В Москве, в Доме русского зарубежья, состоялся вечер встречи с Юрием Любимовым. Вечер приурочили ко дню рождения Александра Солженицына, но провели чуть позже. Любимов говорил не только о Солженицыне.
На вечер Юрий Любимов пришел вовремя, безукоризненно элегантный, в черном костюме, белой рубахе и белым нагрудным платочком. Сразу же сам сообщил, что это именно платочек, а не белая ленточка, тем самым, показал, что знает о событиях, происходящих в стране, но больше к теме митингов не возвращался. В основном, ему пришлось отвечать на вопросы, касающиеся прошлого и встреч с великими людьми, но Любимов отвлекался на воспоминания о том, как он бодался с советскими чиновниками.
Впрочем, слова "отвечал" и "рассказывал" тут не вполне уместны. Юрий Любимов разыграл целый моноспектакль, состоящий из серии миниатюр, он очень смешно изображал своих собеседников, по-актерски точно имитируя особенности их речи. То, что Любимов мастерски показывает Сталина, все знают, оказалось, что с не меньшим блеском он может выступать в ролях Брежнева, Андропова или Микояна.
Серьезные жанровые сценки были посвящены Александру Солженицыну, Борису Пастернаку, академику Капице, Всеволоду Мейерхольду, Николаю Эрдману, Сергею Аверинцеву, Федору Абрамову. Каталина Любимова заметила, что ее муж произвольно меняет заданную тему, потому что у него "ассоциативное мышление". Юрий Петрович немедленно парировал: "Катя "шьет" мне ассоциативное мышление", чтобы не сказали, что я – сумасшедший".
На самом деле, Каталина права. Все последние спектакли Театра на Таганке поставлены Любимовым по собственным инсценировкам, выполненным в жанре "свободной композиции". Этот художественный прием выдающийся режиссер использует не только на сцене, но и в общении с аудиторией. Возвращаясь к современности, Любимов говорил о необходимости внедрения контрактной системы в театрах, мотивируя это тем, что в противном случае у режиссера нет никаких рычагов воздействия на труппу. На вопрос Радио Свобода, видел ли он фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", и как относится к идее скрыть под портретной маской лицо живого актера, Любимов ответил:
– Это странная история, о которой и говорить-то не стоит. Зачем мучить артиста, чтобы он был похож на Высоцкого, когда жива память о нем, когда есть миллионы людей, которые его помнят. Это, наверное, было сделано из желания показать: вот он был гоним, а теперь – смотрите, какая свобода! Это просто жест, а я холоден к жестам.
Юрий Петрович готовится приступить к работе над оперой "Князь Игорь" Бородина в Большом театре и рассказал об этом:
– В Большом театре – новый художественный руководитель, дирижер Василий Синайский, с которым я работал когда-то на Западе над "Пиковой дамой". Тогда газеты писали, что готовится страшное надругательство над "нашим Чайковским". Вы, наверное, помните этот скандал. А премьера "Князя Игоря" должна состояться в конце 2012 года. Но уже в конце января – начале февраля я должен сдать костюмы, макет, новую музыкальную редакцию. Это рыхлая опера, к ней разные композиторы руку приложили (и Римский-Корсаков, и Глазунов), потому что при жизни Бородин часть партитуры не сделал. Нужно собрать все, что было (а часто это в клавире, не в партитуре), и я просил помочь мне композитора Владимира Мартынова, потому что надо делать оркестровки. Хорошие, сильные танцы половецкие, но я договаривался с Юрием Григоровичем, чтобы он сделал новый вариант. Жду от него ответа. Все это сложная работа. Но, раз я взялся, я постараюсь сделать все добротно. Параллельно буду работать над "Бесами". Я их хотел ставить в Театре на Таганке, читал свою инсценировку труппе. Но теперь это будет в другом театре. Я готов к работе – такой, как на Западе. Оперный спектакль – за 6-7 недель, драматический – ну, за восемь недель. Важно, чтобы пошло финансирование, потому что своих денег у меня на это нет. Есть у меня Фонд, я буду из него что-то брать, я обязан его употреблять не на свои нужды, а на театральные дела, – сказал Юрий Любимов.
На вечере в Доме русского зарубежья выяснилось, что Любимов поставит "Бесов" не во МХТ имени Чехова (как предполагалось), а в театре имени Вахтангова, в котором сам Любимов начинал молодым артистом. Премьера намечена на март 2012 года.
На вечер Юрий Любимов пришел вовремя, безукоризненно элегантный, в черном костюме, белой рубахе и белым нагрудным платочком. Сразу же сам сообщил, что это именно платочек, а не белая ленточка, тем самым, показал, что знает о событиях, происходящих в стране, но больше к теме митингов не возвращался. В основном, ему пришлось отвечать на вопросы, касающиеся прошлого и встреч с великими людьми, но Любимов отвлекался на воспоминания о том, как он бодался с советскими чиновниками.
Впрочем, слова "отвечал" и "рассказывал" тут не вполне уместны. Юрий Любимов разыграл целый моноспектакль, состоящий из серии миниатюр, он очень смешно изображал своих собеседников, по-актерски точно имитируя особенности их речи. То, что Любимов мастерски показывает Сталина, все знают, оказалось, что с не меньшим блеском он может выступать в ролях Брежнева, Андропова или Микояна.
Серьезные жанровые сценки были посвящены Александру Солженицыну, Борису Пастернаку, академику Капице, Всеволоду Мейерхольду, Николаю Эрдману, Сергею Аверинцеву, Федору Абрамову. Каталина Любимова заметила, что ее муж произвольно меняет заданную тему, потому что у него "ассоциативное мышление". Юрий Петрович немедленно парировал: "Катя "шьет" мне ассоциативное мышление", чтобы не сказали, что я – сумасшедший".
На самом деле, Каталина права. Все последние спектакли Театра на Таганке поставлены Любимовым по собственным инсценировкам, выполненным в жанре "свободной композиции". Этот художественный прием выдающийся режиссер использует не только на сцене, но и в общении с аудиторией. Возвращаясь к современности, Любимов говорил о необходимости внедрения контрактной системы в театрах, мотивируя это тем, что в противном случае у режиссера нет никаких рычагов воздействия на труппу. На вопрос Радио Свобода, видел ли он фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", и как относится к идее скрыть под портретной маской лицо живого актера, Любимов ответил:
– Это странная история, о которой и говорить-то не стоит. Зачем мучить артиста, чтобы он был похож на Высоцкого, когда жива память о нем, когда есть миллионы людей, которые его помнят. Это, наверное, было сделано из желания показать: вот он был гоним, а теперь – смотрите, какая свобода! Это просто жест, а я холоден к жестам.
Юрий Петрович готовится приступить к работе над оперой "Князь Игорь" Бородина в Большом театре и рассказал об этом:
– В Большом театре – новый художественный руководитель, дирижер Василий Синайский, с которым я работал когда-то на Западе над "Пиковой дамой". Тогда газеты писали, что готовится страшное надругательство над "нашим Чайковским". Вы, наверное, помните этот скандал. А премьера "Князя Игоря" должна состояться в конце 2012 года. Но уже в конце января – начале февраля я должен сдать костюмы, макет, новую музыкальную редакцию. Это рыхлая опера, к ней разные композиторы руку приложили (и Римский-Корсаков, и Глазунов), потому что при жизни Бородин часть партитуры не сделал. Нужно собрать все, что было (а часто это в клавире, не в партитуре), и я просил помочь мне композитора Владимира Мартынова, потому что надо делать оркестровки. Хорошие, сильные танцы половецкие, но я договаривался с Юрием Григоровичем, чтобы он сделал новый вариант. Жду от него ответа. Все это сложная работа. Но, раз я взялся, я постараюсь сделать все добротно. Параллельно буду работать над "Бесами". Я их хотел ставить в Театре на Таганке, читал свою инсценировку труппе. Но теперь это будет в другом театре. Я готов к работе – такой, как на Западе. Оперный спектакль – за 6-7 недель, драматический – ну, за восемь недель. Важно, чтобы пошло финансирование, потому что своих денег у меня на это нет. Есть у меня Фонд, я буду из него что-то брать, я обязан его употреблять не на свои нужды, а на театральные дела, – сказал Юрий Любимов.
На вечере в Доме русского зарубежья выяснилось, что Любимов поставит "Бесов" не во МХТ имени Чехова (как предполагалось), а в театре имени Вахтангова, в котором сам Любимов начинал молодым артистом. Премьера намечена на март 2012 года.