В ночь с 13 на 14 января на постсоветском пространстве, а также в нескольких преимущественно православных странах отмечают неофициальный праздник – наступление Нового года по Юлианскому календарю. В России праздник появился в 1918 году в связи с введением Григорианского календаря.
Сейчас в России официально установлено 12 праздничных выходных дней, 12 праздничных рабочих дней и около полутора сотен профессиональных и отраслевых праздников – речь идет только о светских поводах для торжества. О том, как меняется психология праздников и о том, зачем праздники нужны вообще, говорит исследователь из московского Центра русского фольклора Варвара Добровольская:
– Праздники формируются сами. Если в них есть потребность, они возникают. Но мы можем говорить о том, что совершенно бесспорно за последние 20 лет в праздничную культуру России вошел Валентинов день. Его справляют более или менее почти все люди до 40 лет. Другое дело, что в него совершенно не вкладываются никакие функции, которые вкладываются в западной культуре. Тем не менее, основная мысль, что это день всех влюбленных, сохраняется. Отчасти это как католическое Рождество, как праздник, который тоже надо отметить. Безусловно, католическое Рождество тоже занимает определенную часть нашей праздничной культуры, потому что именно от него начинается отсчет бесконечных зимних праздников. Религиозные праздники активно входят в быт. Они теряют церковную, религиозную составляющую и становятся бытовыми праздниками. Последние 20 лет люди начинают отмечать и такое Рождество, и сякое Рождество, и Старый Новый год, который всегда после революции на Руси отмечали, но сейчас он как-то очень интенсивно отмечается в ночь с 13 на 14 января. А на телевидении повторяются те же передачи, что и на Новый год – "голубые огоньки" и другие праздничные программы.
– Ряд ваших коллег-экспертов считает, что этот праздник позднесоветской интеллигенции отмирает. Молодежь не знает, что такое Старый Новый год.
– Мои коллеги абсолютно не правы, потому что достаточно спросить людей, какие праздники они празднуют зимой, – и Старый Новый год обязательно будет назван.
– А праздники, которые пытается в последние годы ввести государство, скажем, День любви и согласия, приживаются?
– С этим днем сложнее. Потому что это праздник очень конкретного места. Это праздник города Мурома. Петр и Феврония – это их святые, то есть они общерусские, но их мощи находятся в Муроме. Это всегда был престольный праздник города. Там всегда в этот день устраивали ярмарки. Поэтому день Петра и Февронии там в последние 20 лет постепенно приобретает глобальный масштаб. Он становится общерайонным праздником, даже, можно сказать, общеобластным, а теперь постепенно и общерусским. Но я думаю, что еще очень далеко до того, чтобы мы говорили, что этот день станет таким общим праздником для всех жителей России.
– Гендерные советские праздники – День Советской армии 23 февраля и 8 марта – неубиваемы в принципе?
– Насчет 23 февраля – не знаю. Мне кажется, что он все-таки постепенно уходит в сферу профессиональных праздников. 8 марта – неубиваемо. День Международной солидарности трудящихся женщин. Все уже давно забыли, что это был разгон чикагской демонстрации несчастных женщин. В лучшем случае – женский день. День всех влюбленных 14 февраля, а потом 8 марта – а тут еще и 23 февраля! Поскольку в школах все равно девочки дарят подарки мальчикам, а мальчики девочкам, то праздник гуляет. Я думаю, что 8 марта неистребимо, точно так же, как 1 сентября, который, конечно, не осознается никаким Днем знаний. Но это некий праздник, который надо отметить, в отличие от Дня учителя, который отбывают поневоле, который является профессиональным праздником.
– От советского времени осталось огромное количество профессиональных праздников – от Дня работника прокуратуры до, скажем, рыбного хозяйства. Фактически у всех профессий есть свой праздник. С этим что делать? Пусть будут?
– Пусть будут. Для очень многих отраслей хозяйства они являются знаковыми – День медицинского работники, День шахтера, День работника печати. Я не говорю про День рыбака, который из профессионального праздника превратился в летний праздник всех отдыхающих, хотя это День работников, по-моему, речного и морского флота. Тем не менее, о том, что существует День милиции или, допустим, День десантника (2 августа) знают все! Очень многие не осознают это праздником, а осознают это неким ужасом...
– В чем причина, по которой эти праздники из официальных превращаются в народные, хотя бы для определенных групп населения? Это стремление к самоидентификации?
– В значительной степени – да. Например, есть какой-нибудь город, который вырос из железнодорожной станции. Возьмем Владимирскую область, там таких городов много, тот же Муром, где половина города справляет День железнодорожника, а другая половина принципиально от этого дня дистанцируется. Рассуждают так: "эти" работают на железной дороге, живут в районе железнодорожного вокзала, они железнодорожники, а мы работаем на военных заводах. Мы другие. У нас – День машиностроения.
– Понятно, что Россия находится в поисках какого-то определения себя, какой-то идентичности – и национальной, и государственной. Видимо, это процесс естественный. Это типично для других стран мира или только в России есть такие разношерстные праздники и разные способы их отмечать?
– Тут весь вопрос в том, что, собственно, отмечать. В Голландии есть праздник первой селедки. Это первая выловленная селедка, которую должна съесть королева. Это некие определенные праздники, связанные с конкретной страной, с их конкретными обрядами, с какими-то знаковыми для них явлениями. У России сложнее. Мы все-таки многонациональная и многокультурная страна. У нас разные типы культур. Соответственно, разные типы праздников. Поэтому понятно, что, допустим, в Татарстане или в других мусульманских республиках будут отмечать вместе с другими и мусульманские праздники, а может быть только мусульманские. В Бурятии есть буддизм. Соответственно, там отмечают буддистские праздники. Понятно, что они не приживутся в Москве, которая отличается таким качеством, как "переваривание". Она такой котел, в котором все варится.
– А вы отмечаете Старый Новый год?
– Да, конечно!
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Сейчас в России официально установлено 12 праздничных выходных дней, 12 праздничных рабочих дней и около полутора сотен профессиональных и отраслевых праздников – речь идет только о светских поводах для торжества. О том, как меняется психология праздников и о том, зачем праздники нужны вообще, говорит исследователь из московского Центра русского фольклора Варвара Добровольская:
– Праздники формируются сами. Если в них есть потребность, они возникают. Но мы можем говорить о том, что совершенно бесспорно за последние 20 лет в праздничную культуру России вошел Валентинов день. Его справляют более или менее почти все люди до 40 лет. Другое дело, что в него совершенно не вкладываются никакие функции, которые вкладываются в западной культуре. Тем не менее, основная мысль, что это день всех влюбленных, сохраняется. Отчасти это как католическое Рождество, как праздник, который тоже надо отметить. Безусловно, католическое Рождество тоже занимает определенную часть нашей праздничной культуры, потому что именно от него начинается отсчет бесконечных зимних праздников. Религиозные праздники активно входят в быт. Они теряют церковную, религиозную составляющую и становятся бытовыми праздниками. Последние 20 лет люди начинают отмечать и такое Рождество, и сякое Рождество, и Старый Новый год, который всегда после революции на Руси отмечали, но сейчас он как-то очень интенсивно отмечается в ночь с 13 на 14 января. А на телевидении повторяются те же передачи, что и на Новый год – "голубые огоньки" и другие праздничные программы.
– Ряд ваших коллег-экспертов считает, что этот праздник позднесоветской интеллигенции отмирает. Молодежь не знает, что такое Старый Новый год.
– Мои коллеги абсолютно не правы, потому что достаточно спросить людей, какие праздники они празднуют зимой, – и Старый Новый год обязательно будет назван.
– А праздники, которые пытается в последние годы ввести государство, скажем, День любви и согласия, приживаются?
– С этим днем сложнее. Потому что это праздник очень конкретного места. Это праздник города Мурома. Петр и Феврония – это их святые, то есть они общерусские, но их мощи находятся в Муроме. Это всегда был престольный праздник города. Там всегда в этот день устраивали ярмарки. Поэтому день Петра и Февронии там в последние 20 лет постепенно приобретает глобальный масштаб. Он становится общерайонным праздником, даже, можно сказать, общеобластным, а теперь постепенно и общерусским. Но я думаю, что еще очень далеко до того, чтобы мы говорили, что этот день станет таким общим праздником для всех жителей России.
– Гендерные советские праздники – День Советской армии 23 февраля и 8 марта – неубиваемы в принципе?
– Насчет 23 февраля – не знаю. Мне кажется, что он все-таки постепенно уходит в сферу профессиональных праздников. 8 марта – неубиваемо. День Международной солидарности трудящихся женщин. Все уже давно забыли, что это был разгон чикагской демонстрации несчастных женщин. В лучшем случае – женский день. День всех влюбленных 14 февраля, а потом 8 марта – а тут еще и 23 февраля! Поскольку в школах все равно девочки дарят подарки мальчикам, а мальчики девочкам, то праздник гуляет. Я думаю, что 8 марта неистребимо, точно так же, как 1 сентября, который, конечно, не осознается никаким Днем знаний. Но это некий праздник, который надо отметить, в отличие от Дня учителя, который отбывают поневоле, который является профессиональным праздником.
– От советского времени осталось огромное количество профессиональных праздников – от Дня работника прокуратуры до, скажем, рыбного хозяйства. Фактически у всех профессий есть свой праздник. С этим что делать? Пусть будут?
– Пусть будут. Для очень многих отраслей хозяйства они являются знаковыми – День медицинского работники, День шахтера, День работника печати. Я не говорю про День рыбака, который из профессионального праздника превратился в летний праздник всех отдыхающих, хотя это День работников, по-моему, речного и морского флота. Тем не менее, о том, что существует День милиции или, допустим, День десантника (2 августа) знают все! Очень многие не осознают это праздником, а осознают это неким ужасом...
– В чем причина, по которой эти праздники из официальных превращаются в народные, хотя бы для определенных групп населения? Это стремление к самоидентификации?
– В значительной степени – да. Например, есть какой-нибудь город, который вырос из железнодорожной станции. Возьмем Владимирскую область, там таких городов много, тот же Муром, где половина города справляет День железнодорожника, а другая половина принципиально от этого дня дистанцируется. Рассуждают так: "эти" работают на железной дороге, живут в районе железнодорожного вокзала, они железнодорожники, а мы работаем на военных заводах. Мы другие. У нас – День машиностроения.
– Понятно, что Россия находится в поисках какого-то определения себя, какой-то идентичности – и национальной, и государственной. Видимо, это процесс естественный. Это типично для других стран мира или только в России есть такие разношерстные праздники и разные способы их отмечать?
– Тут весь вопрос в том, что, собственно, отмечать. В Голландии есть праздник первой селедки. Это первая выловленная селедка, которую должна съесть королева. Это некие определенные праздники, связанные с конкретной страной, с их конкретными обрядами, с какими-то знаковыми для них явлениями. У России сложнее. Мы все-таки многонациональная и многокультурная страна. У нас разные типы культур. Соответственно, разные типы праздников. Поэтому понятно, что, допустим, в Татарстане или в других мусульманских республиках будут отмечать вместе с другими и мусульманские праздники, а может быть только мусульманские. В Бурятии есть буддизм. Соответственно, там отмечают буддистские праздники. Понятно, что они не приживутся в Москве, которая отличается таким качеством, как "переваривание". Она такой котел, в котором все варится.
– А вы отмечаете Старый Новый год?
– Да, конечно!
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"