В марте в афише театра Камбуровой появится "Черно-белое кино". Спектакль поставлен на стихи Юрия Левитанского и предпремьерные показы приурочили к 90-летию со дня рождения поэта.
Музыка написана Ларисой Критской и Олегом Синкиным. Он же – за фортепьяно. На скрипке – Татьяна Масленникова. В ролях заняты актрисы-певицы Елена Камбурова, Елена Веремеенко, Виктория Тихомирова, а также Александр Пономарев. Режиссер спектакля читает стихи и тексты от Автора.
Последние годы Александр Пономарев делает спектакли для радио "Культура", и вот – после длительного перерыва – он возвращается в театр. По приглашению Елены Камбуровой.
– Елена Антоновна хотела сделать вечер памяти Левитанского. Я сказал, что не умею ставить вечеров, и предложил начать работу над спектаклем. Театр на это пошел, – рассказывает Александр Пономарев.
На маленькой сцене театра – массивный старинный деревянный стол и металлическая кровать. Они попали в спектакль прямо из стихов Левитанского : "Кровать и стол, и ничего не надо больше". Вместо задника – экран. Кадры хроники разных лет и современная съемка, стилизованная под документальную.
"Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль –
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно..."
Прежде помещение, в котором теперь располагается театр Камбуровой, занимал кинотеатр "Спорт".
– Я сразу ухватился за стихи Левитанского и за то, что здесь был кинотеатр, висел экран. И мы попробовали поиграть этими образами, – говорит Александр Пономарев.
В своей жизни Александр Пономарев выпустил много спектаклей, основанных на поэтических текстах, в этом деле он – настоящий мастер. Но прежде в поле его зрения попадали стихи Алексея Крученых ( "Победа над солнцем" в РАМТе), Велимира Хлебникова ( "Зангези"), Александра Введенского ("Кругом возможно Бог"), Даниила Хармса ("Елизавета Бам") – в созданном им театре-студии "Чет-нечет". Поэтическая природа стихов Юрия Левитанского – иная:
– Не стоит кокетничать и говорить, что со сложными стихами работать проще. Но я открыл книгу, прочел и услышал искреннюю интонацию стихов Левитанского, которая в дефиците, на фоне нынешних, можно сказать, мерзостей. Поэт он, конечно, удивительный, не скажу великий, но это кристально чистые стихи…
То, что для Александра Пономарева – недавнее открытие, для Елены Камбуровой – значительная часть жизни:
– Наш первый спектакль "Капли датского королля" (он до сих пор идет на аншлагах) был посвящен Булату Окуджаве. С первого дня жизни этого театра мы хотели поставить нерукотворные памятники разным поэтам – из тех, с кем я общалась, дружила. Три года назад я обратилась к одному известному, уважаемому мной, режиссеру с идеей поставить спектакль на стихи Юрия Левитанского, но он сказал: "Его никто не знает, это никому не интересно".
Моя любовь к Левитанскому не сегодня, не вчера появилась, а сразу, как только Булат Окуджава посоветовал мне почитать его стихи. А Зоя Крахмальникова нас познакомила. Я никогда не забуду вечер, когда мы с пианисткой Ларисой Критской к нему поехали, и он вручил нам кипу листов формата А4, рукопись сборника "Кинематограф". Мы в эти стихи сразу влюбились, и тогда же Лариса написала 11 песен, – вспоминает Елена Камбурова.
Одно из главных действующих лиц спектакля – старый календарь. Листочки отрывают и сжигают – один за другим. Простая, ясная метафора быстротечности жизни. Камбурова говорит:
– Любое существо, которое способно увидеть красоту земли, красоту человеческих отношений, понимает, что все это имеет свой финал. И это очень хорошо понимал Юрий Левитанский
Музыка написана Ларисой Критской и Олегом Синкиным. Он же – за фортепьяно. На скрипке – Татьяна Масленникова. В ролях заняты актрисы-певицы Елена Камбурова, Елена Веремеенко, Виктория Тихомирова, а также Александр Пономарев. Режиссер спектакля читает стихи и тексты от Автора.
Последние годы Александр Пономарев делает спектакли для радио "Культура", и вот – после длительного перерыва – он возвращается в театр. По приглашению Елены Камбуровой.
– Елена Антоновна хотела сделать вечер памяти Левитанского. Я сказал, что не умею ставить вечеров, и предложил начать работу над спектаклем. Театр на это пошел, – рассказывает Александр Пономарев.
На маленькой сцене театра – массивный старинный деревянный стол и металлическая кровать. Они попали в спектакль прямо из стихов Левитанского : "Кровать и стол, и ничего не надо больше". Вместо задника – экран. Кадры хроники разных лет и современная съемка, стилизованная под документальную.
"Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль –
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно..."
Прежде помещение, в котором теперь располагается театр Камбуровой, занимал кинотеатр "Спорт".
– Я сразу ухватился за стихи Левитанского и за то, что здесь был кинотеатр, висел экран. И мы попробовали поиграть этими образами, – говорит Александр Пономарев.
В своей жизни Александр Пономарев выпустил много спектаклей, основанных на поэтических текстах, в этом деле он – настоящий мастер. Но прежде в поле его зрения попадали стихи Алексея Крученых ( "Победа над солнцем" в РАМТе), Велимира Хлебникова ( "Зангези"), Александра Введенского ("Кругом возможно Бог"), Даниила Хармса ("Елизавета Бам") – в созданном им театре-студии "Чет-нечет". Поэтическая природа стихов Юрия Левитанского – иная:
– Не стоит кокетничать и говорить, что со сложными стихами работать проще. Но я открыл книгу, прочел и услышал искреннюю интонацию стихов Левитанского, которая в дефиците, на фоне нынешних, можно сказать, мерзостей. Поэт он, конечно, удивительный, не скажу великий, но это кристально чистые стихи…
То, что для Александра Пономарева – недавнее открытие, для Елены Камбуровой – значительная часть жизни:
– Наш первый спектакль "Капли датского королля" (он до сих пор идет на аншлагах) был посвящен Булату Окуджаве. С первого дня жизни этого театра мы хотели поставить нерукотворные памятники разным поэтам – из тех, с кем я общалась, дружила. Три года назад я обратилась к одному известному, уважаемому мной, режиссеру с идеей поставить спектакль на стихи Юрия Левитанского, но он сказал: "Его никто не знает, это никому не интересно".
Моя любовь к Левитанскому не сегодня, не вчера появилась, а сразу, как только Булат Окуджава посоветовал мне почитать его стихи. А Зоя Крахмальникова нас познакомила. Я никогда не забуду вечер, когда мы с пианисткой Ларисой Критской к нему поехали, и он вручил нам кипу листов формата А4, рукопись сборника "Кинематограф". Мы в эти стихи сразу влюбились, и тогда же Лариса написала 11 песен, – вспоминает Елена Камбурова.
Одно из главных действующих лиц спектакля – старый календарь. Листочки отрывают и сжигают – один за другим. Простая, ясная метафора быстротечности жизни. Камбурова говорит:
– Любое существо, которое способно увидеть красоту земли, красоту человеческих отношений, понимает, что все это имеет свой финал. И это очень хорошо понимал Юрий Левитанский