Ссылки для упрощенного доступа

Финансовый аналитик Андрей Сотник - об иске Олега Дерипаски в Швейцарии


Андрей Сотник
Андрей Сотник
Владелец "Русала" Олег Дерипаска подал иск в Федеральный уголовный суд Швейцарии против совладельца "Интерроса" Владимира Потанина и других лиц по делу о возможном отмывании денег в ходе обратного выкупа акций ГМК "Норникель" весной 2011 года и сделок с трейдерской группой Trafigura.

Об иске сообщил сам Дерипаска в интервью швейцарскому журналу ECO. Иск был подан также против адвоката Ханса Бодмара, бывшего члена совета директоров банка Hyposwiss, который, как считает истец, был задействован в схеме по отмыванию денег. Сделка якобы была проведена через ряд офшорных компаний "Интерроса", у которых были счета в швейцарском банке Hyposwiss – цюрихском филиале банка Kantonalbank. По оценке "Русала", в результате обратного выкупа акций потери "Норникеля" составили более 1 млрд швейцарских франков. Дерипаска утверждает, что этот миллиард Потанин "положил себе в карман".

Можно ли сравнить предстоящий в Швейцарии процесс с тем судом, который идет сегодня в Лондоне между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем? На этот и другие вопросы в интервью Радио Свобода отвечает финансовый аналитик Андрей Сотник.

– Совсем недавно вы прогнозировали: российские олигархи все чаще будут судиться друг с другом на Западе. Иск Дерипаски подтвердил ваш прогноз. Чем, на ваш взгляд, объясняется эта неожиданная любовь к западному правосудию?

– На мой взгляд, политическая ситуация в России меняется. Режим утрачивает стабильность. Поэтому все приближенные к правящей группировке олигархи любыми доступными им средствами стремятся легализовать нажитое непосильным трудом. А западный суд, среди прочих его прелестей, отличное средство для легализации. В этом смысле и лондонский суд, и швейцарский – равнозначные инструменты.

– Причина понятна. Но был ли какой-то конкретный повод, который подвернулся под руку Олегу Дерипаске?

– Думаю, дело Банка Москвы. Я уже говорил о том, что сделка по переходу Банка Москвы к новому номинальному собственнику была выполнена топорно и поэтому сюжет, связанный с Банком Москвы, обязательно будет иметь продолжение. Напомню, речь шла о покупке верфей Nordic Yards (в Варнемюнде и Висмаре) через кипрский и швейцарский офшоры при участии господ Юсуфовых – младшего и старшего. Позже – в апреле 2011 года – под залог этих немецких верфей была приобретена пятая часть акций Банка Москвы. Вот и настало время для продолжения скандалов.

– Какая связь?

– Объясню. Но для начала замечу, что все без исключения зарубежные судебные процессы являются для нас – граждан России – единственным источником правдивой информации. А теперь о связи. Весьма вероятно, что и история из жизни денег, полученных вне российских просторов от обратного выкупа акций "Норникеля", могла иметь отношение к суете вокруг Банка Москвы. Вот факты.

6 июня 2011-го года в цюрихский Hyposwiss Private Bank Ltd вошли два новых руководителя – Ханс Бодмер (Dr. Hans Bodmer) и Адольф Реал (Adolf E. Real).

Этот же господин Бодмер и этот же банк Hyposwiss имели самое прямое отношение к сделке по покупке верфей Nordic Yards.

Далее. "Норильский никель" сегодня – крупнейший заказчик немецких верфей при строительстве ледоколов и танкеров для России.

И, наконец, как утверждается в иске "Русала", и указанный швейцарский банк, и имеющий огромные проблемы с американским правосудием адвокат Бодмер имели самое непосредственное отношение к сделке обратного выкупа акций "Норникеля".

– Но пока никем не доказано, что между этими фактами есть причинно-следственная связь.

– Безусловно, точки над "i" расставит исключительно швейцарский суд. Но уже сегодня можно предположить, что какая-то часть из вырученного "норильского" миллиарда могла быть использована кем-то (имена может назвать только суд) и в операциях, связанных с покупкой акций Банк Москвы, и в операциях, имеющих отношение к немецким верфям. Да и в других, не имеющих никакого отношения к развитию комбината "Норильский никель". Получается, с экономической точки зрения, весьма занятная ситуация. Сделку проводит одна группа российских олигархов, а "дербанят" деньги многие другие. И все происходит исключительно за рубежом.

– Много ли общего окажется в двух процессах – "Дерипаска против Потанина" и "Абрамович против Березовского"?

– Общее, безусловно, есть. Умопомрачительные суммы, заработанные на российских фабриках, заводах и месторождениях, как утверждается, "уводятся" из российской экономики, распределяются и используются вне границ Российской Федерации. И в Англии, и в Швейцарии могут обнаружиться систематические факты проведения сделок без уплаты каких бы то ни было налогов в российскую казну.

И еще одно сходство. Самое печальное в том, что отечественные власти, даже получив первоклассные доказательства того, что деньги из страны были уведены, не пытаются и вряд ли попытаются в ближайшем будущем предъявить на эти капиталы свои права. С единственной целью – вернуть их в российский бюджет. В результате все незаконно уведенные из России деньги будут легализованы.

Проигравшими в подобных ситуациях оказываются не олигархи, провалившиеся в западных судах, а граждане России. Единственный способ защитить их интересы – это заставить российское государство предъявить в западные суды свои иски в защиту собственного бюджета. Но это в нашей политической ситуации невозможно.
XS
SM
MD
LG