Ссылки для упрощенного доступа

Плато Укок


Ирина Лагунина: Прокуратура Республики Алтай не нашла нарушений закона в изыскательских работах по проекту строительства газопровода «Алтай» на плато Укок, которые ведет компания Газпром. В прокуратуру обратились экологи из организации «Гринпис» и напомнили, что, по закону, на плато Укок никаких работ вестись не должно, потому что оно является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Кампания Газпром планирует построить газопровод «Алтай» через плато Укок, которое внесено в список Всемирного природного наследия. Само строительство пока не ведется, но начались изыскательские работы. Защитники природы зафиксировали, что на плато работает тяжелая техника – автомобили КАМАЗ и буровой станок на базе гусеничного трактора ТТ-4М. Обратились в прокуратуру республики Алтай, но там нарушений в действиях Газпрома не нашли. Подробнее об этом – корреспондент РС на Алтае Олег Купчинский…

Олег Купчинский: Общественность и экологи республики Алтай обсуждают ответ, который дала прокуратура республики на запрос организации Гринпис. Это ведомство не нашло оснований для принятия мер прокурорского реагирования на продолжающиеся проектные и изыскательские работы на плато Укок в районе прокладки будущего газопровода в Китай. А между тем ЮНЕСКО официально заявила, что прокладка газовой трубы поставит под угрозу уничтожения этот уникальный объект, который включен в список Всемирного природного наследия, а также его флору и фауну. При этом прокуратура признала, что тяжелая техника на плато Укок работает вовсю, но не увидела в этом нарушений природоохранного законодательства. Говорит Алексей Грибков, руководитель экологического общества.

Алексей Грибков: Представители Томсктрансгаза в проекте организации проводят согласования маршрута газопровода, то есть уже к строительству. Еще одно нарушение прямое законодательства - не проводились общественные слушания. Потому что те, которые проводились в 2007 году, Газпром заявил, что это новый проект. Раз новый проект, должны быть общественные слушания, должна быть оценка воздействия на окружающую среду, соответственно, экологическая экспертиза. Ничего этого не проводилось. Проведены изыскательские работы и уже проходят согласовательные процедуры под строительство трассы. Пришли представители проектной организации к директору другого природного парка, предложили подписать документ то, что труба проходит по территории парка. Данный вид хозяйственной деятельности полностью противоречит режимам и задачам этой зоны, но предложили, тем не менее, подписать документ, что он согласен, чтобы труба прошла через эту территорию.

Олег Купчинский: Общественность республики Алтай с тревогой отмечает, что гипотетическая экономическая выгода от газпромовского проекта перевешивает у местных чиновников возникающие серьезные угрозы и проблемы, и потому они либо игнорируют многочисленные обращения местного населения и экологов, либо отвечают обтекаемо и уклончиво. Вот что сказал на встрече с общественностью республики Алтай Евгений Жарковский, сотрудник полпредства президента в Сибирском федеральном округе.

Евгений Жарковский: Это исторический страх алтайцев, корни его известны, в принципе эта резня, которая была устроена в свое и так далее. Но нельзя жить в постоянном вечном страхе. Но а последние события, которые тоже знаете, что вопрос о том, что вести прокладку газопровода сейчас, он реально обсуждается.

Олег Купчинский: Активисты готовят обращение в Президентский совет по развитию гражданского общества. Дело в том, что два месяца назад на Алтае прошло заседание этого совета, там проблема сохранения плато Укок обсуждалась, вошла в итоговый протокол, а глава совета Михаил Федотов обещал проинформировать о ней президента Дмитрия Медведева. Но пока раздаются очередные обещания, техника на плато Укок работает вовсю.

Любовь Чижова: Рассказывал корреспондент РС на Алтае Олег Купчинский. В кампании Газпром, куда я обратилась с просьбой рассказать о ситуации вокруг строительства газопровода Алтай на территории объекта Всемирного наследия, от комментариев отказались. Вот что говорится об этом проекте на официальном сайте Газпрома:

"Стратегия «Газпрома» как глобальной энергетической компании предполагает выход на новые перспективные рынки. Значительный потенциал спроса на российский газ существует в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Китае.
Для реализации поставок указанного объема газа предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай» в уже существующем транспортном коридоре из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско-китайской границы. При строительстве газопровода протяженностью около 2 600 км предполагается использовать трубу диаметром 1 420 мм, а также современные и мощные компрессорные станции, позволяющие с высокой эффективностью и надежностью осуществлять экспортные поставки.
При строительстве газопровода «Алтай», как и при реализации других проектов «Газпрома», особое внимание будет уделено экологическим аспектам.
Компания обладает многолетним уникальным опытом проектировки и сооружения газотранспортных систем в сложных природных условиях, применяя при этом самые передовые и надежные системы защиты, контроля и мониторинга окружающей среды.
На этапе планирования трассы газопровода «Алтай» были рассмотрены все возможные маршруты его прокладки. Окончательный выбор трассы был осуществлен с учетом не только экономики проекта, но и возможных последствий для окружающей среды.
В рамках подготовки Обоснования инвестиций были разработаны разделы «Оценка взаимодействия на окружающую среду» и «Охрана памятников археологии и историко-культурного наследия в зоне строительства газопровода» с учетом статуса природного объекта «Золотые горы Алтая» и правовых возможностей осуществления хозяйственной деятельности на особо охраняемых территориях".

Любовь Чижова: Это данные о проекте строительства газопровода Алтай с сайта кампании Газпром. Руководитель проекта по особо охраняемым природным территориям Гринпис в России Михаил Крейндлин напоминает, что строительство газопровода пока не началось, но утверждает, что в ЮНЕСКО обеспокоены тем, что очередной объект всемирного наследия, располагающийся в России, подвергается опасности….

Михаил Крейндлин: По поводу изыскательских работ. Официально пока реакция ЮНЕСКО на это мы не видели. Мы точно знаем, что информация о них в ЮНЕСКО попала, но в том числе от нас, хотя не только. Мы точно знаем, что планировали официально обратиться к России по этому поводу. Возможно, это обращение и имеет место, официально мы информацию получили. Понятно, это делается дипломатическая акция, которая на этой стадии может быть не публична.

Любовь Чижова: Михаил, почему плато Укок входит в список ЮНЕСКО, в чем его уникальность?

Михаил Крейндлин: Несколько критериев, по которым объекты включаются в список Всемирного наследия. Плато Укок характеризуется несколькими. Первое – это уникальная ландшафтная территория, это территория, которая относительно небольшой площади, включает в себя различные типы ландшафтов, от пустынь, до ледников, гор, степей, болот. Соответственно, это разнообразие обеспечивает обитание там большого количества глобально редких видов, такие как снежный барс, алтайский горный баран, горный гусь, огромное количество культурных, культурно-исторических объектов, курганов. Алтайцы считают это священным местом. Не зря там была найдена принцесса двухтысячелетней давности. Соответственно, это значение и обеспечило включение плато Укок как одного из ценнейших мест на Алтае в список Всемирного наследия.

Любовь Чижова: Почему именно там Газпром собирается строить газопровод "Алтай"?

Михаил Крейндлин: Как это постулируется Газпромом, это официальная версия, что как раз по плато Укок проходит единственный участок непосредственной границы между Россией и Китаем в Западной Сибири. Остальные варианты трассы в той или иной степени затрагивают сопредельные страны, либо Монголию, восточный вариант, либо Казахстан - западный. Мы не видим ничего в этом страшного, оба варианта значительно технически проще и дешевле, потому что не надо протаскивать газопровод на высоте два с половиной километра с тяжелейшими природными условиями. На плато Укок значительную площадь занимает, мерзлота, которая неизвестно как может повести в случае строительства газопровода, серьезных земельных работ.

Любовь Чижова: Насколько я понимаю, прокуратура Алтая встала на сторону Газпрома, когда экологи обратились туда. Каковы ваши дальнейшие юридические действия?

Михаил Крейндлин: Мы обжаловали решение прокуратуры в Генеральную прокуратуру. Потому что мы считаем, что это решение незаконно, основывается на неверных фактах. Представляются неправильные данные, ложные сведения, в частности, в плане того, что работы не велись в зоне ограниченного природопользования, природного парка, зоны покоя Укок. У нас есть официальное письмо, висит на сайте дирекции парка, на которое ссылалась прокуратура Алтая, где он пишет, где эти работы проводились. Есть подтверждающая фотография, там данные космической съемки и так далее. Даже если это не так, все равно работы на территории парка запрещены, потому что на любой территории парка запрещается деятельность, не соответствует задачам. Строительство газопровода к задачам природного парка никак не относится, я уж не говорю нарушении конвенции об охране всемирного культурного природного наследия ЮНЕСКО, о чем недвусмысленно в прошлого году комитет Всемирного наследия Россию предупредил.

Любовь Чижова: Плато Укок - это не единственный объект Всемирного наследия, который находится на территории России, где ведутся незаконные работы. Напомните, где еще?

Михаил Крейндлин: К сожалению, да. У нас 4 объекта Всемирного природного наследия в России, с которыми проблемы. На последней сессии комитета Всемирного наследия поднимался вопрос о состоянии - это в первую очередь озеро Байкал, которое продолжает загрязняться стоками байкальского целлюлозно-бумажного комбинат, с другой стороны, постоянно возникают безумные идеи развития горнорудной деятельности. Второе - это девственные леса Коми, национальный парк Юга-2, там участок незаконно исключен из границ национального парка и там уже начаты работы по разведке и добыче рудного золота. Поэтому загрязняется территория парка, которая даже формально не исключена из границ парка. По этому объекту центр Всемирного наследия, исполнительная структура подготовила предложение по фактическому переводу участка Всемирного наследия в список Всемирное наследие под угрозой, по формальным причинам это решение на прошлой сессии не прошло, хотя было установлено, что действия, необходимые для того, чтобы это решение было принято, уже сделаны. Но тогда еще не было работ, поэтому на следующей сессии, которая пройдет следующим летом в России, в Санкт-Петербурге, велика вероятность, что это решение будет принято, так же как и с Алтаем, когда сессия принимала решение по Алтаю, решение максимально жесткое, что решение о начале строительства газопровода дает основание для перевода в список Наследие под угрозой. Формального решения нет, но работы уже ведутся.
И следующий участок – это Западный Кавказ, Кавказский заповедник, на территории которого планируется строительство горнолыжного комплекса. Для реализации этого проекта уже изменено федеральное законодательство, в частности, по крайней мере, не подписан президентом, но пока не принят думой, одобрен Советом федерации, закон о внесении изменений в закон об особых экономических зонах, которым фактически в закон об особо охраняемых природных территориях внесены изменения, разрешающие строительство горнолыжных комплексов на биосферных полигонах, не только строительство, но и передача территорий в аренду для этих целей. Надо сказать, что на последней сессии комитета Всемирного наследия кроме того, что по этим четырем объектам высказал свою позицию, он высказал еще обеспокоенность тем, что планируется ослабление законодательства, защищающего объекты природного наследия. Ровно это и произошло.

Любовь Чижова: Это был руководитель проекта по особо охраняемым природным территориям Гринпис в России Михаил Крейндлин. Экологи намерены продолжать работу по защите плато Укок от строительства газопровода Алтай – в ближайшее время они собираются пожаловаться на решение прокуратуры Алтая, не нашедшей нарушений природоохранного законодательства при реализации данного проекта, в Генеральную прокуратуру России.
XS
SM
MD
LG