Экстренных дебатов о российских выборах, прошедших парламентских и предстоящих президентских, на январской сессии ПАСЕ не будет, сообщает из Страсбурга корреспондент Радио Свобода. Это обычные дебаты, которые не предполагают никаких резолюций и голосований.
У Парламентской Ассамблеи Совета Европы в январе – масса забот, кроме России. Например, должны быть утверждены новый председатель Ассамблеи и новый комиссар Совета Европы по правам человека. Но если результаты этих процедур практически известны заранее, то о том, как пойдет дело с обсуждением российских выборов, поначалу было понятно гораздо меньше.
Известно, что пунктов повестки сессии, связанных с Россией, было как минимум два, – это доклад миссии наблюдателей ПАСЕ о выборах 4 декабря прошлого года в Госдуму, который был запланирован давно, и дебаты о нарушениях на думских выборах, которые были предложены после того, как наблюдатели ПАСЕ возмутились количеством этих нарушений.
Доклад миссии наблюдения ПАСЕ на думских выборах 4 декабря – это очень объемный документ, который был представлен на Ассамблее главой миссии, голландским парламентарием Тини Коксом. В тексте говорится подробно про все, что депутаты ПАСЕ увидели, приезжая в Россию до, во время и после выборов. Тини Кокс лишь кратко анонсировал документ, предоставив коллегам самим его прочесть, тем более, что никакой резолюции именно по этому докладу и не предполагалось. Он просто принимается Ассамблей к сведению. Кокс, в частности, заявил:
– Эти выборы при хорошей технической организации были отмечены сращиванием государства и правящей партии, ограничены политической конкуренцией, недостатком честности. Само голосование также технически было подготовлено неплохо, но качество процесса было значительно подорвано во время подсчета, который охарактеризовался многочисленными нарушениями и манипуляциями, включая и прямой вброс бюллетеней. После дня голосования, как мы знаем, по всей РФ большое число граждан выразили свое недовольство тем, как эти выборы были организованы или, скорее, сманипулированы. Эти многочисленные выражения недоверия и недовольства были сигналом для российской власти, партий и общества в целом. После этого были предложены некоторые серьезные изменения, – отметил Тини Кокс.
Поскольку 26 января резолюция по итогам обсуждения выборных кампаний в России также приниматься не будет, так решила Ассамблея, то российская делегация буквально праздновала аппаратную победу. Ей удалось не допустить того, чтобы ПАСЕ на этой сессии проголосовала за какие-либо ясные требования к российской власти перед грядущими выборами президента. В связи с этим и. о. главы делегации России жириновец Леонид Слуцкий был добр к европейским коллегам:
– Мы будем опираться на выводы наблюдательной миссии господина Кокса, и будем приветствовать господина Кокса и его коллег в качестве наблюдательной миссии на президентских выборах. Уверен, что Россия и Совет Европы будут самым тесным и самым эффективным образом продолжать свое сотрудничество во имя высоких стандартов Совета Европы.
Эти слова, однако, отражали настроение не всех членов российской делегации. Член Совета Федерации Валерий Федоров отозвался более резко:
– Есть некоторые, которые, не умея работать, не сумев привлечь избирателей своими идеями и планами, начали кричать "Караул! У нас украли голоса! Помогите!". Давайте в спокойной обстановке порассуждаем. Проигравшие даже в футболе всегда недовольны: то судья виноват, то поле, погода, мяч. Вот так и у нас. Думские выборы вызвали волну протестов против нарушений на них. Мы же говорим и призываем решать вопросы законности результатов голосования не на улицах, а в судах.
Между тем, текст доклада дает всем, кто заинтересуется, довольно точную картину того, что есть выборы в России. Упомянуто в документе и Радио Свобода. Именно наша радиостанция предоставила Тини Коксу письма председателя ЦИК Владимира Чурова в прокуратуру и МИД России с жалобами на наблюдателей ПАСЕ. Эти письма – одно из важных свидетельств того, как в действительности российский ЦИК относится к деятельности международных наблюдателей.
К середине дня 23 января стало понятно, что дебаты по "российскому вопросу" не предполагают никаких резолюций и голосований. Против этого решения голосовали многие члены ПАСЕ. Фактически Ассамблея разделилась четко поровну, за и против экстренных дебатов по России – 94 против 94. Но для того, чтобы Ассамблея обсуждала что-либо в экстренном режиме, нужна воля двух третей ее членов. В итоге теперь Москва может не опасаться никаких последствий сессии в Страсбурге, на которой дважды будет подниматься вопрос о выборах в России, но не будет вынесено ни одного решения. Впрочем, в кулуарах Ассамблеи уже созрело решение: если на президентских выборах в России нарушения повторятся, то уж тогда экстренные дебаты состоятся обязательно.