Ссылки для упрощенного доступа

Наномитинг и нанопрезидент


Ключевое слово, которое сегодня станет объектом нашего внимания, – "наномитинг". Именно так блогеры окрестили прошедшую в Барнауле акцию протеста против фальсификаций на выборах в Госдуму.

Название возникло не потому, что участников было мало. Причина в другом. Крошечны эти самые участники, и для наделавшего много шума митинга хватило одного небольшого сугроба. Слово нашему барнаульскому корреспонденту Олегу Купчинскому:

– Заранее обсудив акцию в социальных сетях, молодые люди собрались в центре Барнаула и поставили в снег десятки машинок, фигурки животных, игрушки из конструктора. К игрушкам были прикреплены плакаты: "Друзьям – миллиарды, нам – судейский беспредел", "Хватит доить народ!", "Ко мне, бандерлоги!" Сотрудники правоохранительных органов фотографировали лозунги, а также снимали на видео молодых людей, которые принесли игрушки, – рассказал Олег Купчинский.

Как заявил организатор "митинга игрушек" Андрей Тесленко, цель акции – показать, что если власть ограничивает конституционные права граждан на свободу мирных собраний, то до прав игрушек они еще не добрались.

Самый остроумный из встреченных мною комментариев: наномитинг могли разогнать только игрушки-полицейские. Что же до слова "наномитинг", то это очередной окказионализм, где поучаствовало "нано", ставшее в последние годы таким востребованным. С позиций строгой научной терминологии "наномитинг" – полная нелепица, а вот образный смысл слова легко считывается. Вот рассуждения директора Института лингвистики РГГУ Максима Кронгауза:

– Здесь нужно говорить даже не о слове, а о кусочке слова – "нано". Изначально это приставка, давно существующая в научной терминологии, с ее помощью образуются слова со значением одной миллиардной доли исходной единицы. Например, нанометр или нанограмм. Происходит она от греческого слова со значением "карлик". Однако в 2007 году она изменила свое значение и приобрела определенную самостоятельность, прежде всего, конечно, благодаря пропаганде нанотехнологий.

– В русском языке изменила, подчеркну.

– Да, в русском. После этого, как такое важное явление, ворвалась в общеупотребительный лексикон. Эта приставка может считаться как героем, так и антигероем. Из-за "неразборчивости в связях" она присоединяется к чему попало. Можно привести пример – нанотрубки, нанокосметика, наносапиенс.

– Наносапиенс даже?

– Да, в качестве игры было такое присоединение. Из-за сходства звучания со словом "надо" она неизменно обыгрывается в каламбурах. Я встречал, по крайней мере, трижды заголовки в газетах: "Нано – значит нано". Тем не менее, конечно, эта приставка имеет большие перспективы, если действительно мы разберемся, что нано, а что не нано.

Большие перспективы, о которых говорит Максим Кронгауз, думается, следует искать в области средств выразительности языка, а по-научному – тропов. Один из самых распространенных из них – это гипербола, то есть преувеличение. Антитеза гиперболы, литота, до сих пор встречалась крайне редко, однако пропаганда нанотехнологий спровоцировала появление целой россыпи литот, легко возникающих, что называется, "по случаю". Наномитинг игрушек, уж будьте уверены, не последнее обретение, будут и другие.

Кстати, политическая сатира уже однажды использовала "нано". Это было слово "нанопрезидент".
XS
SM
MD
LG