Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитник Валентин Стефанович - о центре "Вясна"


Алесь Белякий должен будет провести за решеткой 4 года
Алесь Белякий должен будет провести за решеткой 4 года
В Белоруссии к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима приговорен известный белорусский правозащитник, руководитель центра "Весна" Алесь Беляцкий. Его признали виновным в сокрытии личных доходов и неуплате налогов с денег, которые должны были пойти на помощь белорусским политзаключенным. О первой реакции на приговор Алесю Беляцкому в интервью Радио Свобода рассказывает заместитель руководителя правозащитного центра "Весна" Валентин Стефанович:

– Безусловно, это чрезмерно жесткий и незаконный, политически мотивированный приговор. Весь ход судебного процесса это подтвердил. По ряду причин (я не знаю по каким) в деле находятся материалы, представленные Комитетом государственной безопасности Белоруссии. И хотя власти все это время утверждали, что дело не носит политический характер, материалы эти почему-то в деле оставили. КГБ располагало информацией, что якобы я и Белецкий имеем счета за границей, из которых финансируем радикальную белорусскую оппозицию. В связи с этим Генпрокуратура и КГБ проводили совестные проверки деятельности, как они в этих документах написали, функционеров ТЦ "Весна". Поэтому мне абсолютно очевидно, откуда уши торчат – это уши КГБ.

– Информацию следственным органам Белоруссии о счетах Белецкого предоставили государственные и финансовые органы Литвы и Польши, после чего тамошние чиновники извинялись за свой поступок, некоторые из них даже были уволены. Ожидаете ли вы, что Польша и Литва могут оказать какое-то давление на Белоруссию для пересмотра приговора?

– Мне кажется, вряд ли будет что-то серьезнее. Ну может быть, составление так называемого "списка Беляцкого" – включение должностных лиц, причастных к делу, в списки чиновников, невъездных в Евросоюз. В Евросоюз входит много стран, каждая из которых имеет разные интересы в Белоруссии, либо не имеет их вовсе, поэтому, мне кажется, какого-то единого решения Евросоюза в виде санкций, или чего-то еще, ждать не стоит. Да и власти Белоруссии, прямо скажем, не особо не реагируют на подобные санкции – они сейчас явно ориентированы на Россию, надеясь получить какие-то дивиденды от поддержки проекта Путина по построению евразийского экономического пространства. Лукашенко крайне нуждается в деньгах, и в России, как ему кажется, получить их гораздо проще, чем в Европейском союзе, который обставляет это все разнообразными условиями в области демократии и прав человека – в том числе освобождение политзаключенных.

– Как теперь будет работать ваш правозащитный центр? Какие финансово-экономические возможности у вас есть в Белоруссии для работы?

– Честно говоря, это будет очень проблематично, потому что в приговоре также говорится о конфискации имущества, что может обернуться конфискацией нашего офиса в Минске. Пока еще я не осознал всей глубины проблемы, но очевидно, что это создаст серьезные препятствия для нашей работы. Тем не менее, мы не планируем прекращения своей деятельности.

– Вы чувствуете на себе давление властей?

– Что касается лично меня, то я фигурирую вместе с Беляцким во всех документах КГБ, и абсолютно очевидно, что власти очень желали бы, чтобы я оказался вместе с Беляцким на скамье подсудимых. Уголовное дело в отношении меня тоже возбуждалось, но было прекращено – не хватило незначительной денежной суммы, чтобы упрятать меня за решетку. Сейчас я прохожу лишь по делу об административном, гражданском правонарушении по взысканию якобы укрытых мною налогов. Но давление на нас всех оказывается, потому что до сих пор в нашем Уголовном кодексе есть статья "Криминализированная деятельность зарегистрированных организаций", по которой в любой момент каждый член "Весны" может быть задержан, арестован, лишен свободы. Очевидно, что в таких условиях очень сложно работать, но мы продолжаем это делать, в том числе, как и раньше, проводим прием граждан, помогаем людям, которые стали жертвами политических репрессий, либо нарушений прав человека. Информационная работа не останавливается, сайт наш тоже действует, и по мере сил мы будем продолжать все это делать.

– Есть какие-то судебные перспективы дальше бороться за освобождение Алеся Беляцкого? Будете ли вы оспаривать приговор?

– Безусловно, защита будет подавать кассационную жалобу в Минский городской суд на приговор, который еще не вступил в законную силу. В течение 10 дней жалоба будет подана, и приговор не будет считаться вступившим в законную силу до ее рассмотрения по существу в Минском городском суде. Мы будем предпринимать все правовые меры защиты Алеся и дальше. Другой вопрос – насколько они будут эффективными, потому что, по опыту, дела такого рода в кассационных инстанциях не решаются.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте" на сиранице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG