В Парке искусств "Музеон", расположенном рядом с Центральным домом художника, начался демонтаж незаконно установленных скульптур и бюстов. Все эти объекты были выполнены на коммерческой основе фондом "Меценаты столетия".
Между тем активисты общественного комитета "Активизация культурной памяти" выступили с инициативой провести исследование городской среды, чтобы изменить акценты градостроительной политики (это касается и установки памятников).
Рассказывает активист комитета, арт-критик Оксана Саркисян:
- Вот сейчас в "Музеоне" находится перемещенный в августе 91-го памятник Дзержинскому. Сначала он там лежал, потом его подняли, потом он как-то вышел из-за березы и теперь вокруг него есть специально сделанная площадка, поставлено освещение, чувствуется движение, он "поднимается", этот памятник.
- Скоро Феликс Эдмундович дойдет до Лубянской площади и встанет там. А что бы вы с ним сделали?
- Я предлагаю обсуждать это коллективно. Могу вспомнить как раз касающуюся "Музеона" историю. Есть такой художник Паша Пепперштейн, который в 1997 году, когда еще было актуально появление в московском ландшафте Петра Первого, пытался с точки зрения разработанного московской концептуальной школой специфического шизоанализа оценивать топографическую мифологию. И он говорил, что памятник Петру Первому - это такой титан, который установлен для охраны титанов предыдущей власти. Их всех спустили в "партер", в этот "Музеон", и над ними поставили нового титана - Петра Первого, который над ними надзирает, чтобы они не разбежались.
Показательно, что как только "зашатался" этот Петр Первый (как только Лужков был отстранен, снос памятника Петру - это была первая тема, которую начали обсуждать), начали разбегаться и советские титаны, которые были там погребены. Мне кажется это закономерное развитие.
- Вы занимаетесь памятником Репину на Болотной площади. Модное сейчас место. Там молодые люди тусуются с утра до вечера. Недалеко Третьяковская галерея, всякие "деревья любви", где вешают замки вешают новобрачные и прочие развлечения мегаполиса. Что там делает Репин?
- Как мы выяснили, половина людей просто не знали, кому установлен памятник. И молодежь, которая там собирается, и представители протестных движений, которые там проводят свои демонстрации... Этот памятник был установлен в советское время недалеко от Третьяковской галереи и образовывал градостроительную ось, которая идет от "Дома на набережной" к Третьяковке. В наше время недалеко был установлен еще и памятник Шемякину. Шемякин таким образом приобщился тоже к Третьяковской галерее. Мне кажется, здесь нужно устраивать обсуждение, в первую очередь, среди художников: что делать с этим местом, насколько памятник Репину соответствует российскому культурному наследию, не стоит ли его дополнить, например, памятником Малевичу?
- А если говорить о памятниках, которые установлены не в центре?
- Есть, например, памятникТельману. Он оказался в периметре торгового центра, его окружили и "взяли в плен" капиталистические тенденции, которые сейчас очень сильны в городе. Градостроительная установка была смещена. Памятники часто оказываются в таких сложных ситуациях.
- У вас есть какой-то любимый памятник в Москве, который, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует духу города и характеру городской среды?
- Мне очень нравится Бульварное кольцо. Там установлено достаточно много памятников. Если вы заметили, это все памятники нашим писателям...
- Я вам перечислю этих "писателей". Это Тимирязев, это Крупская, это Высоцкий...
- Ну да, там появились и памятники представителям русской интеллигенции. Но я все-таки за некую целостную политику в этой области. И, конечно, должно быть общественное обсуждение.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Между тем активисты общественного комитета "Активизация культурной памяти" выступили с инициативой провести исследование городской среды, чтобы изменить акценты градостроительной политики (это касается и установки памятников).
Рассказывает активист комитета, арт-критик Оксана Саркисян:
- Вот сейчас в "Музеоне" находится перемещенный в августе 91-го памятник Дзержинскому. Сначала он там лежал, потом его подняли, потом он как-то вышел из-за березы и теперь вокруг него есть специально сделанная площадка, поставлено освещение, чувствуется движение, он "поднимается", этот памятник.
- Скоро Феликс Эдмундович дойдет до Лубянской площади и встанет там. А что бы вы с ним сделали?
- Я предлагаю обсуждать это коллективно. Могу вспомнить как раз касающуюся "Музеона" историю. Есть такой художник Паша Пепперштейн, который в 1997 году, когда еще было актуально появление в московском ландшафте Петра Первого, пытался с точки зрения разработанного московской концептуальной школой специфического шизоанализа оценивать топографическую мифологию. И он говорил, что памятник Петру Первому - это такой титан, который установлен для охраны титанов предыдущей власти. Их всех спустили в "партер", в этот "Музеон", и над ними поставили нового титана - Петра Первого, который над ними надзирает, чтобы они не разбежались.
Показательно, что как только "зашатался" этот Петр Первый (как только Лужков был отстранен, снос памятника Петру - это была первая тема, которую начали обсуждать), начали разбегаться и советские титаны, которые были там погребены. Мне кажется это закономерное развитие.
- Вы занимаетесь памятником Репину на Болотной площади. Модное сейчас место. Там молодые люди тусуются с утра до вечера. Недалеко Третьяковская галерея, всякие "деревья любви", где вешают замки вешают новобрачные и прочие развлечения мегаполиса. Что там делает Репин?
- Как мы выяснили, половина людей просто не знали, кому установлен памятник. И молодежь, которая там собирается, и представители протестных движений, которые там проводят свои демонстрации... Этот памятник был установлен в советское время недалеко от Третьяковской галереи и образовывал градостроительную ось, которая идет от "Дома на набережной" к Третьяковке. В наше время недалеко был установлен еще и памятник Шемякину. Шемякин таким образом приобщился тоже к Третьяковской галерее. Мне кажется, здесь нужно устраивать обсуждение, в первую очередь, среди художников: что делать с этим местом, насколько памятник Репину соответствует российскому культурному наследию, не стоит ли его дополнить, например, памятником Малевичу?
- А если говорить о памятниках, которые установлены не в центре?
- Есть, например, памятникТельману. Он оказался в периметре торгового центра, его окружили и "взяли в плен" капиталистические тенденции, которые сейчас очень сильны в городе. Градостроительная установка была смещена. Памятники часто оказываются в таких сложных ситуациях.
- У вас есть какой-то любимый памятник в Москве, который, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует духу города и характеру городской среды?
- Мне очень нравится Бульварное кольцо. Там установлено достаточно много памятников. Если вы заметили, это все памятники нашим писателям...
- Я вам перечислю этих "писателей". Это Тимирязев, это Крупская, это Высоцкий...
- Ну да, там появились и памятники представителям русской интеллигенции. Но я все-таки за некую целостную политику в этой области. И, конечно, должно быть общественное обсуждение.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"