Ссылки для упрощенного доступа

Утриш


Ирина Лагунина: Арбитражный суд Краснодарского края признал дорогу к резиденции Управделами Президента, которую планировали построить на территории заказника Утриш в Краснодарском крае, незаконной. Экологи, подавшие иск, называют решение суда сенсационным, и надеются, что планы по строительству очередного «физкультурно-оздоровительного комплекса», как официально зазывается президентская дача, будут окончательно заморожены. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Иск в Арбитражный суд Краснодарского края подала Экологическая вахта по Северному Кавказу. Целью иска было признать незаконным приказ краевого Департамента природных ресурсов об утверждении государственной экологической экспертизы проекта «лесохозяйственной дороги», проходящей через уникальный лес. Дорога, как мы уже не раз рассказывали в наших программах, должна была пройти к очередной президентской даче – физкультурно-оздоровительному комплексу, который хотело построить управделами президента на территории уникального заказника Утриш в Краснодарском крае. Экологи долго боролись за то, чтобы Утришу придали статус заповедника. Что и случилось в 2010 году. Правда, из состава заповедника вывели особо ценные земли – прямо в его центре, там и планировали строить очередной президентский дворец. О значении судебной победы, признавшей незаконным строительство дороги, говорит руководитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха…

Андрей Рудомаха: Ситуация достаточно долгая. Был этот проект дороги к президентской даче на Утрише, которую для маскировки называли противопожарной лесохозяйственной дорогой. Тогда эту дорогу пытались построить без всякой экспертизы, что было грубым нарушением закона, это столкнулось с сопротивлением общественности, которую была вынуждена поддержать прокуратура, милиция, Росархнадзор и строительство дороги закрыли. После этого, поняв, что так нахрапом построить ее не получается, власти решили провести экспертизу экологическую дороги. На всех этапах проведения все это делалось так же незаконно. Была фальсифицирована процедура общественных слушаний, когда в зал нагнали чиновников, работников муниципальных служб и не пустили общественность. Даже Всемирный фонд дикой природы, который готовил проект заповедника, по которому эту дорогу собрались строить.
После этого, когда появились материалы этой дороги в открытом доступе при подготовке слушаний, мы провели общественную экспертизу экологическую этого проекта, которая ясно показала, что строительство недопустимо. Материалы экспертизы направили везде, во все органы, в том числе в департамент природных ресурсов Краснодарского края. После этого департамент проводил свои экспертизу экологическую. При этом он не оповестил Экологическую вахту, что он проводит, и другие организации, экспертиза делалась тайно. Кроме того им не была учтена наша общественная экспертиза, что было обязательным условием по закону. Когда это все произошло, мы оспорили в Арбитражном суде Краснодарского края. В первой инстанции суд не признал наши требования обоснованными. Мы это оспорили в кассационной инстанции. В итоге рассмотрение этого дела было возвращено в суд первой инстанции. И он, вновь рассмотрев наше исковое заявление, удовлетворил его. Тем самым сейчас экспертиза, проведенная департаментом природных ресурсов Краснодарского края, является незаконной. И если что-то хотят строить на Утрише, им придется по-новой проводить процедуру общественных слушаний, проводить по-новой экспертизу и в этот раз они обязаны будут учесть результаты нашей экспертизы.
Таким образом, сейчас строительство данной дороги заблокировано достаточно на долгий срок.

Любовь Чижова: Но вообще удивительно, что суд принял такое решение. Как вы думаете, почему это произошло?

Андрей Рудомаха: Сложно сказать. Мы, честно говоря, готовились, что повторно все по тому же кругу пойдет, тем не менее, все-таки это случилось. Не знаю, честно говоря, для нас самих это загадка, потому что суды у нас в стране давно уже не являются независимыми, они полностью подконтрольны властям. Бывают таки чудеса, что иногда они принимают справедливые решения.

Любовь Чижова: В чем важность этой победы, как это все может отразиться на судьбе Утриша?

Андрей Рудомаха: Ситуация такова, что дачу не могут строить, пока не начато строительство этой дороги. Когда с нами встречались представители фонда, которые нас сначала пытались купить, потом угрожали, они прямо сказали, что им категорически нужна эта дорога, чтобы начать строительство самой резиденции. Поэтому эта дорога – это ключ ко всем действиям вокруг резиденции. Пока не будет построена дорога, то не начнется строительство самой резиденции. Мы надеемся, что и в целом этот проект оказался замороженным, не смогут это вновь узаконить.

Любовь Чижова: Это был руководитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. Мария Рузина из движения «Спасем Утриш», работающая в заказнике более 16 лет, очень рада решению Арбитражного суда Краснодарского края. Почему оно принято – Мария также не понимает…..

Мария Рузина: Здесь можно сказать, что оно, конечно, не окончательное. Это не победа – это огромный шаг к настоящей победе. Дело в том, что коллегам из Эковахты удалось сделать нечто на грани жизни и фантастики – добиться перемены судебного решения на Кубани, в Краснодарском крае. Это, по-моему, почти невозможно. И то, что сейчас поставлен заслон любым строительным действиям, законным строительным действиям, это значит, что Утришу стало легче дышать. И многое зависит от активности деятельности дальше. Такое впечатление, что в связи с ситуацией с выборами, с таким большим гражданским подъемом власти стали идти на попятную. Это многого стоит.

Любовь Чижова: Что сейчас происходит на Утрише, какая там обстановка, что происходит в заповеднике, работает ли там Экологический пост?

Мария Рузина: Да, экологический пост стоит. Мы были бы очень рады его убрать и это обязательно сделаем, когда он действительно будет ненужным, когда будет уверенность полная в том, что стройка продолжиться не может. Сейчас это временная свобода. Сейчас, я считаю, это несколько преждевременно. Буквально в последний месяц на экологический пост до этого решения стали приезжать местные чиновники, которые начали закручивать гайки, предупреждая, что если вдруг экологическим активистам придется зайти в лес, они будут нещадно оштрафованы. Это очень удивило активистов, потому что и в летний сезон, и в осенний администрация заповедника обращалась за содействием по уборке берега, контроля за ним. Пусть не давали пропусков, но по крайней мере, у волонтеров всегда была возможность свободно перемещаться по заповеднику. И собственно, значимость их деятельности не подвергалась сомнению. Вот это закручивание гаек произошло буквально в последний месяц. После того, как услышали про последнее решение суда, никаких таких требований больше не поднималось. Вежливо беседовали на экологическом посту проезжающие сотрудники заповедники и лесные чиновники, включая даже директора заповедника.

Любовь Чижова: Мария, а с чем вы это связываете, что случилось такого, что с вами стали обращаться по-человечески?


Мария Рузина: Знаете, то, что касается специалистов с биологическим, лесотехническим образованием, работающих в заповеднике и даже в администрации края, я думаю, что все-таки как у чиновников у них была обязанность поддерживать официальную политику. Но как у биологов и некоторых как ученых душа внутри болела и болит. Раньше у них не было возможности открыто высказать поддержку, да и сейчас они высказывают не слишком открыто. Но наверное, все специалисты прекрасно понимают ту страшную угрозу, которая грозила Утришу и продолжает грозить, если эта стройка произойдет.

Любовь Чижова: Как вы оцениваете перспективы строительства очередного физкультурно-оздоровительного комплекса Управления делами президента?

Мария Рузина: Я считаю, что сейчас очень многое зависит от активности гражданского общества, не только от экологов. Удастся добиться новых и честных выборов, удастся добиться изменений во власти и все эти планы будут порушены, это будет совершенно невозможно. Если все останется по-прежнему, то, к сожалению, это временная передышка, все начнется по-новому.

Любовь Чижова: Рассказывала руководитель движения «Спасем Утриш», биолог Мария Рузина. Андрей Рудомаха из Экологической вахты по Северному Кавказу говорит, что расслабляться и радоваться судебной победе, связанной с Утришом, экологам некогда: власти Краснодарского края реализуют рекордное количество незаконных. антиэкологичных проектов, с которыми нужно бороться….

Андрей Рудомаха: Скажем, две наибольшие угрозы, которые сейчас есть – это традиционно то, что творится вокруг Олимпиады-2014 в Сочи – сплошной правовой и экологический беспредел. Так же сейчас еще одна сопоставимая по масштабам угроза нависла над Кавказским заповедником – это строительство курорта Лага-Наки в пределах Краснодарского края и республики Адыгея. В рамках этого проекта планируют застроить плато Лага-Наки, находящееся в Кавказском заповедники и на территории объекта Всемирного природного наследия горнолыжными сооружениями. Сейчас это приоритетное направление. Мы делаем все возможное, чтобы предотвратить это.

Любовь Чижова: А что конкретно вы делаете? Вы обращаетесь в суды, в ЮНЕСКО, какие действия вы предпринимаете?

Андрей Рудомаха: Как раз в суды не обращались, потому что еще нет практических действий. Я надеюсь, что ЮНЕСКО с его экспертами, пока надежда на эту инстанцию, потому что на уровне России что-либо сложно остановить, даже если она совершенно незаконна.

Любовь Чижова: Как у вас проходит взаимодействие с представителями властей Краснодарского края, с чиновниками?

Андрей Рудомаха: Отношения очень сложные с администрацией Краснодарского края, даже, пожалуй, сложнее, чем с федеральными чиновниками. Потому что кроме того, что участвует в федеральных проектах антиэкологичных, с нарушением законов, масса опасных проектов исходит из самой администрации Краснодарского края.

Любовь Чижова: К примеру, какие это проекты?

Андрей Рудомаха: В том числе личная дача Александра Ткачева на побережья, это многие проекты в рамках олимпиады, которые идут именно со стороны администрации каря. Проект порта активно лоббируется. Нефтяные терминалы в Ейске, паром лоббирует для перевозки опасных отходов из Ейска на Украину. Это очень длинный перечень инициатив, пагубных для природы, исходит из администрации. Так как мы сильно мешаем, нас очень не любят.

Любовь Чижова: А в чем выражается эта нелюбовь?

Андрей Рудомаха: Последний факт то, что наши активисты провели акцию по сносу незаконно построенного забора вокруг дачи Александра Ткачева, причем по заверениям всех госструктур этого забора там не существует официально. Так вот вокруг несуществующего забора, который незаконно ограждает лесной фонд, сейчас возбуждено уголовное дело. Есть опасность, что несколько наших активистов могут стать обвиненными по этому делу. Это одно из самых свежих проявлений.

Любовь Чижова: А что им грозит?

Андрей Рудомаха: Мне сложно сказать. Я думаю, что все это дело развалится, потому что правовых оснований там никаких нет. Я думаю, что это делается для того, чтобы создать фактор давления. Они прекрасно понимают, что перспективы нет, но тем не менее, сам факт возбуждения уголовного дела, вызовы на допросы и все прочее. Задача стоит одна, чтобы запугать и отбить желание заниматься тем, чем мы занимаемся.

Любовь Чижова: После выборов в Москве, в Петербурге, других городах прошли митинги оппозиции и просто людей, не согласных с итогами выборов, с требованиями смены власти, с требованиями пересмотров итогов выборов. Что было в Краснодаре, и если акции и митинги проходили, выдвигались ли там какие-нибудь лозунги экологические?

Андрей Рудомаха: Я, например, когда выступал на митинге в Краснодаре, рассказал про эти дачи Путина. Как может выбираться в президенты человек, который замешен в коррупции крупномасштабной, такие как дворец, построенный большей частью за бюджетные деньги, как личный курорт на Лунной поляне, построенный в Кавказском заповеднике. Сейчас для Путина строят олимпийскую резиденцию на Красной поляне. С моей точки зрения, такие люди не имеют никакого морального права не то. Что выбираться в президенты, вообще занимать какие-либо должности.

Любовь Чижова: Говорил руководитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. Защитники природы из Краснодарского края продолжают кампанию против строительства на Черноморском побережье резиденций для высокопоставленных федеральных и местных чиновников.
XS
SM
MD
LG