Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Александр Князев - о казахстанской власти и бунте


Александр Князев
Александр Князев
В западных областях Казахстана введен режим чрезвычайного положения из-за произошедших в конце минувшей недели столкновений в городах Жанаозен и Шепте, жертвами которых – после разгона демонстрантов полицией – стали, по крайней мере, 15 человек. Арестованы более ста человек, сожжены около 50 зданий и новогодняя елка на центральной площади. Поводом к беспорядкам стала забастовка местных нефтяников.

Международные организации призывают власти Казахстана воздержаться от излишнего применения силы при наведении общественного порядка. О ситуации в Казахстане рассказывает постоянно работающий в Алма-Ате и Бишкеке политолог, сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев:

– Я думаю, мы имеем дело с сочетанием целого ряда факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Во-первых, налицо конкурентная борьба внутри самой казахстанской политической элиты, поскольку вопрос о преемнике президента остается подвешенным уже достаточно продолжительное время. Во-вторых, мы имеем дело с борьбой между некоторыми представителями политической элиты, за которыми стоят определенные региональные и клановые интересы.

– То есть, эти протесты могли быть спровоцированы еще и какой-то линией политического действия противников Назарбаева?

– Речь не о противниках Назарбаева, а о борьбе в его ближайшем окружении, в котором есть представители различных кланов, каждому из которых хочется большего влияния в будущем, хочется, чтобы представитель данного клана стал преемником Назарбаева. Вот о чем речь. За этим интересом стоит другой интерес, совершенно тривиальный, финансовый. В западном Казахстане достаточно сильные местные кланы, в том числе представители бизнес-кругов, которые хотели бы провести некий передел доходов от добычи нефти. На сегодняшний день "КазМунайГаз" является государственным предприятием с участием китайского капитала и практически все доходы от него разделяются централизовано. То есть речь идет о борьбе за передел нефтедоходов.

Но есть, безусловно, еще и внешние причины, связанные с казахскими оппозиционерами, поскольку информационное сопровождение событий в Жанаозене явно курируется живущим в Лондоне предпринимателем Мухтаром Аблязовым и бывшим зятем Назарбаева Рахатом Алиевым.

– Сами эти работяги, вышедшие на улицы в знак протеста, – они просто пешки, или у них есть какие-то весомые причины для того, чтобы требовать социальных гарантий?

– На самом деле, людей обманули, связав трудовой договор с некими надбавками, коэффициентами к заработной плате. В Жанаозене ведь очень разные нефтяники, например, там очень высокий процент оралманов – казахов, вернувшихся по программе "Возвращение этнических казахов после распада СССР". Это, как правило, наемные рабочие. Рабочие такого уровня в Астане, в Алма-Ате получают на порядок меньше. Оралманы же очень тяжело адаптируются в казахстанском обществе. Есть у них определенные бытовые сложности. Я думаю, что основную массу забастовщиков составляли обманутые люди.

– В чем ошибся Назарбаев? Где его власть не просчитала реакцию людей?

– Только ленивый за последние полгода не писал в казахстанских СМИ о том, что западный Казахстан является наиболее проблемным регионом в стране. Там есть внутриказахские проблемы, связанные с племенами, населяющими западный Казахстан. Там есть депрессивные регионы. Очень высока зависимость жизнеобеспечения региона, в частности, в продовольственном вопросе, от центрального, южного Казахстана и от сопредельных стран – России, Азербайджана. То есть регион сам по себе проблемный, в связи с чем, было, конечно, большой ошибкой затягивание этой проблема. Ее необходимо было решать в самом начале, чтобы не было тяжких последствий.

Другой момент – весьма нелепая, на мой взгляд во многом, информационная политика. Все комментировал происходящее в Казахстане, однако Астана и Алма-Ата, за исключением брифинга прокуратуры, хранили полное молчание. А внятного разъяснения, доступного большинству граждан, не последовало и по сей день.

– Правильно ли я вас понимаю, что, по крайней мере, для казахстанского политического класса и экспертного сообщества случившееся в Жанаозене большой неожиданностью не стало?

– Я думаю, что – нет. Это было ожидаемо. Рано или поздно это должно было взорваться.

– По официальным данным во время этих беспорядков погибли 15 человек. Применение силы со стороны власти, очевидно, было избыточным. Кто-то за это понесет ответственность в Казахстане?

– Я бы не стал говорить о том, что применение силы было избыточным. Есть разные версии. Есть информация о прибытии в Жанаозен группы боевиков, которая, по некоторым данным, и была активом беспорядков, а вовсе не нефтяники. Я думаю, пока преждевременно делать категорические выводы. Что касается ответственности, то реакция Назарбаева и высшего руководства должна была быть более быстрой. И за прошедшие дни, наверное, уже должны были быть озвучены какие-то выводы в кадровом вопросе по этому поводу.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG