Ссылки для упрощенного доступа

Политик Борис Вишневский – о стратегии и тактике "Яблока"


Одна из акций оппозиционных партий в Петербурге
Одна из акций оппозиционных партий в Петербурге
Партия "Яблоко" – согласно официальным итогам выборов – не смогла попасть в Государственную думу, однако сформировала свою фракцию из шести человек в законодательном собрании Петербурга.

О тактике и стратегии "Яблока" в связи с политической ситуацией в стране Радио Свобода рассказал один из депутатов фракции, политолог Борис Вишневский.

– Имеет ли смысл судиться из-за подтасовок на выборах, если понятно, что выиграть процессы не удастся?

– Когда-то количество перейдет в качество, тем более что уже были прецеденты. Конечно, это не уровень Государственной думы, всего лишь муниципальный уровень, но у меня и у моей коллеги Татьяны Шарагиной два года назад были выиграны суды, доказаны фальсификации итогов выборов, и восстановлены их подлинные результаты. Не так уж все безнадежно, и не так уж несокрушима эта стена, которую надо проламывать. Поэтому "Яблоко" будет и дальше подавать иски, будет доказывать свою позицию в судах, и, рано или поздно, суды начнут эти иски признавать.

– Даже если удастся выиграть несколько отдельных исков, это вряд ли изменит общую ситуацию в стране. Ведь руководители российского государства ясно дали понять, что капитальных пересмотров выборов не будет.

– Даже отдельные победы приближают к общей. Они, например, дают возможность наказать нечистоплотных руководителей и членов избирательных комиссий. Это очень важно. Ведь сегодня система фальсификаций держится не на Чурове, не на губернаторах, не на Суркове, не на Путине. Она держится на десятках и сотнях тысячах людей, которые входят в участковые избирательные комиссии. Всем им даны гарантии безнаказанности за осуществление фальсификаций. Всем им говорят: пишите, что надо, вам за это ничего не будет. Так вот, как только за это "будет", как только будет создано несколько прецедентов такого рода, они начнут в массовом порядке отказываться быть соучастниками преступлений. А то, что происходит, это преступление, это нарушение конституционных прав граждан. Поэтому каждый выигранный суд повышает вероятность того, что в следующий раз учителя, врачи, социальные работники, библиотекари и другие будут просто отказываться фальсифицировать протоколы.

– "Яблоко" считает, что нынешний состав Государственной Думы, сформированный по итогам выборов 4 декабря, легитимен или нет?

– Легитимность – это сложное понятие. Насколько я понимаю, мои коллеги из "Яблока" не считают нынешнюю Государственную думу той властью, чьи решения они признают и чьи решения для них будут обязательными.

– А вы?

– Я бы сказал так, что нынешний состав Государственной думы избран на нечестных выборах, но и все предыдущие выборы тоже были не сильно честными, мягко говоря. Безусловно, воля избирателей отличается от той, которая зафиксирована в протоколах ЦИК. С другой стороны, если не признавать вообще этот парламент и те законы, которые он принимает, тогда непонятно, какое у нас будет юридическое пространство. Выход из этой ситуации только один: мы считаем, что тот парламент, который существует на сегодня, не отражает воли граждан, и мы будем добиваться того, чтобы результаты выборов были приведены в соответствие с этой волей. Вот тогда этот разрыв легитимности исчезнет.

– Выходит, в партии "Яблоко" идет какая-то внутренняя дискуссия по этому вопросу, и часть активистов партии выступают за то, чтобы признать этот парламент нелегитимным, и следовательно, все решения, которые он примет, тоже будут нелегитимными?

– Речь не идет о бурной дискуссии на эту тему. На заседании бюро партии, на съезде я не заметил больших споров на этот счет. Споры идут совсем о другом: как отстоять те голоса, которые были поданы за "Яблоко" – и на федеральном, и на городском уровне. Без сомнения, мы будем это делать. Что касается легитимности, как говорит Григорий Явлинский, у нас власть в России вообще нелегитимна с 1917 года.

– Но Григорий Явлинский предлагал только что избранным депутатам Думы от оппозиционных партий сдать мандаты, для того чтобы показать тем самым всю нищету власти, которая организовывала эти выборы.

– Нищета власти очевидна и без этой процедуры.

– Ваша фракция в законодательном собрании Петербурга уже предприняла какие-то шаги. В частности, заявила об отказе использования персональных автомобилей. Чем мотивировано это решение? И каковы будут дальше шаги?

– Первым нашим шагом было предложение о проведении всех голосований в поименном режиме. Уже дважды мы вносили это в повестку дня, но нам отказывали. В третий раз не получится, поскольку наш регламент таков, что по истечение 20 дней с внесения документа предложение фракции уже будет обязательно для включения в повестку дня. Могут не принять, но, по крайней мере, получим возможность изложить свою аргументацию.

Вторым нашим шагом стало предложение о создании парламентской комиссии по расследованию нарушений на выборах. Уже пытались внести в повестку дня этот документ, и нам тоже отказали. "За" было "Яблоко", "Справедливая Россия" и коммунисты. Этого недостаточно. Что касается отказа от служебных автомобилей, то наша мотивировка очень простая: на обслуживание каждого автомобиля с двумя водителями, работающими через день, с бензином, с ремонтом, с административным персоналом автобазы и так далее, из бюджета тратится примерно 150 тысяч рублей в месяц. Депутаты, отказывающиеся от машины, могут получить около 50 тысяч рублей в месяц в качестве дополнительного фонда оплаты своих помощников, работающих по договорам, и возможность более качественно организовать свою работу как депутаты и представители граждан, проживающих на конкретной территории. Оставшиеся 100 тысяч просто экономятся для бюджета. Например, я езжу в Маринский дворец на метро или на троллейбусе.

– Еще какие-то популистские шаги есть в вашей программе?

– Я не считаю их популистскими.

– Но популистские – значит, для народа.

– Хорошо. Следующий шаг – это размещение в интернете всех стенограмм заседаний законодательного собрания. Сегодня это закрытые для общественности документы. Мы хотим, чтобы каждый гражданин мог посмотреть стенограмму, убедиться, как и что говорили депутаты, какие аргументы приводили. Будем вносить после Нового года пакет антикоррупционных актов, а также изменения в градостроительное законодательство. В частности, для меня очень важным является вопрос о том, чтобы не выдавались никакие разрешения на отклонение от высотных параметров строительства в городе. Мы постараемся запретить снос зданий в зонах исторической застройки. По возможности, конечно, у нас не так много сил и не так много депутатов, но мы надеемся, что нас поддержат и другие оппозиционные фракции.

– "Яблоко" принимало участие в декабрьских общегражданских митингах за честные выборы и организовывала свои митинги. В частности, в Москве между митингами 10-го и 24-го числа прошел и отдельный митинг партии "Яблоко". Ваша организация известна очень тщательным отношением к выбору политических союзников. Планируете и дальше сотрудничать в уличной активности с представителями организаций широкого политического спектра или будете ориентироваться все-таки на свои силы?

– Мы будем и ориентироваться на свои силы, и участвовать в общегражданских митингах. Единственное условие, которое должно выполняться, что в одних митингах с людьми, которые высказывают откровенно фашистские взгляды, "Яблоко" участвовать не будет никогда.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG