Ссылки для упрощенного доступа

Скромный выбор белорусских олигархов


Здание компании Владимира Пефтиева "Белтехэкспорт". Белоруссия
Здание компании Владимира Пефтиева "Белтехэкспорт". Белоруссия
Источники в правоохранительных органах Белоруссии утверждают, что один из самых богатых людей страны – миллиардер Владимир Пефтиев – скрывается в Объединенных Арабских Эмиратах. По сведениям близких к нему людей, ранее Пефтиев был задержан вместе с еще одни олигархом, владельцем "Трастбанка" Виктором Шевцовым, – однако впоследствии отпущен. Шевцову повезло меньше: он до сих пор остается в следственном изоляторе КГБ, ему вменяются экономические преступления.

"Главный кошелек" семьи президента Александра Лукашенко, как еще называют Владимира Пефтиева, покинул Белоруссию после ареста другого "семейного" олигарха, банкира Виктора Шевцова. Как утверждают источники независимых интернет-ресурсов, Пефтиев вылетел в Абу-Даби в начале ноября и до сих пор не вернулся.

Активы Пефтиева работают во многих отраслях, однако основную прибыль приносит поставка вооружений. Возглавляемая им компания "Белтехэкспорт" – официальный оператор белорусского правительства по внешним поставкам спецтехники. Дочерняя компания – BelTechExport FZE – зарегистрирована как раз в Абу-Даби. Впрочем, в иных географических широтах белорусского олигарха не очень-то и ждут: 20 июня руководители внешнеполитических ведомств стран ЕС включили Пефтиева и его компании "Белтехэкспорт", "Белтелекоммуникации" и "Спорт-пари" в "черный" список, запретив бизнесмену въезд в Евросоюз и заморозив его активы в европейских банках. Пефтиев подал четыре иска против Совета ЕС с требованием отменить решение, однако никаких результатов по его запросам пока нет.

Руководитель Агентства журналистских расследований, основатель и главный редактор интернет-газеты "Ежедневник" Сергей Сацук говорит, что сведения о нынешнем месте нахождения и статусе Пефтиева усиленно скрывается:

– Мы эту информацию получили еще месяца три назад, но не смогли ее нигде подтвердить официально. Когда появились сведения о задержании Шевцова, то, по нашей информации, вместе с ним был задержан и Пефтиев. Так вот Пефтиева на следующий день отпустили, а Шевцова – нет. Но подтвердить это мы не смогли, поэтому ничего не давали. Но я не думаю, что это побег: скорее всего, некоторое время там отсидится, да и все, – считает Сергей Сацук.

Председатель наблюдательного совета "Трастбанка" Виктор Шевцов – еще один представитель десятки самых успешных и влиятельных белорусских бизнесменов. Впрочем, и он успел получить свою порцию критики от международного сообщества. В августе 2004 года американская администрация обвинила "Инфобанк" (прежнее название "Трастбанка") в игре на стороне иракского режима Саддама Хусейна. Банк Шевцова был участником программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", но прославился не на ниве помощи простым жителям Ирака, а в отмывании денег. Именно это и было озвучено в докладе Госдепартамента США и ЦРУ в разделе о незаконной торговле оружием с Ираком. МИД Белоруссии провел проверку деятельности банка и не выявил никаких нарушений. В 2005-м акционеры "Инфобанка" приняли решение о переименовании учреждения в "Трастбанк".

Обновленный "Трастбанк" имеет интересы в разных сферах: от банковской деятельности и машиностроения до строительства в Латинской Америке. Именно проекты в Венесуэле, как утверждают знающие Шевцова люди, и стоили ему свободы. По мнению аналитиков, арест в начале ноября может быть связан с противостоянием банкира с Виктором Шейманом, единственным соратником Лукашенко, оставшимся рядом с ним с 1994 года. Шейману, курирующему венесуэльское направление, почему-то не понравилась фирма Шевцова "Белзарубежстрой", которая занимается строительством в Венесуэле. Шевцова обвинили в том, что якобы кто-то поймал белорусских строителей при попытке украсть несколько тонн арматуры.

Однако экономический обозреватель Марк Бернштейн считает смехотворной попытку навесить на банкира воровство строительных материалов. Он уверен, что власти решили основательно прошерстить своих "меценатов":

– Понятно, что причина его задержания не в двух тоннах арматуры, а в каких-то внутренних взаимоотношениях в среде людей, которые распоряжаются деньгами нынешнего режима. Потому что банк абсолютно карманный, для обслуживания строительных фирм, которые возводят кучу разных объектов как в Белоруссии, так и за рубежом. Честно говоря, его функции в стандартную банковскую деятельность не очень хорошо вписываются, хотя если просто взять его баланс, то видно, что прибыль растет. Впрочем, она может расти, может падать, но это никак не влияет на деятельность банка, поскольку он создавался не для того, чтобы зарабатывать большие деньги. Это просто карманный банчик. А когда речь о карманном банке, обслуживающем интересы людей, которые его организовали, то какая раница, какие у него активы, какая у него прибыль и какой у него капитал? Он не для этого создан, – уверен Марк Бернштейн.

Богатые люди Белоруссии не любят фигурировать на публике. "Ежедневник" – единственное издание, которое на основании открытых и с трудом добытых данных публикует рейтинг самых успешных людей страны. Однако, как говорит Сергей Сацук, такая слава бизнесменов совсем не тешит, наоборот – напрягает:

– Когда мы публиковали рейтинг, очень многих бизнесменов это просто пугало: уберите меня, это не мой актив, президент увидит – плохо будет. В действительности многие свои активы бизнесмены регистрируют на подставных лиц. Мы им доказываем: хоть это и подставное лицо, но это ваш капитал. Им все равно: сами понимаете, в какой стране мы живем и т.д. То есть, они понимают, особенно приближенные к президенту, что президент может дать команду на "раскулачивание". Грозили нам судом! Был случай с бизнесменом-спортсменом, который получил какие-то льготы от президента, организовал хороший бизнес, заработал миллионы. Но боится, что президент узнает, как приближенные зарабатывают, боится, что скажет – пусть поделится. А у нас действительно очень часто власти вынуждают бизнесменов делиться. То есть, лишние проблемы. В рейтингах мы указываем только активы, еще хотели бы оценивать состояние, но боимся судов. Скажем, что у бизнесмена миллиард, от этого же репутация не страдает, какой тут суд, но они категорически не хотят, чтобы назывались суммы – сколько у них денег, какое у них богатство и т.д. – считает Сергей Сацук.

Обвинение в экономических преступлениях – самый простой способ опустить благополучных людей на землю. Через белорусские тюрьмы прошли десятки крупных бизнесменов страны, счет побывавших за решеткой средних и мелких предпринимателей идет на сотни. После освобождения только единицы рискуют вновь взяться за старое, абсолютное большинство предпочитает начинать с нуля за пределами Белоруссии.
XS
SM
MD
LG