Ссылки для упрощенного доступа

Россия и ЕС нащупывают компромиссы


К началу саммита Россия-ЕС все готово
К началу саммита Россия-ЕС все готово
Очередной саммит Россия-ЕC состоится 15 декабря в Брюсселе. Такие встречи на высшем уровне проходят два раза в год. По сложившейся традиции, весной или летом стороны собираются в России, а осенью или зимой – на европейской территории.

Небольшая справка Евросоюза, выпущенная в Брюсселе к предстоящей встрече, напоминает, что Россия является третьим по объему оборота из крупнейших торговых партнеров Евросоюза и главным поставщиком газа в ЕС. Двустороннее сотрудничество охватывает четыре "общих пространства", обозначенных в официальных документах: это экономика и окружающая среда, свободa, безопасность и правосудие, внешняя безопасность, а также наука, образование и культура.

Саммит – важное для обеих сторон событие, и у постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова сугубо деловой взгляд на предстоящую встречу:

– Очевидно, что саммит Россия-ЕС в последнее время приобрели достаточно деловой, прагматичный характер. Наверное, трудно считать каждую из этих встреч "историческим событием", но, тем не менее, каждый саммит – это шаг вперед в становлении стратегического партнерства.

И все же, определенная "историчность" момента на нынешнем саммите присутствует. Почти в то же время на министерской конференции в Женеве планируется подписать протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. Значительная часть этого сложнейшего переговорного процесса, длившегося 18 лет, пришлась на торговые отношения с Евросоюзом, и на завершающем этапе ЕС оказал России очень важную поддержку. Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей счел необходимым упомянуть об этом, выступая перед журналистами на встрече стран "двадцатки" в Каннах в начале ноября.

Среди важнейших двусторонних тем предстоящего саммита – переговоры о безвизовом режиме для краткосрочных поездок. Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон 1 декабря, после заседания в Брюсселе Совета министров иностранных дел ЕС, отвечая журналистам на вопрос об этом, высказалась довольно неопределенно:

– Во время последней встречи с министром иностранных дел Сергеем Лавровым в Москве мы, в том числе, начали подготовку к саммиту. Как вы знаете, мы обсуждали то, что называется "общими шагами". В чем их цель? Согласовать технические вопросы. Часто по таким вопросам, как визы, как торговый обмен, обсуждение надо начинать значительно раньше, чем настоящие переговоры. Мы работали над теми вопросами, которые Еврокомиссия должна обсудить еще до переговоров. Мы говорили об этом, и в этом цель саммита.

Похоже, что ответа на вопрос, когда же будут реализованы эти "совместные шаги" у Брюсселя пока нет.

Энергетический диалог – другая важная сфера взаимодействия России и Евросоюза. В уходящем году вступил в действие "третий энергетический пакет" ЕС, призванный сыграть роль антимонопольного инструмента на рынке энергии. Ведущий эксперт брюссельского "Института Восток-Запад" Данила Бочкарев объяснил, как это может отразиться на главном российском монополисте:

– Все будет зависеть от того, как будет воплощаться в жизнь "третий пакет". То есть, останется ли инфраструктура в собственности "Газпрома", или он будет вынужден ее продать. Правительство Литвы решилось на крайний вариант – поддержало позицию Еврокомиссии и хочет заставить "Газпром" продать трубопровод. Второй вариант касается таких элементов, как "Южный Поток". Если "Южный поток" не станет исключением из правил о доступе третьих компаний к трубопроводным мощностям этого газопровода, он будет коммерчески невыгодным и, соответственно, его строительство значительно затруднится. А третий вариант касается "Северного потока". Он сам по себе не подпадает под действие "третьего пакета", так как находится в экстерриториальных водах за пределами ЕС, но на дне моря в Германии он под него подпадает, и для него также придется просить исключения из правил. Но не все газопроводы на территории Германии, которые будут распределять газ из "Северного потока", станут исключением из правил доступа третьих компаний к трубопроводным мощностям, что может представить определенную проблему для последующего расширения мощностей "Северного потока".

В том, что касается внешней политики, Россия и ЕС имеют серьезные расхождения в оценке событий в Ливии и Сирии. Не все гладко складывается и в отношении Ирана, хотя ЕС и Россия неплохо сотрудничали в рамках "иранской шестерки" международных посредников. Речь пойдет и о ближневосточном мирном процессе, в котором позиции сторон во многом совпадают.

С большой долей вероятности можно утверждать, что представители Евросоюза не пройдут мимо ситуации, сложившейся в России после выборов 4 декабря. Кэтрин Эштон дважды за последнюю неделю выступала с заявлениями, выражающими озабоченность Евросоюза нарушениями на парламентских выборах в России и действиями полиции против участников акции протеста после выборов в Государственную Думу.
XS
SM
MD
LG