантом, деловой сметкой и удивительной способностью договариваться. Если того требует дело - даже с непримиримыми оппонентами. При этом открещивался от названия олигарх, демонстративно ездил на маленькой машине Smart, отшучиваясь поговоркой : «Как ни назови, все равно не испортишь», более того – всю жизнь стремился к тому, чтобы в Литве олигархии не было, напротив, чтил государственную иерархию, в которой бизнес должен «занимать свое место».
Обозреватель журнала «Veidas « Аудрюс Бачюлис в интервью Литовскому радио сказал.
Андрюс Бачулис: Осознание того, что одновременно создавая и развивая свой концерн, он создает и государство. Это было основополагающим во всей его деятельности. Сформулировал за эти 20 лет всю систему взаимоотношений промышленности и государства. Он же первый официально начал лоббистскую деятельность, что я имею такой-то и такой-то интерес, и я за него буду бороться. Он первым начал заключать договоры о взаимодействии с политическими партиями. Первым начал финансировать не просто одну или две партии, которые отвечали его интересам, а всю политическую систему, то есть давал деньги всем, соразмерно их рейтингу. Развивал демократию в Литве. Еще в те времена, когда профсоюзы разваливались, Лубис начал создавать у себя профсоюзы, ибо он понимал, что предприятие не может действовать без взаимодействия хозяина и наемных рабочих. Другое дело, что он всегда сгибал голову перед руководителями государства в том числе и для того, чтобы показать общественности, какая должна быть иерархия в обществе. То есть не может быть так, чтобы какой-нибудь бизнесмен стал олигархом и стал бы диктовать государству свою волю. Где взаимодействие государства, общественности и предпринимателя, везде фамилия Лубиса как первопроходца. Во всех позитивных процессах.
Ирина Петерс: После кончины Бронисловаса Лубиса вице-президент концерна заверил, что продолжатся все дела, начатые прежним руководителем, и так же прежними, как сказано, для совета директоров останутся ценностные цели: гражданственность и ответственность, однако дальнейшая судьба «империи Лубиса» все же до конца не ясна.
Вообще, он сам готовил в наследники своего внука , 24-летнего Адомаса. «Лет через десять хотел бы уступить ему место», - планировал бизнесмен в этом году. Он последовательно готовил мальчика к будущей должности главы концерна: двенадцатилетним отправил его учиться в одну из лучших частных школ Великобритании. Молодой человек, почти полжизни проведший заграницей, в Литву вернулся несколько лет назад, и пока планы его не столь определённы. Дедушка старался, чтобы внук прошел разные должностные ступени, увидел бизнес изнутри. Кстати, сам Бронисловас Лубис начать работать вынужден был ещё подростком - развозил глину для местного предприятия – до возвращения из архангельской ссылки его отца.
Беседуем с финансовым аналитиком Екатериной Роякой.
Екатерина Рояка: Это был человек, который прошел огонь, воду, медные трубы и чертовы зубы. Он начал работать на предприятии простым мастером и потихоньку главным инженером до самой верхушки. Настолько влиятельная личность в промышленности Литвы. Двигал бизнес социально ориентированный. Человек, который никогда не забывал, что и он когда-то был простым рабочим. Как говорится, незаменимых людей нет, но некоторых бывает крайне сложно заменить. Имел колоссальное значение не только в бизнесе. На сегодняшний день бизнесменов сильно не жалуют. С другой стороны плох тот бизнесмен, который не может увеличивать богатство. И основной вопрос не в том, кто за сколько приватизировал когда-то какие-то предприятия, а что из этого выросло. Приватизировано десятилетие тому назад было масса, но остались единицы.
Ирина Петерс: После кончины Лубиса в экономических кругах Литвы можно было наблюдать настроения, близкие к паническим. Профессор Александрас Василяускас, например, сказал: "Меня охватывает ужас, что будет с литовским бизнесом. Это была личность, которая объединила, упрочила честный, прозрачный бизнес, он не делал главного акцента на получении прибыли". Другой эксперт Римантас Рудзскис увидел целых три опасности для Литвы после того, как Лубиса не стало: возможный раскол в Конфедерации промышленников, неясность дальнейшей перспективы самого концерна и осложнение экономического сотрудничества с Россией.
Екатерина Рояка: Отношения с Россией поддерживать исключительно важно. За последние несколько лет процентная доля в Россию увеличилась, само влияние России на нашем экспортном рынке значительно увеличилось, сейчас составляет за 9 месяцев этого года порядка 21% всего экспорта, не считая минеральных продуктов, то есть нефти. Каждый год мы видим прирост в несколько процентных пунктов. Для России господин Лубис – это человек, который очень грамотно умел выстроить отношения не только с Россией, но и с близлежащими государствами, как Белоруссия. Человек, который смог привлечь часть калийного экспорта и перенаправить его в Клайпеду, и Клайпеда этим пользуется. Было бы очень грустно потерять эти наработки. В отношениях с Россией это было связующее звено для выстраивания бизнес-отношений.
Ирина Петерс: Рабочие концерна Аchemos grupė вспоминают Бронисловаса Лубиса добрым словом за его дела. Да и как не вспоминать, если зарплата на этих предприятиях – вдвое больше средней по республике.
Екатерина Рояка: Заработная плата всегда зависит от эффективности труда. Чем больше инвестиций, чем больше вкладываешь в бизнес, тем выше становятся ставки. Чем выше продуктивность, тем выше должны быть заработные платы.
Ирина Петерс: Бронисловас Лубис, бывший, кроме прочего, талантливым ученым – на его счету 47 запатентованных изобретений –действительно, яркая, незаурядная личность, на свойствах которой многое держалось. Какова она нынче – роль личности в экономике? И ещё: Лубис хоть и оставил довольно налаженное дело, но как с преемственностью, и где же смена?
Екатерина Рояка: Другой пример перед глазами – это корпорация Apple и со смертью Стива Джобса тоже очень многие пошатнулись. Графики пошли вниз и в веру самой компании закралось множество сомнений, насколько эффективной будет конкурентная борьба. Много лидеров рождается и в молодых компаниях, их становление не зависит от определенного периода. С другой стороны то, что мы наблюдаем сейчас – это смена поколений, и в бизнесе тоже. Концерн – это не династия, это не семейный бизнес. Сегодня стоит ребром вопрос, кто будет управлять и насколько эффективно всем этим. Почему таких людей нет или, по крайней мере, почему мы их не видим? Одна из основных проблем, я считаю, это все-таки катастрофическая эмиграция, то, что люди не верят в будущее страны. Если мы будем говорить о лучших учебных заведениях Литвы, то стало вопросом престижа, насколько быстро учащиеся этих заведений покинут страну и как они обустроятся в других странах Европы или Штатах. Общая потеря имиджа. Дело не в миллионах, которыми владеет определенный лидер, а в желании участвовать в общественных движениях. На сегодняшний день миллионеров в Литве не так уж мало, но фигур, которые способны задействовать эти миллионы на благо общества, меньше.
Ирина Петерс: Обозреватель Аудрюс Бачюлис - сетуя на то, что у Литвы в экономике был (пока) лишь один человек такого масштаба, один Лубис - напоминает главное, по его мнению, свойство настоящего предпринимателя: такого не столько материальные ценности интересуют (это лишь способ достижения финансовой независимости), сколько большие жизненные цели, совпадающие с целями его страны.
Рассказывает наш корреспондент в Вильнюсе Ирина Петерс
Ирина Петерс: Уход Бронисловаса Лубиса в Литве сравнивают с прошлогодней кончиной президента Альгирдаса Бразаускаса – тот же масштаб личности, но не столько в политике (хотя Лубису и премьером приходилось бывать, да и главным для себя титулом он считал звание сигнатора Акта о независимости республики), а больше в делах хозяйственных: та же деловая хватка, основательность в принятии решений, тот же прагматизма и умение налаживать отношения с Россией. И главное - оба мыслили государственными категориями. Человеком-глыбой назвал Лубиса премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, заметивший: «его некем заменить».
73-летнего предпринимателя, находившегося, по мнению окружающих, в хорошей физической форме, внезапная смерть от остановки сердца настигла во время безмятежной велосипедной прогулки по курортному городку Друскининкай, в развитие которого он так много вложил. Новость об этом шокировала не только 6 тысяч работников 30-ти предприятий его концерна, не только многочисленных получателей благотворительной помощи – он был настоящим меценатом – но, кажется, всю страну. Его слово и дело были значимы во многих сферах жизни - экономике, политике, культуре.
Президент литовской Конфедерации промышленников Бронисловас Лубис был главой концерна Achemos grupė, в которую входят: предприятия по производству азотных удобрений и другой химической продукции, клайпедская морская грузовая компания Klasko, транспортные, пищевые, перерабатывающие, энергетические компании, предприятия курортного, торгового и гостиничного секторов. Лубиса называли и медиа-магнатом, он финансировал газеты, теле и радио каналы. Общий оборот предприятий концерна в 2010 году достиг 3 миллиарда литов. Личное состояние этого человека оценивают в 1 миллиард 200 миллионов литов (это примерно 350 миллионов евро). Бронисловас Лубис был одним из влиятельнейших людей в стране, однако, как говорят, влиял не силой денег, а умом, хозяйственностью, тем, что подавал пример ведения «чистого бизнеса», организаторским талантом, деловой сметкой и удивительной способностью договариваться. Если того требует дело - даже с непримиримыми оппонентами. При этом открещивался от названия олигарх, демонстративно ездил на маленькой машине Smart, отшучиваясь поговоркой : «Как ни назови, все равно не испортишь», более того – всю жизнь стремился к тому, чтобы в Литве олигархии не было, напротив, чтил государственную иерархию, в которой бизнес должен «занимать свое место».
Обозреватель журнала «Veidas « Аудрюс Бачюлис в интервью Литовскому радио сказал.
Андрюс Бачулис: Осознание того, что одновременно создавая и развивая свой концерн, он создает и государство. Это было основополагающим во всей его деятельности. Сформулировал за эти 20 лет всю систему взаимоотношений промышленности и государства. Он же первый официально начал лоббистскую деятельность, что я имею такой-то и такой-то интерес, и я за него буду бороться. Он первым начал заключать договоры о взаимодействии с политическими партиями. Первым начал финансировать не просто одну или две партии, которые отвечали его интересам, а всю политическую систему, то есть давал деньги всем, соразмерно их рейтингу. Развивал демократию в Литве. Еще в те времена, когда профсоюзы разваливались, Лубис начал создавать у себя профсоюзы, ибо он понимал, что предприятие не может действовать без взаимодействия хозяина и наемных рабочих. Другое дело, что он всегда сгибал голову перед руководителями государства в том числе и для того, чтобы показать общественности, какая должна быть иерархия в обществе. То есть не может быть так, чтобы какой-нибудь бизнесмен стал олигархом и стал бы диктовать государству свою волю. Где взаимодействие государства, общественности и предпринимателя, везде фамилия Лубиса как первопроходца. Во всех позитивных процессах.
Ирина Петерс: После кончины Бронисловаса Лубиса вице-президент концерна заверил, что продолжатся все дела, начатые прежним руководителем, и так же прежними, как сказано, для совета директоров останутся ценностные цели: гражданственность и ответственность, однако дальнейшая судьба «империи Лубиса» все же до конца не ясна.
Вообще, он сам готовил в наследники своего внука , 24-летнего Адомаса. «Лет через десять хотел бы уступить ему место», - планировал бизнесмен в этом году. Он последовательно готовил мальчика к будущей должности главы концерна: двенадцатилетним отправил его учиться в одну из лучших частных школ Великобритании. Молодой человек, почти полжизни проведший заграницей, в Литву вернулся несколько лет назад, и пока планы его не столь определённы. Дедушка старался, чтобы внук прошел разные должностные ступени, увидел бизнес изнутри. Кстати, сам Бронисловас Лубис начать работать вынужден был ещё подростком - развозил глину для местного предприятия – до возвращения из архангельской ссылки его отца.
Беседуем с финансовым аналитиком Екатериной Роякой.
Екатерина Рояка: Это был человек, который прошел огонь, воду, медные трубы и чертовы зубы. Он начал работать на предприятии простым мастером и потихоньку главным инженером до самой верхушки. Настолько влиятельная личность в промышленности Литвы. Двигал бизнес социально ориентированный. Человек, который никогда не забывал, что и он когда-то был простым рабочим. Как говорится, незаменимых людей нет, но некоторых бывает крайне сложно заменить. Имел колоссальное значение не только в бизнесе. На сегодняшний день бизнесменов сильно не жалуют. С другой стороны плох тот бизнесмен, который не может увеличивать богатство. И основной вопрос не в том, кто за сколько приватизировал когда-то какие-то предприятия, а что из этого выросло. Приватизировано десятилетие тому назад было масса, но остались единицы.
Ирина Петерс: После кончины Лубиса в экономических кругах Литвы можно было наблюдать настроения, близкие к паническим. Профессор Александрас Василяускас, например, сказал: "Меня охватывает ужас, что будет с литовским бизнесом. Это была личность, которая объединила, упрочила честный, прозрачный бизнес, он не делал главного акцента на получении прибыли". Другой эксперт Римантас Рудзскис увидел целых три опасности для Литвы после того, как Лубиса не стало: возможный раскол в Конфедерации промышленников, неясность дальнейшей перспективы самого концерна и осложнение экономического сотрудничества с Россией.
Екатерина Рояка: Отношения с Россией поддерживать исключительно важно. За последние несколько лет процентная доля в Россию увеличилась, само влияние России на нашем экспортном рынке значительно увеличилось, сейчас составляет за 9 месяцев этого года порядка 21% всего экспорта, не считая минеральных продуктов, то есть нефти. Каждый год мы видим прирост в несколько процентных пунктов. Для России господин Лубис – это человек, который очень грамотно умел выстроить отношения не только с Россией, но и с близлежащими государствами, как Белоруссия. Человек, который смог привлечь часть калийного экспорта и перенаправить его в Клайпеду, и Клайпеда этим пользуется. Было бы очень грустно потерять эти наработки. В отношениях с Россией это было связующее звено для выстраивания бизнес-отношений.
Ирина Петерс: Рабочие концерна Аchemos grupė вспоминают Бронисловаса Лубиса добрым словом за его дела. Да и как не вспоминать, если зарплата на этих предприятиях – вдвое больше средней по республике.
Екатерина Рояка: Заработная плата всегда зависит от эффективности труда. Чем больше инвестиций, чем больше вкладываешь в бизнес, тем выше становятся ставки. Чем выше продуктивность, тем выше должны быть заработные платы.
Ирина Петерс: Бронисловас Лубис, бывший, кроме прочего, талантливым ученым – на его счету 47 запатентованных изобретений –действительно, яркая, незаурядная личность, на свойствах которой многое держалось. Какова она нынче – роль личности в экономике? И ещё: Лубис хоть и оставил довольно налаженное дело, но как с преемственностью, и где же смена?
Екатерина Рояка: Другой пример перед глазами – это корпорация Apple и со смертью Стива Джобса тоже очень многие пошатнулись. Графики пошли вниз и в веру самой компании закралось множество сомнений, насколько эффективной будет конкурентная борьба. Много лидеров рождается и в молодых компаниях, их становление не зависит от определенного периода. С другой стороны то, что мы наблюдаем сейчас – это смена поколений, и в бизнесе тоже. Концерн – это не династия, это не семейный бизнес. Сегодня стоит ребром вопрос, кто будет управлять и насколько эффективно всем этим. Почему таких людей нет или, по крайней мере, почему мы их не видим? Одна из основных проблем, я считаю, это все-таки катастрофическая эмиграция, то, что люди не верят в будущее страны. Если мы будем говорить о лучших учебных заведениях Литвы, то стало вопросом престижа, насколько быстро учащиеся этих заведений покинут страну и как они обустроятся в других странах Европы или Штатах. Общая потеря имиджа. Дело не в миллионах, которыми владеет определенный лидер, а в желании участвовать в общественных движениях. На сегодняшний день миллионеров в Литве не так уж мало, но фигур, которые способны задействовать эти миллионы на благо общества, меньше.
Ирина Петерс: Обозреватель Аудрюс Бачюлис - сетуя на то, что у Литвы в экономике был (пока) лишь один человек такого масштаба, один Лубис - напоминает главное, по его мнению, свойство настоящего предпринимателя: такого не столько материальные ценности интересуют (это лишь способ достижения финансовой независимости), сколько большие жизненные цели, совпадающие с целями его страны.