Этой осенью у меня и моего соавтора Антона Николаева вышла книга "Запретное искусство". Ее презентация состоится в магазине Гилея.
Наша книга рассказывает о судебном процессе над организаторами выставки "Запретное искусство – 2006" Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. Процесс был инициирован лидерами православно-националистического движения "Народный Собор" по обвинению в разжигании межрелигиозной розни и закончился уголовными приговорами.
Книга выполнена в жанре графического репортажа, который продолжает традиции концлагерных, военных, блокадных альбомов, и предполагает смысловое и пластическое единство изображения и текста. Добиться такого было непросто — у книги два автора. Мы посетили почти все заседания этого процесса: я делала зарисовки происходящего, а Антон — записи. Затем мы обсуждали наши материалы и редактировали их, оставляя только ключевые моменты. Все реплики участников были оставлены без изменений.
Нам кажется, что форма графического репортажа как нельзя лучше подходит для отображения судебных процессов — на судах нельзя снимать видео или фотографировать, а сухие текстовые записи воспринимаются читателями с трудом.
Яркие образы православных активистов также не могли оставить нас равнодушными. До этого я рисовала на процессе Михаила Ходорковского, позже на процессе Сергея Мохнаткина и Михаила Бекетова. Все эти процессы были важными, но проходили без феерии. А на процессе «Запретное искусство» случались крестные ходы, появлялись люди в невероятных средневековых одеяниях и призывали жечь картины, из художников изгоняли бесов святой водой, судья поливала дурно пахнущих присутствующих французскими духами... В какой-то степени я полюбила всех участников процесса как невероятных персонажей своей графической истории.
Для работы на процессе было важно и то, что мы с Антоном Николаевым сами занимаемся современным искусством и понимаем, о чем шла речь на суде. Аргументации, позиции организаторов и участников выставки «Запретное искусство-2006» были нам понятны. Единственное, о чем я жалею, что диалога с православными активистами не получилось, поэтому невозможно было понять их позицию глубже и тоньше.
Основная причина, по которой книга должна была быть сделанной — значимость, неслучайность этого процесса. Он продолжает и развивает новую традицию судов над искусством. Первое уголовное дело было возбуждено «Народным Собором» против организаторов выставки «Осторожно, религия» в 2003 году. Организаторы были признаны виновными в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни и заплатили огромные штрафы.
Затем активисты «Народного Собора» пытались начать уголовное преследование художницы Лены Хейдиз, которая, по их мнению, пишет кощунственные картины. «Народный Собор» также угрожал судом моему соавтору Антону Николаеву и художнику Денису Мустафину за проведение уличной выставки «Инфраструктура». Художнику Олегу Мавромати уголовный процесс грозит за перфоманс «Не верь глазам», проведенный в 2000 году.
А сейчас медиа-художнику и активисту Матвею Крылову грозит до двух лет лишения свободы — за то, что в знак протеста против неоправданно суровых приговоров по Манежному делу Матвей облил прокурора Смирнова водой.
На презентации книги «Запретное искусство» будет обсуждаться давление на художественное сообщество со стороны государства, в том числе и заключение под стражу Матвея Крылова.
Наша книга рассказывает о судебном процессе над организаторами выставки "Запретное искусство – 2006" Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. Процесс был инициирован лидерами православно-националистического движения "Народный Собор" по обвинению в разжигании межрелигиозной розни и закончился уголовными приговорами.
Книга выполнена в жанре графического репортажа, который продолжает традиции концлагерных, военных, блокадных альбомов, и предполагает смысловое и пластическое единство изображения и текста. Добиться такого было непросто — у книги два автора. Мы посетили почти все заседания этого процесса: я делала зарисовки происходящего, а Антон — записи. Затем мы обсуждали наши материалы и редактировали их, оставляя только ключевые моменты. Все реплики участников были оставлены без изменений.
Нам кажется, что форма графического репортажа как нельзя лучше подходит для отображения судебных процессов — на судах нельзя снимать видео или фотографировать, а сухие текстовые записи воспринимаются читателями с трудом.
Яркие образы православных активистов также не могли оставить нас равнодушными. До этого я рисовала на процессе Михаила Ходорковского, позже на процессе Сергея Мохнаткина и Михаила Бекетова. Все эти процессы были важными, но проходили без феерии. А на процессе «Запретное искусство» случались крестные ходы, появлялись люди в невероятных средневековых одеяниях и призывали жечь картины, из художников изгоняли бесов святой водой, судья поливала дурно пахнущих присутствующих французскими духами... В какой-то степени я полюбила всех участников процесса как невероятных персонажей своей графической истории.
Для работы на процессе было важно и то, что мы с Антоном Николаевым сами занимаемся современным искусством и понимаем, о чем шла речь на суде. Аргументации, позиции организаторов и участников выставки «Запретное искусство-2006» были нам понятны. Единственное, о чем я жалею, что диалога с православными активистами не получилось, поэтому невозможно было понять их позицию глубже и тоньше.
Основная причина, по которой книга должна была быть сделанной — значимость, неслучайность этого процесса. Он продолжает и развивает новую традицию судов над искусством. Первое уголовное дело было возбуждено «Народным Собором» против организаторов выставки «Осторожно, религия» в 2003 году. Организаторы были признаны виновными в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни и заплатили огромные штрафы.
Затем активисты «Народного Собора» пытались начать уголовное преследование художницы Лены Хейдиз, которая, по их мнению, пишет кощунственные картины. «Народный Собор» также угрожал судом моему соавтору Антону Николаеву и художнику Денису Мустафину за проведение уличной выставки «Инфраструктура». Художнику Олегу Мавромати уголовный процесс грозит за перфоманс «Не верь глазам», проведенный в 2000 году.
А сейчас медиа-художнику и активисту Матвею Крылову грозит до двух лет лишения свободы — за то, что в знак протеста против неоправданно суровых приговоров по Манежному делу Матвей облил прокурора Смирнова водой.
На презентации книги «Запретное искусство» будет обсуждаться давление на художественное сообщество со стороны государства, в том числе и заключение под стражу Матвея Крылова.