Ссылки для упрощенного доступа

Этническая карта России


Ирина Лагунина: В последние несколько недель по новостным агентствам активно ходило одно сообщение. Цитирую по агентству ArcticUnivers: «Эвенкийская община «Орон», основное занятие которой – разведение оленей, судилась с полицейскими. Весной нынешнего года ОВД Северобайкальского района аннулировал у эвенкийской общины «Орон» разрешения на хранение огнестрельного оружия». Проблема в том, что этим оружием эвенки защищали своих оленей. А после того, как ружей не стало, хищники задрали 28 оленей. Суд встал на сторону полиции и не увидел связи между отнятыми ружьями и погибшими животными. Мы продолжаем цикл «Этническая карта России». Речь пойдет об эвенках. В беседе участвуют сотрудники Института Этнологии и антропологии РАН, профессор Сергей Арутюнов и Анна Сирина. Беседу ведет – Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Анна Анатольевна, почему из целого ряда самоназваний выбрали именно этот этноним – эвенки?

Анна Сирина: Это очень интересный вопрос. Получается так, что это самоназвание было свойственно многим родовым, родоплеменным группам. Как раз были проведены исследования в начале 20 годов и корифеи тунгусоведения Василевич и Широкогоров отмечали, что самоназвание эвенки известны на территории всей Сибири и Дальнего Востока. Широкогоров сомневался в том, можно ли использовать это самоназвание как общее для всех групп, потому что в Забайкалье тунгусам было свойственно наименование орочи. Но было принято решение дать такое новое название. Это было, мне кажется, составной частью новой советской национальной политики в ряду отмены сословий, утверждения термина "гражданин", создания автономных округов, республик и так далее. Вообще для эвенков характерна такая особенность, как смена имени на протяжении жизни одного человека или прозвища. Поэтому может быть эта адаптационная способность, заложенная в культуре, помогла принять это новое названия. Потому что не везде прижились новые названия. Чукчи, Сергей Александрович лучше расскажет о чукчах, у них было другое самоназвание, но оно не прижилось.

Игорь Яковенко: Замена тунгусов на эвенков - это такой образец еще в советское время политкорректности.

Анна Сирина: Это образец конструктивисткой политики, государство пыталось по-новому вложить в новые ячейки, в новые ниши эти народы, переконфигурировать их. Потому что тунгусы – это понятие более широкое, термин этот включал этноним ламутов, дореволюционных орочонов, очень много.

Игорь Яковенко: Сергей Александрович, эвенки населяют совершенно невероятно огромную территорию от Енисея до Охотского моря. Практически нигде не составляют большинства, живут вперемешку с русскими, якутами, бурятами и многими другими народами. Как при таком дисперсном населении эвенки сохраняют свою культуру, язык, этническое самосознание? Какова формула эвенкийской этнической идентичности?

Сергей Арутюнов: Эвенки живут даже шире, чем вы сказали, они живут от Приобья. Группы эвенков живут даже на левом, на западном берегу Оби, там они тоже встречаются. Так что практически вся Сибирь – это этническая территория эвенков, кроме самых южных сельскохозяйственных районов. А как они сохраняют? Именно потому и сохраняют, что они живут вне сельскохозяйственных районов Сибири, что их хозяйство совершенно иное, чем хозяйство большинства других групп. Они подвижны, для них охота - это основное содержание жизни. Они чтят оленя, но оленя они используют иначе, чем, скажем, чукчи или саамы, прежде всего как транспортное животное, как подспорье в их охотничьем промысле. И на всем этом огромном пространстве, они живут не на всем пространстве, они не рассыпаны по всему, они на нем живут вкраплениями в тех местах, где имеются подходящие для их образа жизни ниши. То есть имеются места, где они могут поставить стойбище, где они могут найти своим не очень многочисленным оленям приличное пастбище и где угодья позволяют хорошую охоту, как лесную охоту, так и пушную охоту. Тайга не вся такая, в тайге только отдельные кусочки отвечают всем этим требованиям. Вот так они и живут. Действительно, это уникальный народ, нет другого народа в мире, который бы был расселен на таком огромном расстоянии разные группы на такой огромной площади и действительно был бы так повсюду в меньшинстве.

Игорь Яковенко: В продолжение темы, которую обозначил Сергей Александрович, Анна Анатольевна, вот эти лакуны мест, пригодных для проживания эвенков, которые являются действительно кочевым народом, охотники-оленеводы, вот эти места пригодные для традиционного природопользования эвенков, они, начиная со второй половины 20 века, стремительно сокращаются в связи с индустриальным освоением этой территории. По этому традиционному укладу по этим лакунам мест, пригодных для проживания эвенков, достаточно тяжело проехался БАМ, освоение месторождений Восточной Сибири. И в этой связи у меня к вам вопрос: эвенки живут на территории 10 субъектов федерации, там действуют различные законодательства, которые касаются защиты интересов малых народов Севера. Можно ли выделить те регионы, где созданы благоприятные и, соответственно, неблагоприятные условия для развития и сохранения эвенкийского этноса?

Анна Сирина: Поскольку так широко они распространены в 10 субъектах, само социально-экономическое положение этих субъектов разное и, соответственно, разное число народов Севера малочисленных, которые проживают в них, и по-разному они субсидируются как федеральным правительством, так и местными правительствами, ситуация действительно различается. На мой взгляд, одна из лучших ситуаций, насколько мы можем говорить о лучшей ситуации, там, где есть национальная республика – это республика Саха Якутия, я имею в виду, потому что там живут не только эвенки, но и другие малочисленные народы Севера, долганы, юкагиры, эвены. И кроме того, потому что ситуация там такова, что правительство Якутии поддерживает линию на формирование единой якутской нации. И поэтому для них, мне кажется, очень важно состояние малочисленных народов. В конце 90 - начале 2000 годов Якутия была вместе с Ямало-ненецким, Ханты-мансийским округом форпостом в деле признания прав малочисленных народов Севера. В Якутии это было, мне кажется, потому что это национальная республика, а в Ханты-мансийском и Ямало-ненецком округе, потому что там нефтегазодобыча. Вообще ситуация с положением эвенком, о которых мы говорим сегодня, лучше там, где меньше влияния этого государства, где они живут сами по себе в тайге, в лесотундре, тундре. Важна общая социально-экономическая ситуация, не столько, сколько законы.

Игорь Яковенко: Вы назвали три субъекта федерации, которые являются самыми богатыми - это Ханты-мансийский, Ямало-ненецкий и республика Якутия, просто самые богатые республики и субъекты федерации во всей Сибири. Поэтому неудивительно, что от щедрот можно немножко на национальное самосознание посягнуть.

Анна Сирина: Я поясню свою мысль: Амурская область, она не так богата как Якутия соседняя или Ханты-мансийский округ, но поскольку там она была колонизована позже, отдельные группы золотодобытчиков работали, сохранялись большие пространства тайги, то там соответственно уклад жизни, быта сохранялся лучше. Амурская область - это та область, где язык эвенков сохраняется наряду с Эвенкией, сохраняется в наилучшей степени.

Игорь Яковенко: В продолжение этой темы: известно, что с 1930 по 2008 год в России существовал отдельный Эвенкийский автономный округ. С 1 января 2007 года он перестал быть самостоятельным субъектом федерации. Как это отразилось на этнической судьбе эвенкийского народа?

Сергей Арутюнов: Прежде всего я должен сказать, что ликвидация субъектов федерации – это противоправное мероприятие, его можно приравнять к такому частичному государственному перевороту. Это действие преступное, скажу без всяких обиняков. Всюду, началось это с Коми-пермяцкого округа, нигде вы не услышите от образованной интеллигентной части населения, которое является ведущим слоем в любом народе, в любом этносе, вы не услышите доброго слова об этих административных волюнтаристских преобразованиях. Конечно, отмена и Эвенкийского округа, и Бурятского Агинского или Усть-ордынского округов, и других округов, всюду это негативно воспринимается, всюду это дает негативный результат, прежде всего развязывает руки хищническому освоению, или использованию, или разграблению местных ресурсов, наступлению на права коренного населения, пренебрежения его культурными интересами и так далее. Вот это все однозначно.

Анна Сирина: Ссылаются на то, что в округе проживают лишь около 11% эвенков Российской Федерации. Но мне кажется, в дополнение к Сергею Александровичу, что вот это объединение округов - это знак того, что на эту землю придут промышленники. Правда, после этого была попытка строительства Туруханской ГЭС в Эвенкии, которой резко воспротивилось все население, причем не только Эвенкии, но и Красноярского края в целом. Я думаю, такая попытка могла бы не состояться, если бы округ не потерял свой статус.
XS
SM
MD
LG