Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Виталий Портников - о руке Москвы в самопровозглашенных республиках


Виталий Портников
Виталий Портников
На выборах президента самопровозглашенной республики Приднестровье лидирует кандидат от оппозиции, бывший спикер парламента республики Евгений Шевчук. Кандидат Анатолий Каминский, поддержанный Москвой, идет вторым, а действующий президент республики совершенно неожиданно для себя занимает третье место. О ситуации в Приднестровье, о влиянии России на политику в самопровозглашенных республиках на территории бывшего СССР и о перспективах этих республик говорит международный обозреватель Радио Свобода, эксперт по постсоветскому пространству Виталий Портников:

– Все самопровозглашенные республики на постсоветском пространстве – и Абхазия, и Южная Осетия, независимость которых признана Кремлем, и Приднестровская Молдавская республика, которая остается непризнанной – живут на российские деньги. Без российских денег у этих образований нет никакого шанса экономически просуществовать хотя бы несколько дней. Российский бюджет является основой для экономического функционирования этих самопровозглашенных республик, он обеспечивает хоть какую-то социальную стабильность. Большинство жителей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, включая руководителей этих самопровозглашенных образований, являются гражданами Российской Федерации, об этом тоже не стоит забывать.

– Зачем тогда Кремлю устраивать такие сложные политические перетряски? Скажем, зачем ему отказываться от Смирнова, ставить на какого-то нового кандидата, если все равно все зависит от Москвы?

– В российских регионах, как вы знаете, губернаторы правят, получая ярлык от верховной власти, от президента России, так же, как это было некогда в Золотой орде – русские князья получали ярлык на княжение от хана. В самопровозглашенных республиках ситуация несколько другая, она напоминает развитый феодализм: когда в таких республиках появляется некий сеньор, хозяин положения, его избирают сами жители той или иной территории, и этот человек становился вассалом верховного правителя. То есть верховный правитель изначально имеет дело с теми, кто выдвигается народом этой территории. Москва сейчас хочет изменить такой порядок вещей на золотоордынский. Она хочет давать ярлык на княжение и в Абхазии, и в Южной Осетии, и в Приднестровье. Как мы знаем, в Абхазии в 2004 году это привело к острейшему конфликту между Кремлем и населением Абхазии, которое проголосовало за Сергея Багапша, в то время как Москва пыталась навязать другого кандидата, Рауля Хаджимбу. Абхазы выстояли в том противостоянии. Сейчас похожую ситуацию мы видим в Южной Осетии. Мы с вами прекрасно понимаем, что большинство жителей этой республики избрали своим руководителем Аллу Джиоеву, однако Кремль делает все возможное, чтобы главой государства стал московский ставленник.

В Приднестровье такая же ситуация. В Кремле решили, что Смирнов больше не нужен, и функция приднестровцев должна была свестись лишь к одобрению нужной кандидатуры. Но тут, как мы понимаем, возникло противоречие, потому что Смирнов, который все контролирует в этом образовании, не смирился с таким решением, решил снова баллотироваться в президенты и проиграл. Теперь он пытается выстоять, используя административные рычаги. Однако и кандидат Кремля, господин Каминский, как мы видим, не является фаворитом в президентской гонке. Является ли лидирующий на выборах Шевчук пророссийским политиком? Несомненно. Так же, как и Алла Джиоева. Потому что у этих республик нет другого вектора развития. Для этого понадобились бы совершено другие возможности, другие политические ориентиры, не только самих кандидатов, но и населения.

– Наблюдатели говорят о том, что население Южной Осетии из-за всех манипуляций российского руководства начинает испытывать некие антироссийские чувства. В целом, череда подобных решений Москвы может вызвать коренное изменение отношений в самопровозглашенных и полностью зависящих от России республиках?

– Сегодня, как мы знаем, большинство абхазов являются сторонниками независимости республики, а не присоединения ее к России, и воспринимают Абхазию именно как некий самостоятельный организм. Возможно, с точки зрения людей, живущих в Грузии, это является политическим заблуждением, но мы должны четко понимать, что в Сухуми люди мыслят иначе, чем в Тбилиси, но и иначе, чем в Москве.

Безусловно, югоосетинские, приднестровские выборы могут привести к тому, что и в Цхинвали, и в Тирасполе люди начнут мыслить иначе, чем в Тбилиси, Кишиневе и, конечно, в Москве. И это было бы очень важным, положительным результатом исхода этих избирательных кампаний. Потому что в демократически развивающемся обществе рано или поздно возникает понимание того, что нужен диалог с соседями. Даже если эти соседи считают тебя частью своей территории. Те, кто не бывал в Приднестровье, даже представить себе не могут, что это такое. Это прыжок назад на 40 лет. Это воплощенный Советский Союз даже не 80-х, а 70-х годов. Это непередаваемо и абсолютно бесперспективно. То есть там можно просто жить на российские деньги, но нет никаких шансов на развитие вообще. И это катастрофа, потому что даже бедная, с трудом находящая свое место в современном мире, испытывающая серьезные политические проблемы республика Молдова, и та кажется совершенно другим миром по сравнению с соседним Приднестровьем.
XS
SM
MD
LG