В среду, 25 января, стало известно. что власти Москвы отказали в проведении митинга оппозиции "За честные выборы" 4 февраля через Тверскую улицу или Ленинский проспект к Манежной площади. Организаторам предложено провести акцию на Фрунзенской набережной или в Лужниках, так как проведение мероприятия в центре города станет препятствием для движения транспорта.
Владимир Кара-Мурза: Организаторы шествия "За честные выборы" 4 февраля в Москве, получили официальный отказ в утверждении маршрута шествия с количеством участников 50 000 человек от Калужской до Манежной площади.
"Проведение публичных мероприятий по указанному маршруту и месту потребует перекрытия движения в центральной части города… создаст препятствия в деятельности хозяйствующих субъектов, для движения автотранспорта, нарушит права и интересы граждан, не участвующих в заявленных мероприятиях", — говорится в письме первого замруководителя департамента региональной безопасности Москвы Василия Олейника в адрес организаторов шествия. Мэрия предлагает провести шествие по Фрунзенской набережной, а митинг — у входа в комплекс «Лужники».
"Во всем городе они нашли для нас единственный допустимый маршрут: от паркинга в Лужниках — вдоль заледенелой реки по Фрунзенской набережной — к митингу под Крымским мостом", — пишет в блоге член оргкомитета акции, журналист Сергей Пархоменко. В четверг днем состоится заседание оргкомитета, на котором будет принято решение о дальнейших действиях.
Для участия в шествии 4 февраля на страничке специализированной группы Facebook на середину дня среды записались около 22 000 человек, во "В контакте" — свыше 6000 человек. Февральское шествие, которое должно пройти ровно за месяц до президентских выборов , приурочено к 22-й годовщине самой многочисленной в новой российской истории акции сторонников демократических реформ. 4 февраля 1990 года колонна из 300 000 человек прошла от Зубовской площади по Садовому кольцу и Тверской улице до Манежной площади, где состоялся митинг с лозунгами отмены 6-й статьи Конституции СССР. Тогда демонстрантам удалось добиться цели и заставить власть выполнить их требования.
О том, как отстоять право на протестное шествие 4 февраля, мы беседуем с Львом Пономаревым, лидером движения "За права человека" и Евгенией Чириковой, членом оргкомитета шествия "За честные выборы", лидером движения "В защиту Химкинского леса". Какие предложения вы бы внесли завтра в ходе заседания оргкомитета, на котором будет принято решение о дальнейших действиях?
Евгения Чирикова: Вы знаете, у нас на прошлом совещании оргкомитета были сформулированы определенные принципы, которых мы собираемся и дальше придерживаться. То есть первое – мы не меняем дату. Второе – мы все-таки настаиваем на том, чтобы это был центр. Я думаю, что не надо очень трагически относиться к этому решению мэрии. На самом деле, я думаю, что нам нужно настаивать на этих принципах. Москва действительно город большой, и у нас есть уже опыт проведения такого мероприятия, как проход граждан на митинг на Болотной площади "За честные выборы" от площади Революции до Болотной площади. Мы шли очень интересным маршрутом: мы шли мимо администрации президента, мимо Кремля, прошли очень организованно и доказали, что протест российских граждан самый интеллигентный протест на планете, и нам можно доверять. Мы это мэрии доказали. По сути это и было шествие, но оно прошло очень цивилизованно и культурно.
И то, что сейчас мэрия начинает себя таким образом вести – это демонстрация некоего бессилия. На самом деле эта ситуация очень провокационная, потому что очевидно, и мэрия это должна понимать, я хочу, чтобы они меня услышали и поняли, что они могут спровоцировать просто ситуацию, когда люди, которые хотят пройти, и они не понимают, почему им это запрещают, они все равно могут туда придти. И поэтому лучше повести всем себя разумно и все-таки найти такой маршрут в центре Москвы, который бы устроил всех. Я не понимаю, зачем мэрии надо ставить нам палки в колеса, у нас на самом деле было уже мероприятие такое, ну почему бы нам не разрешить второй раз. Исключительно я это объясняю себе параноидальностью нынешних властей, которые очень боятся народного протеста.
И еще, что хочу сказать, что на самом деле у нас "Вконтакте" и "Фейсбук" – это далеко не все, не все регистрируются и людей может придти больше. На самом деле, я думаю, что чем больше меня людей услышит, чем больше зарегистрируется, люди должны понимать, чем у нас больше будет зарегистрированных людей, тем проще будет вести переговоры с мэрией. Поэтому я бы придерживалась наших принципов, которые мы провозгласили на прошлом собрании оргкомитета – дата, центр и пусть мэрия нам все согласовывает.
Владимир Кара-Мурза: Как по своему опыту, вы видите выход их сложившейся ситуации?
Лев Пономарев: Да, я согласен с Евгенией, надо придерживаться своих требований. Конечно, здесь гарантии нельзя давать. В то время, когда в 90 годы мы сталкивались с такой же проблемой, может быть власть была более адекватная, более адекватно себя вела, чем сейчас. Тогда не было силовиков во власти, они, во всяком случае, не играли главную роль, сейчас в основном силовики. Ясно, что уже другая психология. Там были политики, хотя они были из КПСС тоталитарной, но все равно внутри КПСС достаточно демократические были принципы, там все это обсуждалось, и люди были более опытные, я бы сказал. Они в большей степени были политиками, чем те люди, которые сейчас пришли к власти из силового блока. И силовики могут рискнуть пойти на авантюру, как мне кажется. Поэтому ситуация на самом деле очень сложная.
Женя сказала, что центр, но центр – довольно растяжимое понятие. Я обсуждал сегодня с Рыжковым, Немцовым, всех не обзванивал членов оргкомитета, насколько я знаю, у них было такое предложение провести шествие от "Олимпийского" по проспекту Мира, потом по Садовому кольцу и провести митинг на Сахарова. Вообще умеренное предложение по степени радикализма, центра вообще не касается, шествие по Садовому кольцу, маленькому кусочку и митинг на Сахарова. Казалось бы, это вещь, которой трудно воспрепятствовать, найти какие-то аргументы. Мэрия дала отказ по самому радикальному предложению, то есть шествие к центру Москвы и проведение на Манежной площади.
Кстати, я изучал этот документ, он абсолютно юридически безграмотен. Потому что они написали, что Манежная площадь, юридически ею распоряжается Кремль – это неправда. Другое дело, я знаю, сейчас есть инициатива, чтобы не только Васильевский спуск и Манежную площадь отдать под юрисдикцию Кремля. Но пока этого не произошло. Они обратились сейчас, сейчас Москва распоряжается Манежной площадью. Сейчас на Манежной площади проводили митинг коммунисты, еще были другие митинги, поэтому это совершенно юридически неграмотный ответ, который мэрия дала. Поэтому надо озвучить все варианты, которые оргкомитет предлагал, чтобы люди понимали, насколько мэрия ведет себя недоговороспособно. Мне кажется, что надо консолидировать все силы. Например, я завтра хочу написать, я разговаривал с правозащитниками, чтобы мы обратились к президенту, который является гарантом конституции, в конце концов, ему решать этот вопрос такой острый, с открытым письмом, чтобы он вмешался в эту ситуацию как гарант конституции и чтобы удовлетворил требования оргкомитета.
Владимир Кара-Мурза: К нашему разговору подключился Иван Стариков, член политсовета движения "Солидарность". Какой вы видите выход из этой внешне тупиковой ситуации?
Иван Стариков: Я хотел бы подвести некие итоги прошедших двух митингов 10 и 24 на Болотной и Сахарова. Первое: абсолютно очевидно, что созидательный и мирный характер митингов прошедших абсолютно отчетливо и однозначно показал, что власть это заставило начать, по крайней мере, пока обещать, а кое в чем выполнять свои обещания начать политическую реформу. И теперь уже сложно будет повернуть это вспять. Вторая часть связана с тем, что мы видим явную дискриминацию. У всех свежо в памяти: согнанные бедолаги "нашисты" и на Ленинском проспекте в свое время, и на проспекте Сахарова в белых фартуках и так далее. И тогда что, волшебным образом была другая Москва, была другая ширина проезжей части, тротуаров, пешеходных переходов и так далее? Нет, конечно. Поэтому в этой части, если бы в России был независимый суд, то, безусловно, организаторы и участники предстоящего марша 4 февраля могли бы обратиться в суд и указать на эту явную дискриминацию по политическому признаку оппозиционных сил.
Мое мнение такое: на самом деле, мне кажется, что главное – это все-таки не потерять в количестве людей. И мне кажется, что если соберется не меньше людей, чем на Сахарова 24 декабря прошлого года, то это будет самое главное. Нельзя допустить фальстарта. Жизнь не оканчивается 4 марта в России. Я убежден, что тот огромный ворох проблем, который накоплен в России, уже летом этого года при нелегитимной думе, нелегитимном президенте, безусловно, возобновятся акции протеста. Да и на улице, чего греха таить, будет потеплее. Я говорю свою личную позицию, если уж совсем в клинч войдет московская власть, я бы согласился и запустил работу. Каждый из нас имеет дома принтер – это маленькая типография, эти сотни тысяч принтеров, обратиться в сети, в "Фейсбуке", "Вконтакте", в "Одноклассниках", печатать воззвание с приглашением придти 4 февраля, разносить по почтовым ящикам в доме, где живешь, соседям, говорить друзьям и так далее. Если бы таким образом тысяч двести людей мобилизовали на эту акцию, то я убежден, что спокойно, никто бы не посмел, эти люди смогли бы выйти из-под моста, как поет мой друг и сосед Олег Митяев, "из-под живота" Крымского моста выйти на Садовое кольцо и двинуться маршем. Поэтому, мне кажется, такой алгоритм был бы логичным, хотя может быть я что-то не понимаю.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
Владимир Кара-Мурза: Организаторы шествия "За честные выборы" 4 февраля в Москве, получили официальный отказ в утверждении маршрута шествия с количеством участников 50 000 человек от Калужской до Манежной площади.
"Проведение публичных мероприятий по указанному маршруту и месту потребует перекрытия движения в центральной части города… создаст препятствия в деятельности хозяйствующих субъектов, для движения автотранспорта, нарушит права и интересы граждан, не участвующих в заявленных мероприятиях", — говорится в письме первого замруководителя департамента региональной безопасности Москвы Василия Олейника в адрес организаторов шествия. Мэрия предлагает провести шествие по Фрунзенской набережной, а митинг — у входа в комплекс «Лужники».
"Во всем городе они нашли для нас единственный допустимый маршрут: от паркинга в Лужниках — вдоль заледенелой реки по Фрунзенской набережной — к митингу под Крымским мостом", — пишет в блоге член оргкомитета акции, журналист Сергей Пархоменко. В четверг днем состоится заседание оргкомитета, на котором будет принято решение о дальнейших действиях.
Для участия в шествии 4 февраля на страничке специализированной группы Facebook на середину дня среды записались около 22 000 человек, во "В контакте" — свыше 6000 человек. Февральское шествие, которое должно пройти ровно за месяц до президентских выборов , приурочено к 22-й годовщине самой многочисленной в новой российской истории акции сторонников демократических реформ. 4 февраля 1990 года колонна из 300 000 человек прошла от Зубовской площади по Садовому кольцу и Тверской улице до Манежной площади, где состоялся митинг с лозунгами отмены 6-й статьи Конституции СССР. Тогда демонстрантам удалось добиться цели и заставить власть выполнить их требования.
О том, как отстоять право на протестное шествие 4 февраля, мы беседуем с Львом Пономаревым, лидером движения "За права человека" и Евгенией Чириковой, членом оргкомитета шествия "За честные выборы", лидером движения "В защиту Химкинского леса". Какие предложения вы бы внесли завтра в ходе заседания оргкомитета, на котором будет принято решение о дальнейших действиях?
Евгения Чирикова: Вы знаете, у нас на прошлом совещании оргкомитета были сформулированы определенные принципы, которых мы собираемся и дальше придерживаться. То есть первое – мы не меняем дату. Второе – мы все-таки настаиваем на том, чтобы это был центр. Я думаю, что не надо очень трагически относиться к этому решению мэрии. На самом деле, я думаю, что нам нужно настаивать на этих принципах. Москва действительно город большой, и у нас есть уже опыт проведения такого мероприятия, как проход граждан на митинг на Болотной площади "За честные выборы" от площади Революции до Болотной площади. Мы шли очень интересным маршрутом: мы шли мимо администрации президента, мимо Кремля, прошли очень организованно и доказали, что протест российских граждан самый интеллигентный протест на планете, и нам можно доверять. Мы это мэрии доказали. По сути это и было шествие, но оно прошло очень цивилизованно и культурно.
И то, что сейчас мэрия начинает себя таким образом вести – это демонстрация некоего бессилия. На самом деле эта ситуация очень провокационная, потому что очевидно, и мэрия это должна понимать, я хочу, чтобы они меня услышали и поняли, что они могут спровоцировать просто ситуацию, когда люди, которые хотят пройти, и они не понимают, почему им это запрещают, они все равно могут туда придти. И поэтому лучше повести всем себя разумно и все-таки найти такой маршрут в центре Москвы, который бы устроил всех. Я не понимаю, зачем мэрии надо ставить нам палки в колеса, у нас на самом деле было уже мероприятие такое, ну почему бы нам не разрешить второй раз. Исключительно я это объясняю себе параноидальностью нынешних властей, которые очень боятся народного протеста.
И еще, что хочу сказать, что на самом деле у нас "Вконтакте" и "Фейсбук" – это далеко не все, не все регистрируются и людей может придти больше. На самом деле, я думаю, что чем больше меня людей услышит, чем больше зарегистрируется, люди должны понимать, чем у нас больше будет зарегистрированных людей, тем проще будет вести переговоры с мэрией. Поэтому я бы придерживалась наших принципов, которые мы провозгласили на прошлом собрании оргкомитета – дата, центр и пусть мэрия нам все согласовывает.
Владимир Кара-Мурза: Как по своему опыту, вы видите выход их сложившейся ситуации?
Лев Пономарев: Да, я согласен с Евгенией, надо придерживаться своих требований. Конечно, здесь гарантии нельзя давать. В то время, когда в 90 годы мы сталкивались с такой же проблемой, может быть власть была более адекватная, более адекватно себя вела, чем сейчас. Тогда не было силовиков во власти, они, во всяком случае, не играли главную роль, сейчас в основном силовики. Ясно, что уже другая психология. Там были политики, хотя они были из КПСС тоталитарной, но все равно внутри КПСС достаточно демократические были принципы, там все это обсуждалось, и люди были более опытные, я бы сказал. Они в большей степени были политиками, чем те люди, которые сейчас пришли к власти из силового блока. И силовики могут рискнуть пойти на авантюру, как мне кажется. Поэтому ситуация на самом деле очень сложная.
Женя сказала, что центр, но центр – довольно растяжимое понятие. Я обсуждал сегодня с Рыжковым, Немцовым, всех не обзванивал членов оргкомитета, насколько я знаю, у них было такое предложение провести шествие от "Олимпийского" по проспекту Мира, потом по Садовому кольцу и провести митинг на Сахарова. Вообще умеренное предложение по степени радикализма, центра вообще не касается, шествие по Садовому кольцу, маленькому кусочку и митинг на Сахарова. Казалось бы, это вещь, которой трудно воспрепятствовать, найти какие-то аргументы. Мэрия дала отказ по самому радикальному предложению, то есть шествие к центру Москвы и проведение на Манежной площади.
Кстати, я изучал этот документ, он абсолютно юридически безграмотен. Потому что они написали, что Манежная площадь, юридически ею распоряжается Кремль – это неправда. Другое дело, я знаю, сейчас есть инициатива, чтобы не только Васильевский спуск и Манежную площадь отдать под юрисдикцию Кремля. Но пока этого не произошло. Они обратились сейчас, сейчас Москва распоряжается Манежной площадью. Сейчас на Манежной площади проводили митинг коммунисты, еще были другие митинги, поэтому это совершенно юридически неграмотный ответ, который мэрия дала. Поэтому надо озвучить все варианты, которые оргкомитет предлагал, чтобы люди понимали, насколько мэрия ведет себя недоговороспособно. Мне кажется, что надо консолидировать все силы. Например, я завтра хочу написать, я разговаривал с правозащитниками, чтобы мы обратились к президенту, который является гарантом конституции, в конце концов, ему решать этот вопрос такой острый, с открытым письмом, чтобы он вмешался в эту ситуацию как гарант конституции и чтобы удовлетворил требования оргкомитета.
Владимир Кара-Мурза: К нашему разговору подключился Иван Стариков, член политсовета движения "Солидарность". Какой вы видите выход из этой внешне тупиковой ситуации?
Иван Стариков: Я хотел бы подвести некие итоги прошедших двух митингов 10 и 24 на Болотной и Сахарова. Первое: абсолютно очевидно, что созидательный и мирный характер митингов прошедших абсолютно отчетливо и однозначно показал, что власть это заставило начать, по крайней мере, пока обещать, а кое в чем выполнять свои обещания начать политическую реформу. И теперь уже сложно будет повернуть это вспять. Вторая часть связана с тем, что мы видим явную дискриминацию. У всех свежо в памяти: согнанные бедолаги "нашисты" и на Ленинском проспекте в свое время, и на проспекте Сахарова в белых фартуках и так далее. И тогда что, волшебным образом была другая Москва, была другая ширина проезжей части, тротуаров, пешеходных переходов и так далее? Нет, конечно. Поэтому в этой части, если бы в России был независимый суд, то, безусловно, организаторы и участники предстоящего марша 4 февраля могли бы обратиться в суд и указать на эту явную дискриминацию по политическому признаку оппозиционных сил.
Мое мнение такое: на самом деле, мне кажется, что главное – это все-таки не потерять в количестве людей. И мне кажется, что если соберется не меньше людей, чем на Сахарова 24 декабря прошлого года, то это будет самое главное. Нельзя допустить фальстарта. Жизнь не оканчивается 4 марта в России. Я убежден, что тот огромный ворох проблем, который накоплен в России, уже летом этого года при нелегитимной думе, нелегитимном президенте, безусловно, возобновятся акции протеста. Да и на улице, чего греха таить, будет потеплее. Я говорю свою личную позицию, если уж совсем в клинч войдет московская власть, я бы согласился и запустил работу. Каждый из нас имеет дома принтер – это маленькая типография, эти сотни тысяч принтеров, обратиться в сети, в "Фейсбуке", "Вконтакте", в "Одноклассниках", печатать воззвание с приглашением придти 4 февраля, разносить по почтовым ящикам в доме, где живешь, соседям, говорить друзьям и так далее. Если бы таким образом тысяч двести людей мобилизовали на эту акцию, то я убежден, что спокойно, никто бы не посмел, эти люди смогли бы выйти из-под моста, как поет мой друг и сосед Олег Митяев, "из-под живота" Крымского моста выйти на Садовое кольцо и двинуться маршем. Поэтому, мне кажется, такой алгоритм был бы логичным, хотя может быть я что-то не понимаю.
Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.