Ссылки для упрощенного доступа

Царская охота с человеческими жертвами (Барнаул)




Почти три года назад в горах Алтая произошла катастрофа вертолета. Погибли семь человек, в т ч полпред президента в Госдуме Алекс андр Косопкин. Пассажиры вертолета участвовали в браконьерской охоте на горных баранов-архаров, занесенных в Красную Книгу. Журналист из Барнаула Сергей Тепляков освещал ход расследования и суда. А сейчас написал и издал об этом книгу - «Дело «архаровцев». Сергей, какова был замысел этой книги и к каким выводам ты пришел в итоге?

Сергей Тепляков: Я по образованию историк и понимаю, что все является историей, документом. Я когда писал для «Известий» репортажи, понимал, что все надо увековечить. И так по ходу расследования возникло много версий ЧП, якобы это охотники из ружья вертолет сбили, говорили про каких-то девушек, которые якобы были на борту… Все это слухи и дымовая завеса. А с годами таких слухов и версий появится гораздо больше. Я не удивлюсь, если заявят, что это архары напали на охотников, а те их застрелили из самообороны… Чтобы с годами не было наслоений, изменений – вольных и невольных, я постаралсся отразить факты и осмыслить их. В этом событии, как в капле, воды, отражается наш мир, наша жизнь, наша система власти. Которая даже виновных не может наказать! Погиб пятый (по некоторым подсчетам) человек в государстве. Но даже и за гибель такого высокопоставленного чиновника никто не ответил. Кто-то с кем-то связан… Начинается забалтываение, система зарастает тягучим каучуком и ни до кого не может дотянуться… А вдобавок, несколько месяцев спустя, случилась аналогичная катастрофа с вертолетом, на котором находился иркутский губернатор Игорь Есиповский. Если наказывать – то всех, но тогда появляется страшный призрак Закона на территории России. Но, видимо, многим выгодно о нем забыть…Моя книга – это рассказ о том, как людям плевать на законы, на мораль, на все - и что из этого получается. Как за штурвал сел не тот человек, который не должен был за него садиться. Как вертолет отклонился от маршрута и снизился на недопустимо низкую высоту…

Олег Купчинский: Сергей, далеко не всем нравились твои публикации. Анатолий Банных, участник той охоты и тогдашний вице-премьер Республики Алтай, угрожал расправой. Ты был вынужден обратиться в Генеральную прокуратуру. Была какая-то реакция?

Сергей Тепляков: Все, естественно, ушло в песок. Мы это понимали, что так и будет, но Анатолия Николаевича Банных, который говорил разные слова, надо было попридержать. Если бы он сразу после слов осуществил свои угрозы - была бы очевидная связь…

Олег Купчинский: Как ты оцениваешь итоги следствия и суда?

Сергей Тепляков: Когда мы встречались с Анатолием Банных, он заявил, что не стрелял – мол, все свои ружья сдал. Я у него спросил – Анатолий Николаевич, а что вам мешало выстрелить из чужого ружья? Он не нашел, что ответить… Так статья «организация незаконной охоты» - по которой их привлекают, она позволяет им выворачиваться. Может быть, Банных и другие обвиняемые действительно не стреляли. Возможно, бывший вице-премьер отвечал за организацию охоты, подносил патроны и тд. По характеру травм, вероятно, он был на земле… Их надо бы тогда судить за нарушение правил полетов, отклонение гот маршрута… Но второго пилота Колбина в последствии допустили к полетам, значит, не нашли никакой вины. Но все свелось к тому, стреляли или нет. Я еще писал о том, что надо привлекать людей по статье «оставление в опасности». Отключение радиомаячка облекало людей на медленную смерть… Само по себе катастрофа привело отклонение от маршрута…Гибель семи человек вообще не нашла никакой правовой оценки. И статья оставление в опасности – тоже надо было привлечь. Иметь возможность нажать на кнопку и известить Центроспас с помощью маяка – и не сделать этого – облечь людей на медленную смерть. Якобы Колбин не разобрался с маячком. Но человек два года летал на этом вертолете, недавно окончил летное училище и забыл, где кнопка?.. И маячок намеренно не включили перед полетом… В целом, все сделали так, чтобы дать уйти ребятам с минимальными потерями. Если бы не было Косопкина – вероятно, отмазались бы…

Олег Купчинский: У тебя остались вопросы после этой истории? Какие основные?

Сергей Тепляков: Масса вопросов, я же представляю себе только канву. Мне интересная даже не сама история. Сколько то, что высвечивается, словно под лучом прожектора. И стало видно, что творится – угробили семь человек, технику на миллионы, пятого человека в государстве – и ничего! Вот Банных говорит – когда ему позвонил Косопкин и попросил организовать охоту, он не смог отказаться. От просьб чиновников такого ранга, мол, не отказываются. Не вопрос, понятно. Но ты лети туда, когда можно, и охоться на тех животных, на которых можно охотиться. И останешься жив-здоров. И если, не дай бог, что-то случится, тебе не стыдно будет нажать на кнопку маячка и попросить о помощи. Вот и все. Вот об этом история…
XS
SM
MD
LG