В Башкирии накануне февральских протестных акций усиливается давление властей на гражданских активистов. В понедельник, 23 января мировым судом Октябрьского района Уфы был оштрафован на одну тысячу рублей Амир Курбанов – один из организаторов протестного шествия «За честные выборы», прошедшего в Уфе 24 декабря. Курбанова обвинили в том, что он нарушил порядок проведения публичного мероприятия и провел колонну демонстрантов дальше, чем это было указано в согласованной заявке. На самом деле ситуация сложилась абсурдная. Протестное шествие должно было дойти до площади возле Русского драмтеатра, и соединиться с митингом, организованным партией «ЯБЛОКО». Власти обязали Амира Курбанова прекратить шествие, не доходя буквально 300 метров до митинга. Это требование Курбанов выполнил, объявив в мегафон, что шествие прекращено. Но далее, демонстранты, разумеется, все равно проследовали на площадь, где соединились с митингующими, и это было поставлено организатору в вину. Амир Курбанов с вынесенным вердиктом суда не согласен.
Амир Курбанов: В суде я доказывал, что на самом деле поступил именно так, как мне правительство рекомендовало. Но почему-то мне не поверили. Я это решение буду обжаловать в вышестоящих инстанциях. Я считаю это решение несправедливым и формой давления на меня, чтобы убедить меня в том, что не надо, мол, проводить акции протеста.
Артур Асафьев: На следующий день тем же мировым судом был оштрафован на тысячу рублей Сергей Наумкин - лидер башкирского отделения партии «ЯБЛОКО» и организатор вышеупомянутого митинга «За честные выборы». Накануне проведения митинга республиканское правительство заявило, что площадь перед Русским драмтеатром уже занята «Молодой гвардией «Единой России» и предложило «ЯБЛОКУ» подобрать другое место. «Яблочники» ответили правительству, что места на площади вполне достаточно для двух митингов и отказались переносить свое мероприятие. За это упорство лидер башкирского «ЯБЛОКА» был оштрафован, причем решение вынесли в отсутствие обвиняемого, не дав ему произнести ни слова в свою защиту.
Рассказывает Сергей Наумкин:
Сергей Наумкин: Протокол милиция составляла, это было 24-го. Они подошли ко мне после окончания этого митинга – Сергей Александрович, у вас ведь было не согласовано место проведения? Вице-премьер Мулюков просил вас изменить место проведения. Я говорю – но он ссылался на то, что там, якобы, собирается «Молодая гвардия». Но когда мы подъехали к трем часам, никакой «Молодой Гвардии» там не было. Наоборот было специально отгорожено место для проведения митинга нашего и офицеры полиции подтвердили, что это вот – для нас. Я считаю, что ни состава, ни события административного правонарушения там не было. Это явно носит тенденциозный, заказной характер.
Артур Асафьев: Говорил лидер Башкирского отделения партии «ЯБЛОКО» Сергей Наумкин. В ближайшее время Сергей Наумкин и Амир Курбанов намерены обжаловать решения мирового суда в районном суде. Правозащитники уже заявили, что помогут оппозиционерам, если потребуется довести это дело до Европейского суда по правам человека. Говорит уфимский правозащитник Константин Потнин.
Константин Потнин: Я смотрел практику Европейского суда по правам человека. Там есть два очень интересных прецедента – «Стоянов против Болгарии» и «Махмудов против России». То есть, аналогичные процессы были, и там Европейский суд однозначно говорит, что власти, которые ограничивают свободу собраний под предлогом того, что это может угрожать безопасности дорожного движения или, там, в это же время в этом же месте проводится другая демонстрация, пикет или митинг, – это не является достаточным основанием для того, чтобы отменять заявленное мероприятие.
Артур Асафьев: После судов давление на гражданских активистов не закончилось. Вечером 25 января сотрудники уфимской полиции задержали автомашину, в которой ехали Амир Курбанов и руководитель уфимского Левого фронта Дмитрий Чувилин. У активистов изъяли листовки. Рассказывает Амир Курбанов:
Амир Курбанов: С Чувилиным вместе мы везли на такси тираж листовок, призывавших к участию в демонстрации 4 февраля, которая начнется в три часа от Дворца молодежи и будет идти до Горсовета. У нас было около 16 тысяч листовок. На пути к пункту назначения нас остановила ГАИ, работники ГИБД. Остановили водителя, сказали, что у них какая-то спецоперация «Штраф» идет и попросили водителя проехать вместе с ними в УВД. А потом внезапно оказалось, что надо совершить изъятие нашего багажа на предмет содержания в нем экстремистских листовок. То есть, задержали нас за штраф – водителя такси, а в итоге получается, что история заканчивается тем, что у нас изымают листовки. Мы спросили – а у вас есть основания для изъятия? Они обещали все это показать, но этого так и не сделали. Мало того, как меня, так и Чувилина просто выкинули за пределы УВД, в наглую открыли багажник, вытащили листовки и потащили к себе в УВД. Нас, можно сказать, просто-напросто ограбили. Я считаю, что они нам настоящую войну объявили, власти-то, такими вот последовательными мерами, превентивными.
Артур Асафьев: По мнению правозащитников, характер задержания Курбанова и Чувилина однозначно свидетельствует о том, что за активистами была установлена слежка с прослушиванием телефонных переговоров. До протестного шествия в Уфе, намеченного на 4 февраля, остается неделя. Организаторы демонстрации уже подали заявку в правительство Башкирии.