Ссылки для упрощенного доступа

Политик Леонид Волков – о митинге сторонников Путина в Екатеринбурге


Леонид Волков, депутат Екатеринбургской городской Думы
Леонид Волков, депутат Екатеринбургской городской Думы
В Екатеринбурге 28 января прошел митинг сторонников Владимира Путина. Депутат екатеринбургской городской думы, политик и популярный блогер Леонид Волков назвал свой пост в "Живом журнале" об этом митинге "Путинг, Провал, Позор, Пустота".

– Можно было и больше написать букв "п" цензурных и нецензурных – это очень продуктивная буква в русском языке. Почему "путинг" – понятно, хочется этот жанр отдельно обозначить. Митинг – это когда люди приходят выразить свои мысли и эмоции, а сюда людей привезли четыре электрички, около 25 автобусов, жесткое оцепление, построение по цехам, и людей, которые сами пришли поддержать Путина, практически не было. Было заявлено, что митинг организует ассоциация профсоюзов Свердловской области, она несет расходы, связанные с транспортом, питанием (работали полевые кухни), оплачивает сцену. Работали два огромных мультимедийных экрана, общая стоимость аренды которых на день по рыночным ценам около 700 тысяч рублей. Всего же называют цифры от 3 до 15 миллионов рублей – столько стоило проведение этого мероприятия. Если это митинг в поддержку Путина, то эти деньги должны быть потрачены из предвыборного фонда кандидата в президенты Российской Федерации Путина Владимира Владимировича, а тут ассоциация профсоюзов оплатила. Поэтому это был митинг за трудовой Урал, в защиту чести и достоинства трудяг-уральцев от блогеров, которые их обзывают быдлом и всячески нехорошо хамят. Рабочие-уральцы, которым некогда митинговать, которые стоят день и ночь у мартенов, оторвались от своих дел, приехали в Екатеринбург, чтобы сказать свое "фи" зажравшимся блогерам, бездельникам из крупных городов. Легенда была такая. Даже доходило до того, что плакаты "Мы за Путина", "Путин – наше всё" на входе отбирали, потому что это было бы незаконной агитацией, что, тем не менее, не помешало в течение всего часа (а митинг продолжался ровно час), со сцены говорить "Путин, Путин, Путин". То есть такой специфический жанр мероприятия, как бы не агитационный, как бы не за Путина и в то же время за него.

А почему это было позором? Ну как еще можно назвать такую ситуацию: со сцены оратор пламенно кричит: "Давайте скандировать – "Россия!". А из огромной толпы ответом является даже не неуверенные и разрозненные выкрики, а гробовая тишина. Пять-шесть тысяч людей на площади, которые не понимают, куда они пришли, зачем они пришли, что они должны делать, которым хочется, чтобы поскорее этот час закончился. Люди были в нормальном настроении, они были вполне позитивные, они хорошо общались, не было озлобления, но просто они отбывали повинность: нам сказали здесь час простоять, мы простояли.

А что касается провала, то это в первую очередь провал с численностью, потому что заявлено было, что будет 15 тысяч человек, а площадь была полна примерно на треть; много разных цифр, но консенсус общий в районе 5-6 тысяч. Что касается пустоты, самое забавное – это такой эпизод: при входе на митинг рабочим выдавали новые рабочие рукавицы, которые они должны были взять с собой как символ борьбы за права трудового народа, а старые рукавицы должны были сдать в специальные ящики, на ящиках было написано "Посылка Алексею Навальному". Я не уверен, что многие знали, кто такой Алексей Навальный, но, тем не менее, планировался такой привет от трудового Урала главному блогеру-бездельнику. Ящик ему отправить, чтобы он увидел, как много рабочих Урала негодуют в отношении него. Так вот эти ящики остались пустыми, в них не было ни одной рукавицы.

– Стало быть, и блогер из Волгограда Куприков, которому тоже хотели послать эти рукавицы, не получит ничего?

– Да, и Андрей Куприков тоже ничего не получит. С Куприковым совсем трагикомическая история. Волгоградский блогер, никакого отношения к Уралу не имеет, он разместил у себя текст, который ему прислал какой-то аноним в комментариях, иллюстрируя попытки стравить рабочих и городской средний класс, попытки, которые предпринимает нашистская пропаганда в блогосфере, комментарии, где рабочих пытаются обозвать быдлом. Хотя никто из блогеров, никто из гражданских активистов, никто из участников протестов в декабре ни разу так не делал. Куприков просто проиллюстрировал, что какая-то шпана ходит по социальным сетям и пытается разжигать.

– Екатеринбургский митинг – это часть политтехнологической схемы, контуры которой вы очертили, и состоит она в том, что люди труда, уральцы, любящие песню "Валенки" в исполнении Надежды Бабкиной (она звучала на этом "путинге"), поддерживают власть, а против выступают московские хипстеры, бездельники, меньшинство.

– Эта схема не имеет никакого отношения к реальности. Во-первых, очень неудачным объектом для ее приложения была выбрана Свердловская область. Свердловская область дала "Единой России", несмотря на административный ресурс, на сгон бюджетников, 32% на выборах 4 декабря, город Екатеринбург дал 25%, это самый низкий результат среди городов-миллионников, 75% проголосовало против "Единой России". Екатеринбург – это город с европейской структурой занятости, это город, в котором наиболее развита сфера торговли и сфера услуг, в сфере промпроизводства работает менее 15%. Представление о промышленном трудовом Урале, где каждый второй – работяга у станка, не имеет отношения к действительности.

Но главное, что даже там, где есть заводы, рабочие на этих заводах, как показывают результаты выборов, фанатами Путина и "Единой России" далеко не являются. Современные рабочие – это люди, которые часто получают довольно неплохую зарплату, потому что найти фрезеровщика второго разряда куда сложнее, чем юриста, экономиста или менеджера. Это является еще одним последствием путинских 12 лет, вот эта ужасная цифра: 80% молодых людей, которые получают высшее образование, притом, что в Финляндии, которая имеет среди всех европейских стран самую большую долю людей с высшим образованием – 36%. Действительно, недопроизводство рабочих кадров очень серьезное. И поэтому пресловутые "настоящие рабочие" – это высокооплачиваемые специалисты, у которых так же, как у городских хипстеров, есть бюджетные иномарки, ипотечные кредиты, поездки в Турцию. Нет социального расслоения – это один и тот же социальный слой, вот в чем юмор.

– А почему Нижний Тагил избран политтехнологами в качестве бастиона путинизма?

– Нижний Тагил самоназначился. Нижний Тагил – это очень большой город, 500 тысяч населения. Нижний Тагил – это город, где находится два больших завода, "Уралвагонзавод" и НТМК, и они между собой конкурируют за власть в городе. Там очень слабый и непопулярный мэр, поэтому Уралвагонзавод ведет долгую борьбу за то, чтобы своего человека поставить в мэры. А недавно у нас в области фактически освободился пост губернатора после того, как 1 декабря Александр Мишарин попал в ДТП, в котором погиб один из жителей области, и сейчас Мишарина в области нет, долго он был на лечении в Германии, потом где-то еще отсутствовал. Всем понятно, что его сразу после выборов снимут. И вот довольно молодой бизнесмен, генеральный директор "Уралвагонзавода" Сиенко, который давно увлекался политикой, ведя борьбу за пост мэра Нижнего Тагила, понял, что освобождается еще более интересная возможность – пост губернатора Свердловской области. Сиенко – это ставленник Чемезова, УВЗ контролируется Ростехнологиями, тут один шаг до Путина. Он нанял команду пиарщиков, ее возглавляет некто Жарич, довольно известный нашистский пиарщик, он был заместителем Рыкова, который как раз прославился троллингом в блогосфере, организацией боевых нашистских ботов. И Жарич придумал и реализует концепцию про якобы рабочих, которые якобы все поголовно возмущены хипстерами и бездельниками и дадут решительный отпор.

А дальше произошло то, что обычно бывает в ситуации, когда всё плохо, – они поверили в свою пропаганду. Как Гитлер верил в апреле 1945, что есть 9-я армия Венка, которая может нанести удар от Шверина к Котбусу, отсечь наступающие советские войска и обратить их в отступление, хотя никакой 9-й армии не было, так Путин поверил, что не все еще потеряно, что есть Общенародный фронт вместо "Единой России", что есть могучие пласты рабочих, которые искренне его поддерживают, и на них надо делать ставку в этой кампании. То есть мне кажется, что они явно стали жертвами собственных пропагандистских игр.

Самое запомнившееся выступление этого митинга – это выступление токаря Трапезникова, депутата Государственной думы, единоросса. Он выступил: я токарь, 40 лет у станка. И две минуты бился в такой истерике, которой позавидовал бы сам Владимир Вольфович. Истерика была козырная: дайте этих козлов с Болотной площади к нам на завод, мы научим работать и так далее. И под конец он начал скандировать: "Урал! Россия! Путин!". В ответ никто не поддержал, все это повисло в воздухе, а в задних рядах это слышалось, как "Украл Россию Путин". То есть те, кто были на сцене, были сами по себе, и те, кого пригнали на площадь, были сами по себе.

Иван Мохначук, член народного штаба поддержки Путина, говорил в нашем эфире, что ездил по регионам, говорил с недовольными и выяснил, что больше всего людей раздражает рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и вообще беспорядки в сфере ЖКХ. В каком-то маленьком городке стали больше брать за горячую воду, а обвиняют в этом Путина. Так ли это, это ли главная причина недовольства властью?

– Это и так, и не так. ЖКХ действительно довольно важная тема, которая бьет по людям напрямую. С другой стороны, в том-то и прелесть гражданского протеста, что даже очень далекие от интернет-аудитории люди – это социология показывает, начинают требовать в значительно большей степени политических прав и свобод, а потом уже решения вопросов ЖКХ. Довольно привычный шаг для власти – сваливать всё на такие вещи. Как, помните, в 1962 году в Новочеркасске, конечно же, всё сводилось к тому, что рабочие были недовольны повышением цен на мясо. Это примерно такая же риторика. Но риторика проигрышная.

Недавно была в интернете совершенно замечательная подборка, ее сделал блогер Наганов – это обещания Путина в решении вопросов тарифов ЖКХ с 2000 года по 2012. Оказывается, что он каждый год как минимум два раза ритуально говорил, что в сфере ЖКХ бардак, сейчас мы за нее беремся, наведем порядок, тарифы больше не будут расти. Под копирку за 12 лет 24 высказывания, абсолютно не меняющиеся, абсолютно теми же словами. И сейчас снова, идя на выборы, он собирается навести порядок в сфере ЖКХ.

– В Екатеринбурге 4 февраля, как и в столице, готовится выступать оппозиция. В Москве согласование шествия было очень сложным; договорились, если верить слухам, только потому, что вмешался Медведев. А как у вас?

– В Екатеринбурге согласование прошло без проблем; возможно, потому, что сумели подобрать маршрут, который проходил бы мимо всех символически важных точек города. Он начинается от резиденции губернатора, проходит мимо администрации города и заканчивается у здания правительства области, в котором в том числе находится Облизбирком. Но при этом он проходит целиком по тротуарам и не требует перекрытия проезжих частей. Перекрыв Привокзальную площадь для «путинга», создали огромные неудобства для транспорта, для приезжающих и уезжающих. Мы свой город больше любим и сумели найти тот маршрут, который все эти проблемы избегает, и достаточно безболезненно его согласовали.

– Сколько человек в заявке?

– В заявке пять тысяч. Сколько придут – все наши. Организаторы "запутинского" мероприятия точно знали, сколько у них должно придти по ведомостям, по разнарядкам. С оппозиционными митингами гораздо веселее: ты заранее не знаешь, сколько придут, и каждый раз очень волнуешься, потому что может придти как сильно меньше, так и сильно больше. Цифра в заявке – пять тысяч, это такой ориентир, он кажется нам реальным, и теперь приобретает еще более важное символическое значение, потому что как раз около пяти тысяч было на Привокзальной площади. В смелых мечтах хотелось бы их превзойти, показать, что добровольно на шествие оппозиции в Екатеринбурге выйдет больше, чем со всей области можно свести рабочих на "путинг". Посмотрим, получится у нас или нет.

Фрагмент программы "Итоги недели"
XS
SM
MD
LG